February 9, 2021

Тема 13. А ты точно продюсер?

Давно не виделись, поэтому пламенный привет каждому, кому хватило сил и мужества не отписаться от моего канала несмотря на длительное молчание. Почему так часто пропадаю? Я планировал посвятить целый блок статей теме продвижения и продюсирования артистов, но потом вдруг понял, что если в теме организации концертов я разбираюсь достаточно глубоко и имею большой опыт, чтобы кого-то чему-то поучить, то с продюсированием дела обстоят немного иначе. Поэтому сразу же на берегу скажу всем, кто это читает, что я не гуру продюсирования и создания артистов с нуля, но все же знаю об этом много чего интересного и имею один достаточно успешный кейс в лице Bumble Beezy. Более того, весь последний год я только и занимаюсь, что запускаю новые музыкальные проекты и планирую продолжать, так что сюда буду писать и об ошибках, (куда без них) и о реальных историях из жизни, и об удачных решениях, при этом продолжая освещать общие темы. Погнали!
На момент написания последней статьи про начинающих музыкантов (а это аж апрель 2020) в России был самый разгар локдауна, все концерты перенеслись на неопределенный срок (кстати, они не прошли до сих пор, да). Свободного времени стало значительно больше, а я как раз давненько задумывался о создании собственного лейбла, где флагманом был бы уже известный Bumble Beezy. Но тут же встал вопрос: а кто может стать потенциальным участником такого лейбла, в чем будет наша фишка, в чем идея? Все эти моменты, на самом деле, очень важны при создании любой компании. Просто так набрать любых согласившихся артистов с улицы или из интернета - сразу не вариант. Почему? Помимо того, что исполнитель все же должен обладать каким-то талантом, мне должно быть комфортно с ним работать, это золотое правило. Да, с точки зрения бизнеса, может быть, не всегда удачно, но, на мой взгляд, именно эмоциональная (духовная, человеческая) составляющая должна превалировать в отношениях "продюсер - артист", иначе рано или поздно такой союз распадется (скорее всего, рано). За примерами можно далеко не ходить, это и уходы артистов с Black Star, или недавний уход Тимы Белорусских от своего лейбла. Плюсом ко всему, продюсер должен адекватно понимать потенциал артиста и иметь ресурсы для его продвижения (это связи / деньги / план и идеи). Не факт, что это сработает, но по умолчанию что-то должно быть, иначе весь процесс так или иначе превратится в бесполезную возню, от которой, как вы уже поняли, ни одна из сторон не выиграет. За мою практику были разные случаи неудачного продюсирования (ого, случалось и такое), о них я хочу рассказать подробнее, но из этических соображений я заменю никнеймы ребят.

