October 25, 2019

Система «умный дом» может быть самой бестолковой покупкой в вашей жизни.

Источник: ТинькоффЖурнал.

Система «умный дом» может быть самой бестолковой покупкой в вашей жизни.

Поначалу так получилось у меня: каждый вечер умный дом выключал свет ровно в тот момент, когда мне нужно было дойти до кровати или переодеть ребенка. Приходилось искать в темноте телефон и просить яндексовскую Алису передать приложению «Альфред», чтобы оно включило свет в комнате.

Я потратил на эксперимент около 15 тысяч рублей, перебрал разные компоненты — начиная от дешевых китайских и заканчивая дорогими отечественными. Сейчас я подобрал оптимальный вариант под свои нужды, его стоимость чуть больше 13 тысяч рублей.

Вот что сейчас умеет мой умный дом:

  1. Транслировать видео из кухни через вайфай-камеру.
  2. Следить за проникновением в квартиру посторонних и включать сирену, если засечет вора.
  3. В 11 часов вечера выключать свет в спальне и детской.
  4. Включать свет по голосовой команде.
  5. Работать с беспроводным выключателем света.
  6. Автоматически включать свет на кухне, когда там кто-то есть, и выключать, когда все ушли.
  7. Оповещать об утечке газа или потопе.

В этой статье я расскажу, как не облажаться с покупкой и установкой системы «умный дом»: в каких ситуациях она может пригодиться, как можно сэкономить, как настроить ее самостоятельно и во сколько обойдутся услуги профессиональных компаний.

Итоговый вариант моего умного дома обошелся в 13 359 рублей. Всего в ходе эксперимента я потратил на гаджеты для дома 15 500 рублей
Лишние модули, которые я купил для моего умного дома: модуль управления светом, электромагнитный клапан и релейный блок. Потратил на них чуть больше 2 тысяч рублей. Буду думать, как их применить: подарю или продам на «Авито»

Цель умного дома

Умный дом — это система устройств, которые помогают вам жить комфортнее и безопаснее. Датчик реагирует на какое-либо изменение в доме и посылает сигнал в цифровой блок, который и запускает программу.

Можно настроить умный дом так, чтобы он автоматически открывал шторы утром, включал свет по голосовой команде, присылал на смартфон оповещение, если в ванной вдруг протечет вода.

Подбирать конкретные комплекты устройств нужно исходя из вашей цели. Изначально у меня ее не было — я просто накупил на 5 тысяч рублей разных гаджетов для умного дома на «Алиэкспрессе» и экспериментировал с ними. В результате часть этих покупок пылится на антресолях.

Смета моего первого варианта умного дома — 4220,89 Р

Когда я наигрался с гаджетами, увидел несколько прикладных задач:

  1. Жена часто рассказывала, что, выйдя на улицу, она не может вспомнить, выключила ли газовую плиту, воду и свет. Поскольку квартира в ипотеке, хочется быть уверенными, что по нашей вине ничего в ней не случится.
  2. В спальне у нас был неудобный выключатель света: он прятался за раздвижной дверью. Вместо него я решил поставить беспроводную панель управления светом.
  3. Нужен датчик движения на кухню, чтобы автоматически включать свет над плитой.

Когда я определился с целями, стало проще подбирать комплектующие. Вот что я решил докупить.

Докупил устройств на 10 390 Р

Цены на компоненты меняются в течение года — можно купить их дешевле или дороже, в зависимости от акций на «Алиэкспрессе».

Чтобы вам было проще определиться с целью умного дома, я приведу три наиболее популярных сценария. Расскажу о каждом в отдельности. Сценарии также можно сочетать друг с другом, если хотите больше функций.

Управлять светом через интернет

Сложность настройки:
Бюджет: 300—400 Р на каждую комнату

Для этого сценария нужно купить реле — устройство, которое получает сигнал от центра управления или смартфона и подает напряжение на подключенный в него прибор.

Я хотел управлять светом в основных комнатах и использовал вайфай-реле Sonoff, потому что оно одно из самых дешевых на рынке. Это реле можно купить на «Алиэкспрессе», я так и сделал.

