Прямая речь.
October 25, 2019

«Звук на Quintessence должен быть пиздатый или никакой»

Quintessence стали известны своими камерными рейвами в почившем Squat 3/4. Что было до, как станет после — узнали у Димы Гаспарова.

Материал подготовили: Лена Л., Илья С., канал TECHNÖRD

Рейв на крыше

— Quintessence 4 года. Расскажи, какими были первые вечеринки, как появилась идея Q? Чего вы хотели?

Мы не понимали чего хотели. В то время я вообще не знал как делаются тусы. Просто возникла мысль сделать вечеринку, а мой друг поддержал эту идею финансово. Это было спонтанное решение, что-то типа “давай снимем лофт, позовем друзей и побухаем”. Мы купили кучу икеевской посуды, колы, бухла и прочих, как нам казалось, необходимых для организации бара вещей. Вложились нормально. Коробки с этим добром занимали половину однушки, которую снимал мой друг. Арендовали лофт на Электрозаводе, позвали поиграть трех друзей. Я даже не был уверен, умеют ли они это делать. (Смеется)

«Ивент» запустили на Facebook. Я сделал неплохой дизайн — для меня это было важно, потому что я связан с этим профессионально. Мы думали, что придет человек двадцать наших друзей. Но пришло много народу — 150 или даже больше. Тогда я впервые сыграл на большом звуке, в шестиметровых потолках и бетоне.

Электрозавод

С этим большим звуком мы тоже не рассчитали: арендовали огромный комплект NEXO, 12 кВт, тащили все это хозяйство в рэках на четвертый этаж… А Электрозавод — огромное старое готическое здание с двенадцатиметровыми пролетами, высоченными лестницами. Там окна были стеклянные, частично разбитые, а напротив стояли жилые дома. Спустя полтора часа как началась тусовка приехала полиция, а у нас техно ебашит гремучее. Говорят: «Ребята, сделайте потише звук, на вас жалобы идут». Мы такие: «Ок-ок». Они уходят — мы опять наваливаем. Проходит полчаса, они снова приезжают и забирают человека ответственного за сдачу лофта. Говорят мне: «Все, поехали с нами». А я не могу — если я поеду, звук потухнет, и все гости просто уйдут. В итоге с ними поехал мой друг. Кое-как мы это разрулили.

Минусанулись в тот раз мы, конечно, знатно. Особенно на этой коле — ее можно было купить в двадцать раз меньше. Но мы заморочились: у нас были лонг-айленды, какие-то коктейли невероятные, мы привезли лед… Мешали все наши девчонки, а на этом Электрозаводе даже руки негде было помыть. Получился такой трэш-рейв. Сейчас я понимаю, что тогда людей заинтересовала сама локация — она была аутентичная, интересная. Да, это были минуса, но когда ты понимаешь, что пришло 200 человек, а ты первый раз в жизни какую-то херню сделал... Это подбодрило нас сделать вторую вечеринку.

— И где вы ее решили провести?

Вторая туса была уже на Красном Октябре — мы сняли лофт в Umaker'е. Тогда там базировалась диджей-школа, где давал уроки Фонарь. Нам тогда казалось, что все там было пропитано музыкой и искусством. На этот раз я решил, что надо позвать не только корешей, хотя кто-то из них классно отыграл на первой вечеринке, и до сих пор эти люди успешно выступают. Но была мысль позвать кого-то посерьезнее. Поехал в «Пропаганду» к Сереже Тимошову. Помню: приезжаю в пятницу в клуб, знаю, что он играет. Пытаюсь его выцепить: «Чувак, приве-е-ет, а можешь у нас, пожалуйста, поиграть?». (Смеется)

Мы договорились, Серега был хедлайнер среди трех ноунеймов. Вечеринка прошла неплохо. Снова пришло 150 человек и снова мы минусанулись. В тот раз мы не стали довозить звук, доверились арендодателям. В итоге он оказался полным говном. Это была переломная вечеринка, после которой я решил:

Звук на Quintessence должен быть пиздатый или никакой.

Это мое принципиальное убеждение. Если звук не качает — не захватывает дух.

