Book Review
January 31

Что я прочитал в январе 2024 года

Эта статья — набор мнений о книгах, которые я прочитал за январь 2024 года. Отдельно также указал в одноимённом разделе все статьи, которыми хочу поделиться с вами. Много на английском, так что имейте в виду.


⭐️1. Джордан Питерсон «12 правил жизни».

Последние годы мне кажется, что когда я читаю нон-фикшен, то лишь повторяю то, что уже знаю. Эта книга не исключение, но я всегда рад почитать хорошего автора. Повторение — мать учения, как-никак, да и книжку я купил уже.

От книги я ожидал чего-то вроде руководства по организации жизни с чёткими инструкциями, а получил двенадцать тезисов с набором притч к ним. В целом их можно сократить до одного: «Нормально делай — нормально будет».

Это не значит, что книга плохая, вовсе наоборот. Простые истины, которые в ней изложил Питерсон, было бы славно вбивать людям в голову при рождении, раз уж роль Церкви за последние 150 лет ослабла.

Я так и понял, что Питерсон свою книгу считает чем-то вроде «новой настольной Библии», по которой нужно жить в пост-христианскую эпоху. Скажу на этот счёт вот что: уж лучше пусть это будет «Двенадцать правил», чем «Ни Сы».

В общем, рекомендую прочитать. Но в оригинале, потому что люди ругаются на ужасный перевод от издательства «Питер». Я его, впрочем, не заметил, потому что читал истории по диагонали.


2. Брюс Паттон et al. «Неудобные разговоры».

Мой фаворит за этот месяц, потому что наконец я получил новую и полезную информацию. Вся книга строится вокруг «подхода соучастия» — другого взгляда на конфликтные ситуации и на то, как их обсуждать.

Внезапно оказывается, что к неудобным разговорам мы всю жизнь подходим неправильно: начинать их обсуждение нужно с «третьей позиции», то есть с того, как ситуация выглядит со стороны. На практике это значит, что нужно быть более эмпатичным, и тогда конфликты будут решаться легче.

Книжка полезная, рекомендую прочитать. Натолкнула меня на пару мыслей о моём поведении последние пару лет и о том, почему как я делать не стоит. Думаю, такие же мысли при прочтении возникнут и у вас.


3.Эдуард Лимонов «Мрачные пророчества»

Книгу я прочитал ещё в декабре, но всё никак руки не доходили о ней рассказать. В общем, Эдуард Вениаминыч угля навалил: нас-де слишком много, воды на всех не хватит, Ислам будет бороться с Китаем, Запад пал, миллионы должны умереть. Смелые заявления для человека без должных знаний о мире.

Я не принижаю Лимонова, человек был гениальный и прожил яркую жизнь, но вот здесь он как будто забыл таблетки принять. Или вместо своих наелся чёрных, так что его понесло не в ту степь.

Неомальтузианство само по себе кринж, так Эдуард ещё и пишет про дефицит пресной воды на планете, где 72% площади занимает... вода. Упариваешь, солишь как надо, вот тебе питьевая вода. Надо будет — сделаем так.

Короче, не рекомендую читать, если вам не интересен Лимонов как личность. В противном случае можете алармистских постов в Телеграм-каналах почитать, эффект тот же будет.


4. Фабьен Оликар «Тайм-менеджмент»

А вот это то, что я хотел получить от Питерсона — набор советов, как сделать работу эффективнее, при этом не зацикливаясь на продуктивности. Короче, экологичного тайм-менеджмента я искал, вот чего.

Главы в книге не связаны между собой, поэтому я запомнил не так много, но три ключевых урока вынес. Во-первых, не бойтесь делегировать свои задачи, если ваше время стоит дороже их выполнения. Этот совет поможет мне, когда я буду расти — видите ли, я человек недоверчивый.

Во-вторых, откажитесь от бессмысленных передвижений. Научитесь делать так, чтобы каждое ваше действие вида «из пункта А в пункт В» было цепью событий, на которые вы могли потратить время когда-то ещё.

