Сценарии
July 28, 2020

Встраивание Ассертивности

Как стать капитаном "Ассертивность"?)))

1. Перепрошить программу "Если я проявлю агрессию, я плохой. Агрессия это плохо"

  • Заменить опыт в прошлом
  • Заменить опыт в настоящем
    • Выбрать недавнюю ситуацию, где были нарушены ваши границы, ущемлены права и вы по привычке промолчали.
    • Заменить на новую модель поведения — контролируемую агрессию

2. Встроить новую программу:

Я принимаю свое и чужое раздражение, гнев и агрессивность, как естественное и правильное явление человеческой природы, оно возможно и допустимо в нужных мне моментах”.

Т.е. — "Агрессию проявлять нормально"

1. Находим противоречащие этому принципу программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить эту правильную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

3. Встроить принципы ассертивности:


1) Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия

Есть убеждения, которые мешают принять это.

  • «Вдруг я покажусь бесцеремонным?»,
  • «А кто я такой, чтобы судить о себе?»,
  • «Пусть кто-то более умный и авторитетный скажет, правильно ли я себя веду».

Ассертивный человек понимает, что самостоятельно оценивать своё поведение его неотъемлемое право. Если человек не отвечает за свое поведение, то он ждет наказания и оценки от окружающих!!! Я пойму поступил ли я хорошо, когда меня оценят авторитеты.

Перепрошивка

1. Читаем установки, которые мешают

2. Находим противоречащие этому принципу программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

2) Я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение

Установка, которая мешает реализовывать это право, звучит так:

  • «Я должен оправдываться перед другими людьми, всегда объяснять свои действия и извиняться».

Но нет! Вы имеете право не оправдываться за свои поступки.

Перепрошивка программ, противоречащих этому принципу:

1. Находим программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

3) Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я за решение проблем других людей, и если да, то до какой степени (Я могу сам понимать кому, когда, и чем я могу помочь и могу ли вообще)

Еще одна характеристика ассертивного человека умение понять, когда стоит решать проблемы других людей, а когда нет, и нести ответственность за свои решения.

Противоречащее этому праву убеждение может звучать так:

«Я всегда должен жертвовать своим временем и достоинством, уметь приспосабливаться. Проблемы других людей имеют больший приоритет, чем мне может казаться».

Перепрошивка

1. Находим программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

4) Я имею право изменить своё мнение (и не только мнение, но и решение, даже если обещал!)

Допустим, вы высказали одну точку зрения, а потом у вас появилась новая информация, и вы поменяли свое мнение. В этом нет ничего страшного.

Более того, изменения признак роста. Вами могут манипулировать: «у вас двойные стандарты», «значит, вы ошибались». Но ошибаться — нормально.

Перепрошивка программ, противоречащих этому принципу:

1. Находим программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

5) Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки

В нашей культуре это болезненная тема - мы боимся ошибаться, а если сделали ошибку, долго чувствуем вину. Многие стремятся к тому, чтобы их постоянно контролировали (так ошибку совершить труднее), а если что-то пошло не так – лучше это скрыть.

Это сложно признать, но мы все имеем право ошибаться. Такое право, правда, существует в тесной связке с ответственностью, которую нужно брать на себя, и со способностью обосновать свои действия.

Перепрошивка программ, противоречащих этому принципу:

1. Находим программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

6) Я имею право сказать: «Я не знаю»

Это тоже многим дается тяжело – особенно людям с синдромом «отличника» или
«перфекциониста». Например, человеку на презентации задают вопрос, а ответа он не знает.

Первая мысль: «Нужно как-то выкручиваться, что-то говорить, чтобы не выглядеть глупым».

Но можно сказать: «Я не знаю». Или «сейчас на этот вопрос ответить не смогу - нет информации». Или «а давайте поищем, кто знает».

Перепрошивка программ, противоречащих этому принципу:

1. Находим программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

7) Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

Поиск одобрения и зависимость от него часто подавляют в человеке его истинные желания, потребности. Если вам постоянно нужно одобрение, и вы действуете так, как удобно другим, то вероятно, вы ущемляете себя – не даете проявляться тому, что важно для вас, вне зависимости от мнения окружающих.

Перепрошивка программ, противоречащих этому принципу:

1. Находим программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

8) Я имею право принимать нелогичные решения.

Бывает, что аргументов, которые вам предъявляют, недостаточно, чтобы согласиться с чьим-то решением, даже, если всё звучит очень логично.

Это относится к творческим процессам, ситуациям, где много неопределенности или большие риски. У вас не получается сформулировать логическое заключение, но интуиция, а это результат накопленных знаний и опыта — может шептать: «Не стоит этого делать». Вы имеете право довериться ей.

Перепрошивка программ, противоречащих этому принципу:

1. Находим программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

9) Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».

Убеждение, которое мешает реализовывать это право, звучит так:

  • «Лучше не задавать лишних вопросов, а стараться угадать мысли другого человека.
  • Скажу, что не понимаю лишусь отношений, поддержки».