Дич
Из Facebook: Название родилось из концепции первых вечеринок, где наравне с молодыми артистами выступали ортодоксы, стоявшие у истоков зарождения техно-сцены в России. Таким образом воплощалась идея квинтэссенции произведений электронной музыки от ее зарождения до наших дней. Неповторимая атмосфера Quintessence – результат квинтэссенции качественного звука, хорошей музыки и места с историей.

А потом все закрутилось. Завершив одну вечеринку, я думал о другой, меня начало затягивать. В итоге, нашли клуб «Дич». Легендарное было место — это был 100% камерный формат. У нас изначально было понимание, что наши вечеринки для узкого круга людей.

После «Дичи» мы сделали вечеринку в «Диссиденте». Он только появился и многим очень нравился — там был нормальный звук, интерьер еще оставался частично от старого клуба «Алхимик». В тот раз мы вроде вышли в ноль. Когда мы перешли в клубные пространства, это уже стало похоже не просто на какую-то дилетантскую вечеринку, а на более-менее такую вечериночку. Дальше понеслись различные локации, но концепция оставалась неизменной.

— Ты диджеил до всех этих вечеринок?

Да, любительски. Как-то начал спонтанно сводить музыку...

У меня был товарищ, который в какой-то момент с друзьями решил открыть hidden бар в центре Москвы. Он находился на территории будущего «Сквота». А до этого там был «Шкаф» — легендарный гей-клуб. И на этапе строительства бара я спросил друга, будут ли у них диджеи. Он говорит: «Да не». Я тогда предложил им диджеем быть. Абсолютно в этом не понимал ничего. Знал, что диджеи ставят музыку и создают классную атмосферу, что это очень круто. Но я всегда хотел чем-то поделиться, неважно что я делаю: рисую ли я дизайн, или играю. В итоге друг согласился, чтобы я там диджеил. Я погуглил на чем играть надо, проходит два дня, и он мне говорит: «Забей, Димон, я уже все купил». Это был контроллер DDJ-WeGO из Музторга за 12 тысяч рублей размером с поднос из Макдональдса… Его надо было подключить к компьютеру, поставить какую-то обрезанную Serato DJ. Потому что это самый дешевый контроллер от Pioneer'а, и он укомплектовывался Serato, но не полноценной, которая стоила 99 баксов…

В помещении бара со времен «Шкафа» остались еще JBL'евский комплект колонок, сабы и топы, то есть это был полноценный звук, который прокачивал эти 30 квадратных метров. И я начал там играть, собирать музыку. Конечно, у меня и до этого была музыка, но ты просто как слушатель, выбираешь что тебе нравится, запиливаешь себе в плейлисты. А тут началось что-то более осознанное, я начал вслушиваться, все это компилировать, готовиться. Мне кажется, я был единственным резидентом, который на протяжении года в этом баре каждую пятницу играл — были вечеринки «Techno Friday». Как сейчас помню: за всю ночь получал по 1,5 тысячи рублей, мог играть по 6, по 8 часов. Но, но!...

— Это ведь было сколько лет назад...

Ну да. Тут в другом был цимес: мне дали доступ ко всему, для меня это было так круто — я играю музыку... Но не надо забывать, что это был бар, не клуб, и отношение было тогда не такое серьезное. Все бухали, веселились, что-то там играли... Было весело.

— Это был бар с техно?

Нет, это был просто бар. Я, конечно, играл иногда не только по пятницам. Играл хаусец... Но я все время говорил: «Блин, чуваки, давайте техно-пятницу». Приходил, и, порой, за отсутствием опыта, хуярил бочку на 130, а люди сидят, отдыхают. Но в какой-то момент они привыкли к этому... (Смеется)

— Главное воспитать свою аудиторию. А потом было что?

Потом этот бар закрылся — переехал в другое место. Из-за нехватки народа, просто на одной рекламе не выезжали. Когда там было большое заведение по соседству — клуб «Мастерская», люди иногда заходили залетные. Этот бар был как бы отдельным пространством — если ты о нем не знаешь, ты туда не попадешь. Тусило все крыло, где сейчас «Лисица». На втором этаже была «Мастерская», а до этого — «Джусто Баня Душ». И там были интерьеры, плитка... Ведь все эти здания — это Хлудовские бани. Но, в итоге, все снесли, потом и в «Сквоте» все захерачили, хотя это ЮНЕСКО охраняется.