Реле управляется через приложение eWeLink или яндексовскую Алису.

Повелеваю светом в спальне через Алису и ее навык «Альфред — Умный дом»
В приложении eWeLink можно включать свет со смартфона, задавать цикличные и одноразовые сценарии
Реле, которое управляет светом через интернет, можно купить на «Алиэкспрессе» за 300—400 рублей

Схема работы проста: реле получает сигнал от приложения и включает подключенную к нему лампу.

Реле может работать как «умная розетка»: если подвести к нему провод переменного тока, а с другой стороны приделать штепсель, то получится управлять приборами — например дистанционно включать телевизор или чайник. Свет в детской я сделал с помощью такой розетки, чтобы не подключать датчик к люстре.

Реле, установленное на потолке в моей квартире. Выглядит не очень, но другого варианта установки не было из-за конструкции люстры и натяжных потолков
Для детской я придумал такой способ установки — чтобы не присоединять датчик к люстре, решил сделать из модуля Sonoff вайфай-розетку и к ней подключить ночник

Автоматически включать и выключать свет

Сложность настройки:
Бюджет: от 480 Р на каждую комнату

Входишь в комнату → загорается свет. Для этого сценария достаточно поставить датчик движения.

Датчик включает свет над плитой, когда засекает движение в кухне
Датчик движения, который можно использовать для управления светом. Не подключается к интернету

Я решил поставить такие датчики в кухню и ванную комнату. Подключил их не к основному, а к дополнительному свету, чтобы не возиться с проводкой. Использовал для этого IP20 за 483 Р из «Леруа Мерлен».

Главный минус этих датчиков в том, что они не подключаются к интернету. Хотя, с другой стороны, так надежнее: они будут работать, пока к ним подведено электричество. Если вам нужно управлять светом по расписанию, через голосового помощника или смартфон, то они вам не подойдут.

Датчик, который включает свет над плитой в кухне, когда я подхожу, и гасит, если нет движения больше одной минуты. Брал в «Леруа Мерлен» за 483 рубля

Безопасный дом: вода, газ и воры

Сложность настройки: ★★
Бюджет: 9424 Р

Я сделал дом безопаснее: если забуду выключить газ или воду, то умный дом отправит уведомление мне на смартфон.

Через веб-камеру я могу проверить, выключил ли свет в кухне и плиту, а также наблюдать за тем, как растут цветы, пока я нахожусь в отпуске. Если в дом залезут воры, то умный дом включит сирену и уведомит меня в приложении, а фото вора сохранится на флешке камеры.

Как спрятать дома деньги

Чтобы сделать дом безопаснее, мне понадобились:

  1. Датчик утечки газа — над кухонной плитой.
  2. Два датчика протечки — для ванной и кухни.
  3. Камера со встроенным датчиком движения.
  4. Датчик открытия входной двери.

Я заказал себе готовый комплект Rubetek за 7006 Р. В него входят датчик открытия двери, протечки и камера со встроенным датчиком движения. Прямых китайских аналогов на «Алиэкспрессе» я не нашел. Устройства Rubetek проектируют в России, поэтому проблем с поддержкой нет.

К сожалению, в комплекте нет датчика газа, его пришлось докупать отдельно. Я решил не ждать посылки из Китая и приглядел в «Леруа Мерлен» подходящий гаджет.

Умный дом отправляет уведомления на смартфон, когда срабатывает любой из датчиков. На гифке я показал, как датчик газа посылает камере «Рубикам» сигнал: что-то не так. А камера через приложение присылает мне на смартфон уведомление: сработал датчик
Я купил комплект Rubetek за 7006 рублей. В него входят датчики влажности, открытия двери и веб-камера, которая одновременно служит центром управления
Датчик отправит уведомление на телефон, если почувствует высокую концентрацию газа
Через вайфай-камеру я могу проверять, выключил ли газ, воду и свет в кухне

В планах — подключить датчик газа к вытяжке: она будет включаться при срабатывании и газ не будет скапливаться в квартире.