Это не так. Если вам важно понять собеседника, но не выходит – задайте вопрос. Если другой человек заинтересован в отношениях, он объяснит свою точку зрения.

Перепрошивка

1. Находим программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

10) Я имею право сказать: «Меня это не интересует»

Необязательно откликаться на всё, интересоваться всем – это даже невозможно. У вас свой круг интересов, у других свои увлечения, и, если они у вас не совпадают, то ничего страшного.

Установка, которая мешает принять это право:

«Если я не буду интересоваться тем, что любят другие, люди посчитают меня безразличным или чёрствым».

Перепрошивка

1. Находим программы:

Я обращаюсь к своему духу и прошу прояви все негативные программы, которые мешают мне встроить правильную позитивную программу.

2. Перепрошиваем

  • Определить программы,
  • Найти первоисточник каждой,
  • Заменить опыт в прошлом каждой,
  • Заменить модель мышления/поведения в настоящем.

Итого

Эти 10 убеждений представляют собой позитивный сценарий ассертивности.

Их выявил впервые психолог Мануэль Смит. Этот сценарий состоит из 10 позитивных программ – описаний прав, которые принимает и реализует ассертивный человек.

Упражнение для тренировки ассертивности

Уметь внимательно слушать

Да, эмпатия является одним из ключевых навыков ассертивного поведения. Если вы умеете выслушивать человека, понимать его точку зрения и его мотивацию, то вы на правильном пути. Научитесь не перебивать человека, а если очень нужно, то так, чтобы это не вызвало раздражения.

Эффективно вести диалог

У любого диалога есть три эффективных составляющих: прямота, честность и открытость в разговоре. Однако не стоит считать, что говорить искренне неприятные вещи в лицо человеку это честно. Любую суровую правду можно сказать разными словами, намеками, метафорами, с улыбкой и без нее, участливо и злорадно.

Поэтому не думайте, что нужно много ума и честности, чтобы говорить подобные вещи. Это как раз несложно. Гораздо сложнее развивать в себе тонкость и гибкость, которые позволят вам высказывать, например, только косвенную критику, подходить к неприятной вещи издалека и создать доверительное общение.

Демонстрировать самоуважение и уважение к другим

Здесь опять нужен очень точный баланс. Если мы выказываем слишком большое уважение другому человеку, это приводит к лести и лицемерию, а в итоге к поведению жертвы. И наоборот.

Научитесь не впадать в крайности - уважайте и себя и других одинаково. Относитесь к себе так же требовательно, как и к другим. Не делайте себе поблажек, если совершили ошибку — признайтесь в этом и попросите прощения. Пожалуй, это самое важное и сложное правило.

Уметь достигать сотрудничества

Это и есть цель любого ассертивного поведения. Ни о каком доверии и речи не может быть, если в итоге один из участников получает больше, чем другой. Это справедливо даже в эфемерных вещах: выборе места путешествия или того, что приготовить на ужин.

Искусство дипломатии ценится не только в политике, но и простом человеческом общении. Люди ценят тех, кто ищет общую выгоду. Они идут чаще с ними на контакт, поддерживают отношения и тоже становятся ассертивными, потому что видят, что это несложно и довольно приятно. Это гораздо лучше, чем постоянные конфликты.

Уметь демонстрировать уверенность и позитивную установку.

Как ни круги, а многие люди до начала переговоров или разговора, на котором должно решаться что-то важное, ощущают соперничество и имеют проблемы с хорошим настроением. Они заранее настроены на битву и неприятные эмоции.

Если вы будете позитивно настроены, то сумеете расположить к себе собеседника. Его предубеждение со временем исчезнет, потому что все любят позитивных людей. Люди любят тех, кто улучшает им настроение, такова наша психология. То же касается и уверенности в себе. Только следите за тем, чтобы она не перешла в самоуверенность.

Уметь принять на себя ответственность

Неумение это делать - показывает другим людям, что вы застряли в детстве и не отвечаете за свои поступки, а значит совершаете больше ошибок, чем другие. Если вы принимаете ответственность за свое поведение, то этим вы выказываете уважение своему собеседнику.

Дети не умеют вести себя ассертивно именно по этой причине. Поэтому если человек вырос, а все осталось на своих местах, это большой недостаток и причины стоит искать именно в детстве.

Пожалуй, ассертивность является главным признаком взрослого человека. Любое другое поведение в итоге сводится к обидам, критике и агрессии. Поэтому развивайте в себе ассертивность.

Упражнение «Учет похвалы»

Заведите отдельный блокнот и каждый день записывайте туда три вещи, за которые можете себя похвалить. Это развивает умение говорить и принимать комплименты — а это составляющие ассертивного поведения.

Хобби, которое позволит вам самовыражаться

Это могут быть занятия вокалом, танцы, курсы актерского мастерства, спорт. Главное, чтобы деятельность приносила удовольствие и позволяла проявлять себя — даже больше, чем обычно.