В-третьих, нетворкинг — ваше всё. Налаживайте как можно больше полезных связей, в особенности по работе и с людьми, с которыми вы можете быть друг другу взаимно полезны. Лишних людей наоборот отсекайте.

Эту книгу однозначно рекомендую, в ней правильные установки, которые стоит время от времени повторять, даже если вы им следуете.


5. Роберт Саттон «Не работайте с мудаками»


Книжка на 200 страниц, самое важное автор вынес в название, дальше только уточняющая информация. Кого считать мудаком, какие бывают мудаки, как от них страдает коллектив, что с ними делать или почему иногда нужно быть мудаком. Расскажу о мыслях, которые меня зацепили:

  1. Эффективного мудака лучше всё равно выгнать — благодаря этому все остальные сотрудники станут лучше работать, и выгода без мудака превысит выгоду с мудаком;
  2. Мудаки добиваются своих целей — и иногда лучше им быть, чем не быть. Особенно при работе с другими мудаками, чтобы они знали, что не могут вами помыкать.

Если есть время послушать, то рекомендую это сделать. Для прослушивания книжка отличная, потому что написана лёгким языком и не имеет в себе каких-либо списков и упражнений.


6. Зонке Аренс «Как делать полезные заметки»

Название книги обманывает, про заметки там дай бог страниц тридцать самой базовой информации — как организовывать Zettelkasten, почему важно ставить перекрёстные ссылки и что делать, чтобы он не стал пыльным архивом.

Более того, книжка почти без примеров оформления заметок, что кажется мне сомнительным решением. Получается, в плане оформления заметок любое 10-минутное видео по Obsidian с Ютуба будет полезнее.

Но если отбросить название, книжка хорошая, потому что предлагает новую философию работы — ту, где вы никогда не начинаете с нуля и где заменяете последовательные задачи на параллельные. Ещё автор продвигает полезную мысль о рабочем пространстве как о «расширениях» разума, не могу не похвалить его за такую проницательность.

Я рекомендую эту книгу тем, кто не понимает, как работать эффективно. А за дельными советами по организации Zettelkasten, то переходите на сайт Obsidian или же ищите руководства на Ютубе, это всяко полезнее будет.


7. Максим Киселёв «Критическое мышление»

Мне не жалко пяти часов, которые я потратил на эту книгу. Она освежает в памяти основные представления о критическом мышлении и логических ошибках. Особенно мне понравилась читать об «отклонении к статус-кво», которое долгое время отравляло мне жизнь.

Однако читать книгу я не рекомендую, потому что сам автор критическое мышление не подключал, когда писал о книжке. В неё пробрались странные утверждения, как-то: «Вся информация у человека остаётся в подсознании, потому что just believe me lol».

Вместо этой книги рекомендую почитать «Думай медленно...» Канемана, на которую автор очень часто ссылается. А вот книжки про bias получше я пока посоветовать не смогу, хотя очень хотел бы.


⭐️ 8. Роберт Чалдини «Психология влияния»

Если есть время только на одну книгу в месяц, прочитайте эту. Автор разбирает главные приёмы влияния на принятие решений другими людьми и рассказывает, как оградиться от этих приёмов.

Первая книга, которая побудила меня выделять главные мысли, чтобы сделать для себя конспект. Я займусь этим на неделе, а пока советую вам закинуть эту книгу в вишлист или где-нибудь скачать. Хотя можете сразу покупаете, точно не пожалеете.

Ещё раз: рекомендую прочитать. Если честно, в восторге от того, что нашёл в одной книге подтверждение куче механизмов, о работе которых догадывался с детства.


Главные статьи января (для меня):

  1. 7 lessons from building 9 startups as a solopreneur
  2. The Ivy Lee Method: The Daily Routine Expert Recommend
  3. Конкретно этот тред про «я перепробовал всё»
  4. How to be happy (no bullshit - just data)
  5. Техника чтения учебников SQRRR
  6. Изучение новых языков с помощью коллокаций