размышления
July 13, 2021

Давайте поговорим про театр?

За кулисами

Давно обещал поговорить сначала про «Грифон», потом про «Кьоджинские перепалки». А в результате решил объединить два мнения и сделать более общий и полный пост про театр в целом.

Возможно, вы знаете, что у меня довольно близкие и тёплые отношения с театром — я даже играл в нескольких школьных постановках, смотрел все возможные трансляции во время запрета очных показов и постоянно делюсь какими-то классными спектаклями с подписчиками в историях.

Но с какого-то момента мне стало сложно ходить в театр. Я перестал понимать необходимость делать это (особенно в провинции, но не только). Сначала я списывал это на отсутствие в Симферополе хороших актёров или режиссёров, но потом переехал в Севастополь, а Луначарский — уже совсем другой уровень. Плюс смотрел разные трансляции, даже из лучших театров России, но очень редко они производили на меня сильное эмоциональное впечатление.

То же случилось с Грифоном — да, безумно красивая сценография, пара интересных решений, но очень наивная, примитивная и отвлечённая история в основе; то же было с Кьоджинскими перепалками — вроде стараются, но персонажи тужатся и нелепо орут друг на друга, а в результате болит голова и ощущаешь себя на передаче у Малахова (правда, на Бесах и Мастере и Маргарите того же Луначарского я вообще спал, так что прогресс на лицо).

Одновременно с этим пришёл интерес к стендапу, но именно душевному и личному. Я заметил, что десятки раз пересматриваю того же Бо Бёрнема, Вуди Аллена или спектакли Наставшева. Начал смотреть балет и мюзиклы, а любимый спектакль, увиденный мной в Крыму — «Море морем» Симферопольского кукольного театра. В Севастополе несколько раз ходил на нишевые читки современных пьес и намного чаще оставался доволен.

То есть охладел я не ко всему театру, а только к тому, который пренебрегает театральной условностью, не пытается искать новые способы эмоционально воздействовать на зрителя и рассказать личную историю. К тому, где персонажи в полном большом зале нелепо тужатся, кривляются, кричат что-то, чтобы даже самые последние ряды поняли, что происходит и когда нужно смеяться. Чтобы массовый зритель не ушёл расстроенным и не жалел потраченных на билет денег.

Те спектакли, которые люди считают лучшими в Севастополе, для меня оказываются самыми скучными и бесполезными. Зачем пересказывать в сотый раз книги? Зачем воссоздавать декорации и переодеваться в костюмы? Зачем создавать иллюзию, что вы делаете что-то настоящее, когда всё ваше действие — условность? И это прекрасно? Ещё Брехт, создавая свой эпический театр, хотел не дать зрителю поверить, что действие реально, и тем самым сильно обогатить количество смыслов и эмоций, которые он в результате может получить, теснее погрузить в саму природу театра.

А вы что думаете на этот счёт? Какой театр вам нравится?