Кейс "Студент". Об отсутствии опыта.
Когда в Gold Star Media проходили первые большие концерты (это 2014 год), мои партнеры по бизнесу были еще очень наивными представителями музыкального мира (как и я, собственно), но очень уж вдохновленными успехами Басты и Газгольдера. Тогда они спрашивали меня, есть ли в Перми ребята, в которых можно вложить деньги и сделать из них настоящую звезду. У меня такие ребята были, но на тот момент выделялся один, причем очень ярко (и это не Bumble, это было еще раньше). В этого парня я тогда очень верил (да и сейчас поддерживаю его шаги в карьере) и сразу же показал его своим партнерам. Им все понравилось и мы решили стать ПРОДЮСЕРАМИ. Проблема была лишь в том, что у нас вообще не было понимания, что делать и как. Я, конечно, полагаясь на какой-то опыт и интуицию понимал, что нужно писать крутые треки, пытаться отдать их на радио, снимать клипы, делать фиты, но как это все осуществить, мы не до конца понимали. Мне тогда был 21 год, я студент 3-го курса ВШЭ, артисту было еще меньше. Мы попали в типичную ситуацию, о которой тогда мечтал любой исполнитель и его окружение, когда говорили "вот он бы стал звездой, были бы бабки". И вот появились деньги, но что делать и куда идти - никто не знает.
Первое, что я решил, это выжимать максимум из имеющихся на тот момент ресурсов. Мы организовывали концерты Газгольдера в нескольких городах и мои партнеры договорились о том, чтобы взять нашего артиста на разогрев. Остальное было на мне: я объявил конкурс в группе ВК, что за лучшее видео-приглашение будет приз - разогрев на фестивале Газгольдера в Перми. Видео выбирали зрители. Уверенность в том, что победит именно наш артист, была 100%-ная, даже без всяких накруток голосований и т.д. Он просто был очень узнаваемым в городе, подходил под формат + мы сняли ему действительно хороший на то время видос. План сработал, он выиграл разогрев, но в Перми по технических причинам (не хватило времени, фестиваль был задержан) выступить не удалось, поэтому мы перенесли этот перфоманс на Тюмень. Задача заключалась тупо в PR-движе: молодой артист снял клип-приглашение, выиграл, поехал выступать на одной сцене с большим коллективом. В этом и заключалась задача, которую мы, собственно, выполнили. Но что было дальше? Ничего. Разогрев - слабоватый инфоповод, хотя в 2014 году был еще актуальной темой для локальных звезд. Вот в чем таилась проблема: локальность. Я понял, что не нужно делать артиста популярным в своем городе, нужно сразу делать его популярным. Звучит просто, но так и есть. Тогда еще не было никаких ресурсов, тиктоков, музыкальных издательств, поэтому без опыта продвигать артиста с нуля казалось чем-то невероятно сложным, особенно если не видишь быстрых результатов.
Но я понимал, что не стоит опускать руки, нужно работать дальше. В том же году летом мы поехали делать концерты в Крым, туда же мы взяли нашего артиста и сняли ему там клип. Бюджет был около 50000 рублей, но клип получился очень красивым по картинке: яхта, море, катание на джипах, закат на побережье. Да и трек был очень крутой. Пожалуй, он мог бы даже стать популярным в 2019-2021 году, но в том время не стал. Мы вложили какие-то деньги в посевы, в таргетинг ВК, были какие-то неплохие цифры на Ютубе, но всего этого оказалось мало, а дальше мои партнеры уже не хотели никого продюсировать. Точнее, они передумали это делать еще после истории с разогревом, а на съемках клипа в Крыму очень сильно настаивал лично я, веря в то, что это делается не зря. Ну, в общем-то и не зря! Все мы получили хороший опыт, хоть я и был расстроен тем, что ничем не могу помочь нашему другу. Плюс туда добавились семейные обстоятельства артиста, и постепенно весь движ заглох. Не совпали на тот момент наши знания и все остальные факторы, включая контент, его качество, количество и все-таки финансовые ресурсы. Возможно, случись этот кейс года на 4 позже, что-то бы и получилось. Тем более, что из нашего артиста могло смело получиться что-то между Мотом и Navai. Но вышло, как вышло. Это был, пожалуй, мой первый опыт в качестве продюсера / менеджера.

Вывод №1: продюсер должен знать, что делать (а лучше иметь план) и владеть ресурсами.

Кейс "Незнакомец". Об отсутствии лояльности.

Еще один не самый удачный опыт продюсирования случился со мной чуть больше 2 лет назад. На студии моих друзей записывался интересный чувак, которого они мне показывали. Первое время я особе не вслушивался, так как был занят своими концертами и плотной работой с Bumble Beezy. Но в один из таких визитов на студию я все-таки посидел и послушал некоторые треки этого парня. По голосу он чем-то напоминал Элджея, но музыка показалась мне очень перспективной, да и органичным путем многие треки набирали большое количество шазамов и прослушиваний. Я решил попробовать сделать из этого что-то большее. В отличие от ситуации в первом кейсе, у меня в голове быстро сформировался план, как с этим можно работать дальше, мы познакомились и пообщались с артистом, и как мне показалось, нашли общий вектор и какое-то понимание. Но видимо, это только казалось.
Я выбрал самую стримовую песню, договорился со знакомыми клипмейкерами, и мы сделали очень крутой клип (до сих пор так считаю, кстати). Далее у меня был план работать с нашими дистрибъюторами по продвижению, я вложил в клип свои деньги, а дальнейшие средства планировал задействовать уже через лейбл. Проблема была в том, что за несколько месяцев до этого у артиста как раз вышел альбом, а нового материала не было, поэтому мы договорились подождать новых песен и с ними начинать плотно работать. Так как начинающему артисту некуда спешить и дедлайны особо не горят, я занялся другими делами, ожидая новых песен, но по итогу артист перебрался в Москву и стал работать с другими людьми. Я понял, что человек не заинтересован в работе и не стал даже поднимать этот вопрос, потому что, как я уже писал выше, для меня главное лояльность и понимание. Мы были не знакомы, не дружили, по сути чужие друг другу люди, да и инициатива эта возникла у меня по доброте душевной (как обычно), чтобы помочь действительно неплохому материалу быть услышанным. Кстати, трек очень популярен, да и клип тоже неплох, до сих пор остается, пожалуй, лучшим из того, что сделал исполнитель, если верить стриминговым платформам. Этот случай научил меня важнейшим вещам: если вздумал помогать незнакомым артистам, сразу подписывать с ними контракт, иначе все это никому не нужная возня. И дело тут не в меркантильности вовсе, а в том, чтобы люди чувствовали свою ответственность друг перед другом, это поможет избежать недопониманий в будущем. Но самое главное, если с человеком не складывается рабочий процесс, то не стоит даже мучиться.

