January 19, 2020

Помощник пастора баптистской церкви

— Перед интервью вы говорили, что раньше были атеистом. Расскажите, в какой момент вы обрели веру? — Да, я впервые пошел в церковь по просьбе своего друга, у которого появилась верующая девушка. Сам я на тот момент считал себя атеистом, хотя по большей части особо не задумывался, кем являюсь.

Осознание пришло после того, как я стал посещать церковь и в одиночку после отъезда друга. Постепенно стал вклиниваться в церковную тусовку, и так получилось, что многие люди (в основном, церковью, на удивление, занимается молодежь, хотя у наших православных друзей, насколько я знаю, это не так) отнеслись ко мне очень хорошо. По сути, такая энергия общества людей, которую объединяет нечто подобное, вроде Бога, очень сильно привлекла меня. Со временем стал читать Библию, интересоваться другими Писаниями. Сейчас молюсь перед каждым приемом пищи.

Хотя мой друг и сейчас подшучивает, что мне промыли мозги.

— Что было в церкви, что заставило вас вернуться туда и без друга? — Это сложно объяснить. Просто я почувствовал что-то внутри и в следующее воскресенье после отъезда друга снова пошел на проповедь, чтобы послушать, как пастор трактует Слово Божье. Изначально я относился к этому с долей иронии, но после нескольких походов понял, что мне есть чему научиться у этих людей. Через какое-то время обнаружил у себя веру и желание служить Богу и людям. Думаю, неверующему человеку будет сложно понять это, но, по сути, главный смысл веры — в вере. Однажды я просто поверил.

— Нужно ли специальное образование, чтобы стать помощником пастора? — Нет. Не нужно даже для того, чтобы быть пастором. Всё это регулирует церковный совет, и образование желательно, но, как правило, совет состоит из людей, которые живут одной церковью на протяжении жизни. То есть у них нет времени на получение образования, они всё время вкладывают в церковь.

Насколько я знаю, выборы пастора проходят следующим образом:

  1. Голосование среди прихожан;

2. Отбор весомых кандидатов церковным советом;

3. Беседа с семьями и друзьями претендентов без ведома самих претендентов;

4. Анкетирование и интервью с потенциальными пасторами.

Далее совет собирается ещё раз, и на основании всех полученных данных выбирают пастора. Как правило, самые явные кандидаты — это люди, которые посещают и участвуют в делах церкви более 20-ти лет.

— В чем вообще заключается роль помощника пастора? — По большей части в обслуживании церкви, подготовке к служению, проведении мероприятий, но иногда дают прочитать проповеди. Если умеешь играть на музыкальных инструментах — можешь пойти в группу прославления.

Есть ещё выезды на дома людей, которые не могут посещать церковь из-за каких-то недугов — они, как правило, самые депрессивные. Ещё можно быть учителем воскресной школы, но, как правило, туда берут при наличии педагогического образования или хотя бы опыта работы с детьми.

— Помощник пастора – можно ли считать это работой? Сколько времени это дело у вас занимает? — Это занимает практически все свободное от учебы время. Я бы не назвал это работой, потому что такое отношение убивает веру, на мой взгляд.

Я хожу, потому что хочу послужить Богу и людям, а на работу ходят, в первую очередь чтобы помочь себе (заработать денег).

Ещё стоит отметить, что, в общем-то, никакой выгоды от этого нет, не считая маленьких бонусов, вроде возможности репетировать в церковной студии звукозаписи. Но, по факту, если любой человек придет и попросит о такой услуге — мы не откажем.

— В чем основные отличия баптисткой церкви от православной, на ваш взгляд? — Бывал в православных церквях немного, поэтому предположу:

  1. Баптистская церковь, как семья. Баптист может жениться только на баптистке. У нас была учительница воскресной школы, которая вышла замуж за православного, и ее сняли с должности.

Костяк церкви — человек примерно 25 — это одна большая семья, обращения "брат" и "сестра" не просто так.

