July 20, 2020

Один на край земли. Кировчанин Иван Балабанов автостопом отправился на Кольский полуостров ради съёмок своего фильма

В июле 2018 года кировский фотограф Иван Балабанов осуществил свою маленькую мечту, в одиночку отправившись из Кирова на Алтай. 9000 км – на мотоцикле Honda. За время своего путешествия Иван снял фильм «Один на один», который набрал на ютьюбе полмиллиона просмотров.

Этим летом Иван собирался отправиться в новое мотопутешествие – через всю Россию, от Магадана до Мурманска. Однако пандемия внесла свои коррективы. В итоге кировчанин поехал на Кольский полуостров, но уже не на мотоцикле, а автостопом.

«Мне четвертый десяток, и я никогда так не ездил, и не представляю, что это такое. Меня не ждут гостиницы, меня не ждёт никто вообще. В моём рюкзаке 5 килограммов аккумуляторов...», – отмечает Иван анонсе своего нового фильма, который он записал ещё до путешествия.

О своей поездке кировчанин коротко рассказывает в «Инстаграме». На днях путешественник опубликовал пост о том, что практически добрался до финишной точки: «Всё. Приплыли. На Кольском полуострове. Отошёл поснимать море минут на 10. Вернулся – нет рюкзака. Ни денег, ни документов».

Иван, все вещи украли? – связались мы с нашим бывшим коллегой по телефону.

– Осталось на руках только съёмочное оборудование, на которое снимал.

Ты обращался в полицию?

− Военные на блокпосту уже в курсе. Но я думаю, что если рюкзак украли с целью наживы, его распотрошат километрах в 10-20 и, скорее всего, просто бросят. Никто этот огромный рюкзак, очень приметный, вывозить не будет. У меня там был весь лагерь: палатка, спальник, кухня, экипировка, дождевики. А если кто-то взял из благих намерений, что человека нет, а рюкзак стоит, хотя это вряд ли − он появится на блокпосту в Титовке. Когда? Не знаю. Расстояния большие, может, неделя примерно. Я, честно говоря, думаю, что это из области фантастики сейчас.

Свой путь и съёмки фильма не собираешься прекращать?

– Путь я не прекратил и не прекращу, потому что негоже, не дойдя 30 километров до цели, заканчивать маршрут. Сейчас я изучаю местность, гуляю и пока живу у ребят на базе отдыха, которые мне помогли. Они больше 10 лет работают, знают всё.

Расскажи о проекте. Ради чего поехал на Кольский полуостров?

− Это проект про жизнь, про людей хороших и не очень... но в основном о хороших. Получились очень крутые моменты. Например, на трассе меня подобрал человек. Разговорились. Оказалось, его друг-мотоциклист тоже ездит «дальнобоит». Мне человек в день моего ухода оставлял на ютьюбе комментарий: «Будешь в Питере, звони». Он позвонил водителю и говорит: «А спроси, его случаем не Ваня зовут? Не Балабанов? Да ладно!» Среди тысяч проезжающих машин мы нашлись. Он меня забрал, передал своему другу в Мурманск. Тот провёл потрясающую экскурсию и увёз меня уже на погранзаставу. Ну и оттуда у меня уже 55 километров был пеший маршрут до вот этой истории с рюкзаком. Сейчас я тоже ухожу вглубь дальше.

Начало пути было в Кирове?

− Да, отправной точкой был Киров. И уже дальше курс на Нижний, Москву, Питер. Из Кирова я выехал и с трассы на Котельнич пошёл пешком.

На каких видах транспорта передвигался?

− Сначала останавливались легковые машины. Новую «Газель» человек гнал, остановился. Самое крутое – я ехал на очень серьёзном, 700-сильном тягаче. Последнее что он вёз − атомный реактор. Прямо подарок судьбы − я смог сам прокатиться за рулём фуры.

Как отнеслись близкие к такому путешествию?

– Родным всегда очень тяжело отпускать, и больше всего в путешествиях ты переживаешь за то, чтобы родные были спокойны. Да, это всегда сложно, я их понимаю, я достаточно серьёзно подходил к подготовке этого маршрута. Но, как показала практика, даже в тех местах, где нет людей, от их глупости и мерзости ты не уйдёшь. Тем не менее, родные всегда переживают. Я стараюсь держать связь, насколько это возможно.

С какими опасностями пришлось столкнуться?

− Тут края дикие. Например, в 400 км от Мурманска во время ночёвки выходил на стоянку медведь. Животных здесь огромное количество. Шанс, что тебя не сожрут, меньше, чем сожрут. Тем более в этом году не было отстрелов, и популяция увеличена.

Ты ночевал только в палатке? Не останавливался в гостиницах?

− Я не хотел принципиально останавливаться в гостиницах. То есть я шёл в абсолютную автономку. Где захотел, там и встал.

Ты сотрудничаешь с Русским географическим обществом. Оно как-то помогает?

− В данный момент меня они поддерживают информационно. Я начал участвовать в медиагрантах, вступил в Русское географическое общество, и сейчас пока они мне оказывают любую информационную поддержку, плюс контент, который я делаю, будет ими опубликован.

Что будет после Кольского полуострова? Дорога домой или продолжение путешествия?

− После Кольского – да, возвращение домой. У меня была идея попасть в Хибины, но на данный момент Кировск закрыт, здесь очень сложная обстановка с пандемией. И был вопрос в том, что полуостров Рыбачий могут закрыть. Но я попал, я здесь.

Дорого ли обошлась поездка?

− Всё моё путешествие обошлось мне в 1600 рублей. Я сейчас не учитываю сборы экипировки. Это опять же важный момент. Есть три вещи, без которых нельзя выходит – это хорошая трекинговая обувь, хороший рюкзак и палатка. С остальным возможно всё как-то решить. Можно ездить практически без денег.

Сколько ещё будешь в пути?

− Я так думаю, что ещё примерно неделю буду на Кольском, нужно здесь всё показать. Но а дальше уже будем решать, каким образом я буду выбираться. Потому что у меня сейчас будут проблемы с пересечением пограничного блокпоста. Паспорта у меня нет.

По возвращению домой сами будешь монтировать фильм?

− Да, монтажёр и я, в четыре руки будем делать фильм.

Когда его можно будет увидеть?

− Я думаю, что где-то в сентябре−октябре.

Беседовал Михаил Буторин