Вывод №2: артист должен быть заинтересован в работе с тобой, хотя бы как со знакомым, но лучше как с профессионалом.

------------------------------------------

Почему я не люблю слово "продюсер"? Во-первых, оно откидывает в какие-то 90-ые или нулевые, где пузатые дядьки зашибали бешеные деньги с бедных артистов, которые 24/7 где-то выступали. А во-вторых, в последнее время очень многие стали называть себя "музыкальными лейблами", "продюсерскими центрами", "продюсерами". В этом, конечно, нет ничего плохого, да и продюсер - это, безусловно, важный человек в карьере артиста, но нужно понимать, кто действительно им является, а кто только любит себя так называть. Таких кадров я тоже встречал и встречаю по сей день.

Собственно, все эти не самые удачные примеры с продюсированием начинающих артистов, очень долго сеяли в моей голове сомнения по поводу создания "лейбла" (ну скорее даже комьюнити). Я отказался от этой идеи и сделал выбор в пользу того, что первое время мне будет куда комфортнее работать с близкими людьми. У меня был такой человек, которого я знаю еще с 2013 года, когда он выступал на разогреве у Птахи. Безумно талантливый парень, который будучи еще маленьким 16-летним школьником из города Чайковский (Пермский край, 100 тысяч населения) приезжал на автобусе на мой фестиваль и забирал там первое место. Это Артем Интакто. Я бы давно начал помогать ему в творческом становлении, но мы жили в разных городах, Артем учился и жил в Ижевске, где познакомился с Rauf & Faik'ом, и даже принял участие в их дебютном альбоме, который принес молодому дуэту дикую популярность. Интакто работал с ребятами, даже ездил с ними в часть первого тура, потом двигался самостоятельно, сотрудничал с разными дистрибъюторами. У него даже была подруга, которая помогала ему в качестве менеджера, были и сольные концерты в Ижевске, был TikTok-хит "снеговик" и достойный дебютный альбом. Но все как-то не складывалось, не получалось выйти на новый уровень, да и средств на это, откровенно говоря, не было никаких.

И вот в прошлом мае, когда стало понятно, что концерты откладываются в долгий ящик, а Bumble Beezy работал над новым альбомом под собственный продакшн, я сидел у друга дома и мы слушали песни Артема. Тогда я подумал, что надо бы нам связаться и уже попробовать сработать вместе, так мы и сделали. Через пару недель Тема приехал в Пермь и мы начали работать. Так наше комьюнити пополнилось на одну талантливую творческую единицу, а что из этого получится, мы сможем увидеть спустя время. Надеюсь, что когда-нибудь я опишу этот кейс как успешный, потому что у меня уже есть определенный опыт и знания в продвижении, а у Артема есть талант и лояльность, мы дружим с 2013 года, так что эта история началась очень давно. По иронии судьбы я когда-то предрекал Интакто большое будущее, а теперь оно частично находится и в моих руках.

Я обязательно расскажу, что мы делали и будем делать, какие это дало или не дало результаты, но со временем и дозировано. Я по-прежнему не называю себя продюсером на 100%, хотя, стоит признаться, что уже им являюсь. Более того, идея с лейблом никуда не делась, она скорее ждет своего идеального часа, но мне очень хочется, чтобы этот лейбл возник на костяке из своих ребят, которые любят делать качественный продукт и ценят человеческие отношения. Плюсом ко всему, хочется обкатать многие алгоритмы и инструменты, чтобы я мог действительно что-то дать молодым артистам кроме слов и обещаний, что "у нас не как у всех, а лучше". Надеюсь, что скоро уже смогу это сделать.

Всем спасибо, кто добрался до конца. Я думаю, что вернулся в блог, жду ваших комментариев, лайков и вопросов.

P.S. заходи на http://intakto.ru