2. Баптисты помогают всем, а не только представителям своего течения.

Да, конечно, мы рассчитываем, что люди рано или поздно придут к тому же, к чему стремимся мы, но одна из главных строк Библии толкуется как "Бог любит всех без исключений", в том числе и грешников.

Однажды наша церковь пошла на что-то, вроде христианского версуса с православной церковью, и по ходу наших дебатов они несколько раз упомянули, что мы, баптисты, попадём в ад

— Баптизм в кино показывают, как шумные проповеди, где пастор выкрикивает "Иисус любит тебя!", а потом прихожане (преимущественно чернокожие) пускаются в пляс. Насколько это далеко от правды и откуда возник такой стереотип? — Не слишком далек, я бы только убавил эмоциональность, хотя это зависит от проповедника. По правде говоря, да, у нас действительно очень много "развлечений", в отличие от других церквей.

Все-таки в некоторых разделах Библии Бог назван "Богом веселья и радости".

Насчёт чернокожих, наверное, это популярно, потому что баптисты активно помогают людям низкого достатка, а всё-таки большую часть истории США чернокожие находились под гнетом и жили фактически в нищете. Если интересно, можете почитать писателя Ричарда Райта, он очень хорошо рассказывает об этом.

— Насколько много людей регулярно посещают церковь, в которой вы служите и, как вы думаете, сильно ли люди нуждаются в вере на данный момент или верующих с каждым годом становится все меньше? — У нас одна из крупнейших баптистских церквей на юге Украины, так что довольно много. Однако 75% прихожан — это старики и старушки, которые, очевидно, на склоне лет начали ходить в церковь, дабы "примириться" с Богом напоследок. Я думаю, что из нынешнего поколения очень многие поступят так же в их возрасте.

Стоит также отличать "христиан" и "христиан, посещающих церковь". Вторых намного меньше из-за, во-первых, советского союза, во-вторых, сформировавшегося недоверчивого мнения о церквях, особенно православных.

Патриарх Кирилл, который ездит на лексусах, на мой взгляд, больше всех вредит тому, чтобы современная молодежь серьезно смотрела на христианство

— Каким образом протестантские церкви привлекают внимание общественности к себе? Имеете ли вы, грубо говоря, некий отдел работы с общественностью? — Конечно, на все христианские праздники (по католическому календарю) наша церковь (и другие тоже) организует какие-то мероприятия в городе, которые привлекают внимание.

Из последнего помню Рождество 25-го декабря, когда мы устроили концерт в центре города, на который пришло очень много людей.

Церковь открыта 6 дней в неделю. Помимо служения, есть молодежный клуб, воскресная школа, малые группы, детский лагерь, клуб для пожилых людей. В общем, любой человек может найти для себя место в церкви.

— Какой социальной активностью занимается баптистская церковь? Вне самой церкви и круга прихожан. — Организация разных городских мероприятий и концертов, детских лагерей. На христианские праздники обязательно совершаем молитвы в центре города и приглашаем всех желающих присоединиться. Очень многие соглашаются. Очень приятно на самом деле, что даже неверующие люди в наше время прогресса и науки очень хорошо относятся к тому, что мы делаем, и всячески помогают на таких мероприятиях.

— Вы свободно и без трудностей договариваетесь с местными властями для проведения различных мероприятий? Не создают ли они вам препятствий на почве коррумпированности аппарата? — Они понимают, что это идёт им на пользу, поэтому сами активно посещают наши мероприятия.

Так что у нас всё очень хорошо с этим. Часто какие-то члены городского совета, которые хотят стать мэром, просят во время разговорной части, упомянуть их. Мы, естественно, не делаем этого.

— Бывали ли случаи проявления недобросовестной конкуренции других церквей? Если да, то каким образом это проявлялось? — Нет, не было. Во всяком случае, среди протестантов. Иногда, когда мы что-то делаем на улице, к нам могут подойти свидетели Иеговы и начать рассказывать про специфику их веры: в каких аспектах мы не правы и почему мы попадём в ад. Сначала мы старались приводить аргументы в нашу пользу, но сейчас забили и просто смеемся, когда такое происходит.