Оповещения приходят, если в приложении включен режим охраны. Я ставлю дом на охрану, только когда мы все ушли: так смартфон не заваливает меня уведомлениями каждый раз, когда кто-то из домашних выходит за дверь.

9424 Р

стоила вся система для умного дома от Rubetek

Вся система обошлась мне в 9,5 тысячи рублей. На мой взгляд, это дорого. С другой стороны, мое спокойствие и время стоят дороже, не говоря уже о возмещении ущерба при возможном потопе или взрыве газа.

Вот как теперь выглядит моя кухня

Как выбрать комплектующие

«Ардуино» — самый дешевый вариант, но нужно дружить с паяльником и C++. У «Ардуино» открытый код, над которым работают энтузиасты со всего мира, поэтому здесь нет доплаты за маркетинг.

Что такое платформа «Ардуино»

«Ардуино» на «Алиэкспрессе» стоит около 3000 Р

На «Алиэкспрессе» можно найти датчики и плату управления, а на форумах и в блогах — исходный код. Если вы не боитесь паять, устанавливать драйверы для платы на компьютер и программировать на C++, то этот вариант вам подходит.

Мне не хотелось возиться с припоем и настройкой кода, поэтому я не стал покупать этот вариант умного дома.

Так выглядит платформа «Ардуино» и комплект датчиков для умного дома. Простейшую автоматизацию можно собрать за 3000 рублей. Источник: магазин на «Алиэкспрессе»

Sonoff — понятная настройка, но паяльник все еще нужен. Это китайский производитель, модули которого стоят меньше тысячи рублей. Я нашел его через обзоры на Ютубе.

Кроме цены мне понравилось, что есть мобильное приложение, обзоры на форумах и возможность наращивать функциональность с помощью сторонних модулей. Из минусов — нет горячей линии и русскоязычной поддержки, приложение и все настройки частично на английском. Бывают глюки при входе в систему через Андроид-смартфон.

Я взял несколько вайфай-модулей Sonoff basic для контроля за светом, центр управления Sonoff bridge, датчики Sonoff DW1 и панель управления Sonoff 433. Все перечисленное обошлось в 3239 Р. Во время распродажи можно купить дешевле.

3239 Р

стоили дополнительные компоненты для умного дома от Sonoff

Мне понравилась совместимость Sonoff со сторонними системами. Для подключения понадобится мост Sonoff RF bridge и датчики, работающие на частоте 433 МГц.

Я без проблем смог связать Sonoff с датчиками Rubetek. Правда, теперь мне на смартфон приходят уведомления от обеих систем.

Датчики Sonoff в фирменном магазине на «Алиэкспрессе»
Приложение глючит. При попытке подключиться к лампочке через вайфай пишет, что сеть не работает, приходится заходить через мобильный интернет
К Sonoff bridge можно подключить сторонние датчики
Настройка датчиков делается в приложении — достаточно войти в режим добавления и активировать датчик

Xiaomi — китайский Эпл. У Xiaomi классный дизайн, но высокая цена. Я не взял, потому что не хотел переплачивать за бренд.

Плюсы Xiaomi — русскоязычная поддержка, имидж, удобные приложения, связь с экосистемой. Минусы — стоимость. Для тех, кто захочет попробовать, есть хороший обзор про умный дом с нуля на датчиках этой компании.

Датчики Xiaomi обойдутся в среднем в два раза дороже малоизвестного в России Sonoff. Зато, судя по отзывам, приложение работает стабильно и есть возможность получить поддержку на русском языке по установке и использованию. Скриншот интернет-магазина «Румиком»

Rubetek — умный дом из России. Я выбрал этот комплект, потому что он есть в каждом «Ашане» и «Леруа». Это дает гарантию: если система не заработала или не подошла, то ее можно просто вернуть по кассовому чеку. Рассуждал так: продавцы-консультанты помогут выбрать подходящие датчики, а за поддержкой можно обратиться на горячую линию.