Когда бар закрылся, играть мне было особо негде. Иногда какие-то друзья куда-то там звали, но все это было несерьезно. Я решил найти еще какое-нибудь заведение, и подвернулась одна кальянная, как бы смешно это сейчас не звучало. Тогда это было что-то суперсвежее, современное и классное. (Смеется) Все ходили курить эти кальяны, хотя я этого вообще не понимаю. У кальянной был адекватный владелец, и я ему говорю: «Мэн, давай купим виниловые проигрыватели сюда, доукомплектуем, купим микшерный пульт, и я начну делать здесь техно-четверги». И стал делать техно-четверги. В какой-то момент это уже было параллельно с вечеринками Quintessence.

Именно в этой кальянной начали появляться связи. Я познакомился с разными артистами, диджеями. Звал их играть. На удивление, многие из них откликались — приходили за бесплатно… Как сейчас помню: играли такие значимые для меня люди как Лена Попова, Антон Уханов, Слава Финист и еще много кто. Всем нравилось, собиралось довольно много людей. Это было камерно, по-домашнему и очень прикольно. Но потом этот формат тоже себя изжил. Остались только вечеринки, которыми я и продолжил заниматься.

— В какой момент тебя начали звать на чужие тусовки?

Да как-то оно все параллельно шло с вечеринками. Я ни разу за всю жизнь никому не написал, не навязывался и не просил поиграть. Хотя это обычная практика у большинства диджеев. Конечно, есть и востребованные артисты... Но, в принципе, просить поиграть — это нормальная рабочая стратегия. А мне это не нужно было, хватало своих вечеринок.

— Какие из квинтовых вечеринок тебе запомнились больше всего?

Как ни банально, большинство вечеринок Q были по-своему уникальны и хороши. В какой-то момент мне пришлось взять на себя много организационных вопросов, и я очень много стал пропускать выступлений артистов, не успевал сам тусить. Но 90% вечеринок мне прямо очень нравились. По вайбу, по всему. Самые крутые вечеринки были — сквотовские. Это был наш дом, мы там просто приросли. Это просто была квинтэссенция всего: места, звука, света, артистов, наших гостей... Настоящая Quintessence была именно там.

Рома Knigi

«Сквот» был уникален. Не люблю мишуру, я из тех людей, которые не очень понимают оформление, безумные инсталляции, мне нравится простота и минимализм. Мне нравится, когда на вечеринке весело.

Весело — потому что люди на позитиве, музыка танцевальная. Плюс все это подкрепляется качеством саунд-системы, светом, в общем, все в комплексе. А еще сама локация. Для меня это вообще самое главное.

Любая вечеринка начинается с локации.

Многие промо-группы заморачиваются: вот мы делаем декорации, арт-перформансы, инсталляции… Это все не про Квинту. «Сквот» в этом плане отвечал моему видению. Стены бывших бань сами по себе уже были декорацией. Хотя мы и пытались дорабатывать аутентичный интерьер, но в какой-то момент поняли, что людям это не особо и нужно.

Squat 3/4

Еще камерность — я не люблю большие танцполы. Мне нравится здания с историей, высокими потолками и своей особой атмосферой. Когда в подобных пространствах много людей, создается атмосфера сплоченности. Живой организм, проникающий в небольшое помещение и разносящий все на своем пути. И все как паровоз несутся.

Мы провели три вечеринки в уникальном для того времени live-формате, где все выступления были живые. Это огромная куча железа, сложный монтаж, технически сложное переключение, в небольшом пространстве. И, главное, это все танцевальная музыка.

Рома Knigi
Poima

— Как вы готовитесь к вечеринке, как программу составляете?

Все начинается с выбора локации. Потом — музыкальная программа.