Есть и минусы. Первый минус — это цена устройств. Для сравнения, панель для управления светом от Rubetek стоит в «Леруа Мерлен» 1483 Р. Аналог на «Алиэкспрессе» — вдвое дешевле.

Панель для управления светом от Rubetek стоит в «Леруа Мерлен» 1483 рубля
Дополнения для российской системы Rubetek можно докупить в Китае. Это сэкономит вам деньги

Приложение для Андроида у меня получилось настроить лишь с третьей попытки: вначале оно было недоступно в «Гугл-плее», поэтому мне понадобилась помощь поддержки. Про то, как настраивал, напишу ниже.

Еще оказалось, что смс-уведомления не работают с камерой, для них нужно докупать центр управления Rubetek за 7960 Р. Без него будут приходить только пуш-уведомления от приложения. Из описания это было непонятно.

В «Леруа Мерлен» есть отдел устройств для умного дома. Я сфотографировал его содержимое. Девайсы в три раза дороже, чем на «Алиэкспрессе», зато есть быстрый возврат, гарантия и русскоязычная поддержка
На стенде в «Леруа» можно посмотреть сценарии применения отдельных комплектующих
Это удобно: становится понятно, нужно оно тебе вообще или нет

Как можно сэкономить

После того как я проверил совместимость комплекта с китайскими датчиками, я понял, что можно было сэкономить: купить отдельно вайфай-камеру Rubetek, а к ней заказать с «Алиэкспресса» датчики. Вот два расклада для сравнения стоимости.

Умный дом на базе Rubetek — 9424 Р

Комплект Rubetek «Видеоконтроль и безопасность» 7006 Р

Датчик газа Rubetek 2418 Р

Умный дом с российско-китайскими компонентами — 4924 Р

Вайфай-камера видеонаблюдения RUBETEK RV-3403 - 3320 Р

Датчик открытия двери - Sonoff DW1, 2 шт. - 622 Р

Датчик протечки воды, 2 шт. - 502 Р

Датчик газа- 480 Р

Получилось, что я мог бы сэкономить 4500 Р, но поддался на уловку маркетологов и купил все в одном. Не повторяйте моих ошибок.

То, что датчики не из комплекта, не делает их хуже. Они точно так же будут работать с камерой Rubetek, как и их оригинальные аналоги.

Установка и настройка

Мне нужно было настроить комплект Sonoff basic для управления светом в спальне и детской, Sonoff bridge и беспроводной выключатель Sonoff 433 в коридоре, камеру и датчики безопасности Rubetek — газа, протечки, открытия двери.

Ниже я подробно расскажу о настройке каждого девайса.

Схема расположения устройств в моей квартире

Камера и датчики Rubetek. В комплекте с камерой и датчиками шла инструкция для настройки, я следовал ей, но в процессе возникло несколько проблем.

После распаковки камеры я понял, что не могу скачать фирменное приложение Rubetek для Андроида. Пришлось просить ссылку у техподдержки. Оператор прислал ссылку на «Яндекс-диск» с файлом установки. Спустя неделю приложение стало доступно в «Гугл-плее», поэтому вам не придется скачивать файлы из внешнего источника.

Второй раз я обратился в поддержку, когда оказалось, что уведомления приходят, только если приложение открыто на телефоне. В фоновом режиме оповещения не срабатывали. Пришлось повозиться с настройками роутера и личного кабинета у провайдера, отключить в них защиту от взлома. Мне не понравилось, что теперь в мою сеть может вторгнуться хакер, но таковы условия работы оповещений.

Добавить камеру в приложение Rubetek несложно: приложение дает подсказки на каждом шаге
Для добавления датчика нужно имитировать его срабатывание. Можно добавлять любые датчики, которые работают на частоте 433 МГц, — это позволяет экономить, заказывая их из Китая
Отрывок из инструкции к камере
Для того чтобы работали оповещения в мобильном приложении Rubetek, мне пришлось отключить защиту от интернет-атак в личном кабинете интернет-провайдера
После настройки безопасности домашнего интернета уведомления начали приходить

Модули управления светом Sonoff. Модуль Sonoff basic подключается к сети 220 вольт, причем никаких розеток — нужно работать с оголенными проводами. Не забудьте о мерах предосторожности, чтобы не получить удар током. Для подключения нужно вооружиться отверткой и плоскогубцами.

Чтобы устройством можно было управлять с телефона, его нужно добавить через приложение. Поначалу я не смог этого сделать, пришлось лезть в Ютуб и смотреть обзоры. Оказалось, что я невнимательно прочитал инструкцию в приложении, к тому же она была на английском.

Схема подключения модуля Sonoff basic. Придется работать с высоким напряжением, будьте осторожны
Модуль можно подключать к удлинителю, от которого питать лампу или любой другой электроприбор. Я сделал так в детской комнате
Гифка по настройке модуля управления светом в приложении eWeLink. К сожалению, большая часть приложения не переведена на русский язык

В приложении бывают глюки: выбрасывает из учетной записи и заставляет заново вводить логин с паролем.

Вот как выглядит правильно настроенный модуль управления светом в интерфейсе приложения.

В интерфейсе показан мой модуль для управления светом в спальне — Lamp_1. Теперь можно включать и выключать свет в комнате из приложения, ура!
Можно настроить таймер, который будет в назначенное время включать свет, а затем выключать, или наоборот. Это можно использовать для имитации вашего присутствия в доме
Расписание на каждый день для света в детской: включить ночник в 9 вечера, а в 11 вечера автоматически выключить

Беспроводной выключатель света. К модулю Sonoff можно подключить беспроводной выключатель. Это удобно, если ваш обычный спрятан за шкафом или дверью.

У меня была такая проблема: чтобы включить свет в спальне, приходилось заходить в комнату, отодвигать дверь-купе — и только после этого можно было дотянуться до выключателя.

Выключатель работает по принципу пульта управления: в нем две кнопки, одна из которых включает свет, а вторая выключает.

Чтобы управлять светом, к выключателю нужно докупить модуль Sonoff bridge.

Вот как это будет работать
Инструкция по добавлению Sonoff bridge в приложении eWeLink. У меня проблем не возникло
Шаг 1. В настройках Sonoff bridge жмем «+», выбираем «Тревога»
Шаг 2. Активируем нужную кнопку на беспроводном выключателе
Шаг 3. После добавления в списке датчиков появятся два новых пункта. Один из них — сигнал включения, второй — выключения
Шаг 4. Переходим во вкладку «Сценарии», жмем «Добавить сценарий»
Шаг 5. В поле Condition выбираем условие запуска — нажатие кнопки «Включить» на выключателе. Затем выбираем реакцию — включение реле управления светом. У меня оно называется Lamp_1
Шаг 6. Аналогично для второй кнопки беспроводного выключателя

После всех этих настроек у вас появится возможность переместить выключатель света в удобное место.

Надежно закрепляйте выключатель: мой первый разбился. Производитель кладет в комплект двухстороннюю ленту, которая служит для крепления выключателя к стене. У меня получилось так, что через два дня лента отклеилась — и выключатель упал на плитку. Стеклянная поверхность разбилась, и осколки разлетелись по всему коридору. Повезло, что не задело никого из домашних.

После покупки второго выключателя я решил не рассчитывать на клейкую ленту и прикрепил его шурупами к дверному проему — держится гораздо крепче.

Как управлять голосом

Через Sonoff можно настроить голосовое управление светом в приложении «Яндекс-Алиса».

Для этого понадобится:

  1. Зарегистрироваться в сервисе IFTTT.
  2. Установить Алису.
  3. Установить приложение «Альфред».
  4. Добавить навык «Альфред» для Алисы.

IFTTT — бесплатный сервис, который позволяет создавать различные сценарии автоматизации. Мы будем использовать его для управления приборами Sonoff. Для этого нужно авторизоваться и перейти на страницу eWeLink в IFTTT. После этого выбираете нужный вам сценарий.