Практически 80% артистов, которые у нас играют, — это сформировавшиеся диджеи, музыканты с колоссальным опытом. Все это может разбавляться молодыми талантами, которые успели себя где-то проявить. Quintessence — это не про эксперимент, мы за качество. У нашей аудитории есть определенные ожидания. Они не хотят обломов, они хотят прийти и с самого начала и до конца кайфануть, отдохнуть, оттанцеваться и уйти. Соответственно, для этого есть определенный пул артистов. Это профессионалы, которые четко понимают, что нужно делать в определенное время и отыгрвают свой сет идеально. Поэтому я очень тщательно продумываю лайнапы, таймтейблы.

У нас еще есть подкаст. На нем выпускались и зарубежные артисты, там тысячи прослушиваний по всему миру. Нам постоянно пишут: «Хотим у вас размещаться, хотим запилить у вас микс...». Приходится объяснять, что для начала нужно попасть в лайнап вечеринки — все подкасты записаны артистами, которые у нас выступали и выступают, и то очень-очень выборочно и точечно.

— Расскажи про свою команду.

Команда Q

Нас работает 6 человек, в зависимости от ивента. Еще фейсер Георгий, который с нами на всех тусах.

Организация каждой вечеринки — это приличные деньги, и мы все делаем на свои кровные, а не спонсорские. У нас нет волонтеров, вся команда, артисты, получают полноценные гонорары. Я считаю, что любой труд должен оплачиваться.

Все, что касается музыкальной программы, я курирую сам. Вообще, 90% всех решений — мои решения. Таймтейбл часами составляю, чтобы вся вечеринка была как одна композиция.

Pluton
Q 3 года

Есть еще технический отдел. Свет, звук — все это мы решаем с ними: сколько чего для каждого помещения, мероприятия. Но, опять таки, должен быть минимализм. Мне нравится простота линий, когда есть четкая геометрия, я не люблю хаотично пересекающиеся непонятные световые решения, непонятные приборы, которые не ясно что делают. Все, что касается мэппинга, виджеинга, световых инсталляций — мы это не используем. Стробы, лазеры, головы и всякое такое — достаточно классические решения. Ну и дым, без дыма никуда. Все это применить и заставить работать — настоящая магия.

— Камерность рейва — это обязательная фишка квинты?

Мы пробовали делать ивент в «Агломерате» 3 года назад. Привозили Lag’a из Сербии. Но я четко для себя понял, что это вообще не наше. У меня есть определенный фидбек от аудитории и наши собственные ощущения — мы не хотим тусить в коробках. Хотим уединения: пусть это туса будет на 400 человек, даже на 200, но всем будет по кайфу, как дома в тапочках. Да я и сам не люблю играть на больших площадках — теряю коннект. Мне нравится, когда у меня люди вот здесь, пусть 10 рядов, но я вижу каждого, что с каждым происходит.

Aglomerat

С большими площадками у нас есть хороший опыт, с «Фантомасом». Он по-своему уникален, там супер крутой вид на Москву. Мы обожаем летние тусы, дворы, террасы, и «Фантомас» для большого летнего ивента — это прямо бомба. Два года подряд делали ивент «Рейв на крыше» — несется очень круто. Дождь, не дождь — всем очень нравится. Но это большой ивент, который мы делаем раз в год.

— Кстати, как ты сейчас чувствуешь, достаточно подходящих площадок?

Нет, я вообще чувствую, что полное говно происходит. Я тот чувак, который в целом против формата площадок. Поэтому мне нравилась Москва семилетней давности. Мне не близка цепочка взаимодействия промо/площадка… Я за клубную историю. Это твой дом. Был бы «Сквот» — вообще бы никуда не дергались. А сейчас мы туда-сюда мотыляемся и ищем постоянно какой-то компромисс.

Поэтому мне очень импонирует Питер, там пока остались клубы. «Штакет» — мой любимый. Для меня он один из эталонных клубов в России, там есть своя уникальная атмосфера. Мы вообще не ограничены Москвой: делали шоукейсы в «Штаке», в «Бланке».

— Теперь когда нет постоянной локации, раз за разом приходится восстанавливать эту самую атмосферу Квинты в разных местах. Как вы это делаете?

Люди сами создают все. Открытые люди, которые с тобой на одной волне. Возможно, это не новое поколение тусовщиков: скажем, от 25 до 40. Но это не те люди, которые ходят, скажем, на «Orbita project».

Это опытные рейверы, но при этом им нужен маломальский комфорт. Не кальянчик покурить, столик заказать, нет, просто какие-то базовые вещи: чтобы был качественный звук, чтобы работал нормально гардероб, чтобы туалет закрывался, в конце концов. Комфорт с какими-то нотками андера, классного технового звучания. Потому что все эти люди когда-то были молодыми, начинали с транса, гоняли на опен-эйры, потом все это переросло в техно историю. Люди от этого тусить меньше не стали, от того что они повзрослели. В душе у них все то же самое бьется, колотится. Вот и Quintessence — это баланс, это гармония. Это не из крайности в крайность. Мы не перебарщиваем.

— Кстати, про людей, создающих атмосферу. У тебя сейчас вечеринки с дресс-кодом «кинки» — приоритетное направление…

Все правильно. На сегодняшний день это вообще одно из того немногого, что лично мне хочется делать. Хочется передать эту свободу — берлинский формат.

— Думаешь, в Москве получится?

Уже получилось. Мне очень понравилось, все было примерно так, как я себе представлял. Это не было пошло. Возможно, людям не хватало какого-то раскрепощения, но получилось оптимально для первого раза. Кто-то, конечно, пришел с ожиданиями какими-то, что «я сейчас с дилдо ворвусь, оттрахаю все что движется»… Но «кинки» — это не «Кинки пати». Надо было просто как-то обозначить формат, но, опять же, опыта нет.

PsychoDaily: 🎭 Самыми модными людьми в Москве будут не техно-промоутеры, а устроители классных кинки-пати.

Люди должны приходить на тусу и ощущать свободу. Не просто прийти красиво одетыми, а понимать, что среди них такие же свободные люди, которые могут себе позволить этой ночью делать все. И это не про грязь история — это все про музыку...

Кстати, касательно Квинты, у нас все абсолютно равны на вечеринке. У нас нет бэкстейджей в классическом понимании, привилегий и каких-то вип-вещей. Диджеи всегда максимально рядом с людьми — никаких подиумов и помостов.

Танцевать можно везде, на любой поверхности.

Мы специально обсуждаем это со всеми площадками заранее, привозим специальные сценические столы, чтобы выдерживали.

— С артистами тоже это обсуждаешь?

Мы едины в этом понимании. У нас нет сцены, мы просто встретились потусить. Домашняя атмосфера. Наши друзья, их друзья, все пришли в какой-то сквот, на хате собрались, принесли саунд систему, ну и нормально отвисли.

В целом, за все время мы делали только то, что нам самим искренне нравится. Такие вечеринки, на которых самим хотелось бы потусить. Никогда ни на кого не смотрели: гнули свою линию, продолжали делать свой продукт. Получилось так, как получилось. (Смеется)

— Сколько Квинтэссенции нужно танцполов?

На самом деле зависит от ивента. На дне рождения будет два. Возможно три, посмотрим по погоде — может откроем двор. Мы всегда стараемся отобразить несколько звучаний. Мейн отдается под классическое техно, а второй танцпол — это, обычно, электро, нью-вейв, всякое интересное.

— Но без экспериментов?

Ну да, это всегда танцевальная история. Без перекрышек этих ваших любимых. (Смеется) Нет, мы делали формат экспериментальный, приглашали Миру (Ishome), Женю (Sestrica). Как экспериментальную часть программы — в самом начале, часов в 7–8 вечера. Было прикольно, но, опять таки, медленно разгонялось. У нас разгон — пара часов, пока люди доходят.

— А есть какие-то требования к пространствам, где музыка не несется?

У нас есть чилзоны, там всегда транслируется музыка с одного из танцполов. Тебя не должно бросать, никакого внезапного эмбиента, поэтому всегда трансляция основного звука.

— Что планируешь делать с Диссидентом?

С Диссом ничего не нужно делать. Мы привезем туда нормальный звук, свет, поставим по центру диджейку и разнесем его к ебеням!

Смеется.


Q for Quintessence: Facebook, SoundCloud

Внутри рейва

Редакция: Лиза К., Лена Л., Илья С.

@technoerd

@dancingalone