Шаг 1. В поиске IFTTT находим сценарии для eWeLink
Шаг 2. Выбираем нужный сценарий, например «включить свет на закате»
Шаг 3. На странице сценария включаем Connect
Шаг 4. Вводим логин и пароль от учетной записи eWeLink — она создается при добавлении устройств Sonoff в приложении eWeLink

Теперь нужно настроить Альфреда. В этом мне помогли статья и видео про настройку — удобно, что ссылки на них есть в самом приложении «Альфред».

В приложении «Альфред» выбираем IFTTT
Следуем инструкции из видео или статьи и заполняем поля настроек
Теперь можно давать голосовую команду Алисе на выключение или включение света
Алиса вызывает Альфреда, и он выключает свет

Где еще почитать про установку и настройку

Я не гарантирую, что все, что я описал в этой статье, сработает и для вас. Если хотите поставить систему «умный дом», но не нашли ответов в этой статье, то вот где вам смогут помочь:

  1. Сообщество программистов «Хабр». Здесь можно искать по ключевым словам: «умный дом», Sonoff, «Ардуино», Rubetek.
  2. Группа для тех, кто решил собрать умный дом на «Ардуино», во Вконтакте.
  3. Группа Sonoff во Вконтакте.
  4. Канал «Умный дом» на Ютубе.

Вот эти материалы мне понравились:

  1. Обзор Sonoff bridge — статья.
  2. Умная дача — статья.
  3. Sonoff basicRFR3, вайфай-реле с режимом DIY — видео.

Как настроить умный дом чужими руками

Можно привлечь людей с опытом, которые сделают вам умный дом.

Я решил оставить заявку на «Юду» и посмотреть, какие исполнители согласятся поставить мои датчики за 5000 Р. Описал задачу так: «Поставить датчик газа на кухню, датчик движения в коридор, датчик открытия окна и связать их с блоком управления. Все датчики китайской фирмы Sonoff, кроме датчика газа, тот от фирмы Xiaomi».

Как зарабатывать на «Юду»

Мое объявление
Вот как отреагировали исполнители

Моей целью было узнать порядок цен. Понял, что выгоднее настраивать самому: помощь мастера обошлась бы слишком дорого.

Самый дорогой вариант установки — заказать у специальных компаний. Они рассчитывают стоимость работ исходя из общей площади квартиры.

Я взял первые компании из выдачи Гугла. За мою двухкомнатную квартиру запросили от 300 тысяч рублей. В эту сумму входит система управления освещением, шторами, предупреждения о протечках, а также контроль доступа в квартиру.

На мой взгляд, это неадекватная цена: максимальная стоимость датчиков в моем случае не превысила 14 тысяч рублей. Получается, что за установку я должен заплатить в двадцать раз больше, чем за сами датчики.

Компания Mimismart была готова поставить мне умный дом за 350 тысяч рублей
Компания «Арт-ин» просит 447 тысяч за автоматизацию дома

Каким получился мой умный дом

За полгода экспериментов и настройки я реализовал все свои хотелки для умного дома, но не всё из этого приносит пользу моей семье.

Самым крутым устройством оказалась вайфай-камера на кухне, через которую жена может посмотреть, выключила ли она свет и газ в квартире, а также датчик, который включает свет над плитой. Они экономят нам время и нервы.

Еще я рад, что получилось перенести выключатель света в коридор: это добавило удобства.

Датчики безопасности пока себя не показали, но, с другой стороны, хорошо, что они есть.

Управление голосом используем только ради фана. После очередной волны моих экспериментов двухлетняя дочь стала реагировать на команду «Алиса, попроси Альфреда включить свет»: сама бежит к ночнику и включает свет.

Что в итоге

  1. Определитесь со сценарием и бюджетом.
  2. Выберите комплектующие, с установкой которых сможете справиться.
  3. Не ведитесь на приемы маркетологов и ищите дешевые аналоги.
  4. Обучите домашних пользоваться умным домом.
  5. Поправьте настройки и сценарии, если видите, что вашим близким сложно управиться с системой.
  6. Пользуйтесь.