— Какие религиозные праздники считаются в баптизме наиболее значимыми? — Как и во всех других течениях христианства, безусловно, Рождество.

Как правило, на каждое Рождество Христово (25 декабря) мы устраиваем нечто грандиозное. Например, на канун прошедшего мы устроили большой музыкальный концерт на берегу Днепра, на который пришло очень много людей. На следующий день в церкви было специальное рождественское служение, которое включало в себя театральную постановку, музыкальные номера и так далее.

— Для вас вера заключается в глубоком уважении и любви к Богу или всё-таки есть страх перед ним? — У нас недавно была проповедь "полезен ли страх перед Господом", в которой мой коллега выразил позицию, что боязнь Бога останавливает нас от сомнительных авантюр.

Я так не считаю. На мой взгляд, любовь к Богу в той же степени останавливает тебя от того, чтобы сделать что-то Ему неугодное.

Это можно сравнить с любовью к человеку — если любишь, ты не будешь умышленно делать то, что навредит любимому.

— Какова позиция вашей церкви к политике толерантности к ЛГБТ сообществам? Считается ли приемлемым, если кто-то из прихожан поднимает подобные темы? — Я читал проповедь про ЛГБТ на молодежном клубе в прошлом году. В США, Европе и других странах существуют церкви, которые венчают однополые пары, аргументируя, что вера не может вмешиваться в любовь человека к человеку, ибо такими их создал Бог.

В целом, я с этим согласен, но есть люди, которые считают, что это неправильно и все геи должны стать натуралами. Им, как правило, не объяснишь, что это невозможно с точки зрения науки

— Но что об этом говорит сама идея баптизма? Что об этом говорят пасторы? — Идея баптизма, насколько я знаю, не задевает ЛГБТ. Многие проповедники не понимают этого, как правило, люди за тридцать. Я считаю, что это нормально, потому что времена меняются и это хорошо, что мы идём правильным путем, позволяя людям быть теми, кем они себя чувствуют: геями, атеистами, баптистами, православными и так далее.

— А что в Библии говорится про ЛГБТ отношения? — В Библии говорится про безответственные однополовые связи. Да, есть строка про "не возложись с мужчиной, как с женщиной", но тут стоит понимать, что и к простому сексу мужчины и женщины ради удовольствия Библия относится не очень.

Я бы не сказал, что где-то есть отдельные строки про однополые отношения, как отношения мужчины и женщины, например.

— После приобщения к церкви ваш круг общения наверняка изменился. Были ли люди, с которыми с этого момента общение сошло на нет? Есть ли те, кто откровенно не понимает перемены в вас и пытается "вытащить из секты"? — Он, скорее, пополнился, чем изменился. Мои друзья, в целом, нормально относятся к моей вере, хотя и подшучивают. Но те люди, с которыми я познакомился в церкви, просто невероятные. Я нигде не встречал таких добрых, открытых, дружелюбных и прекрасных людей, как баптистов. За 10 минут общения с ними я понял, что они внимательно слушают все, что я говорю, как будто я действительно что-то значу для них уже, хотя мы знакомы 10 минут.

— А как на это смотрят родные и близки люди, было ли какое-то непонимание с их стороны? — Сначала относились с подозрением, но сейчас, увидев, чем я занимаюсь, относятся положительно. Сами в церковь отказываются ходить, поскольку неверующие, но я не заставляю.

По Слову, неверующих людей, ушедших в вечность (умерших), до прихода Иисуса Христа судили не по вере, а по совести и добрым поступкам. Я очень надеюсь, что и сейчас все может обернуться таким образом.

— Часто ли с вами начинают спорить не верующие люди на тему существования Бога и надобности религии? Как вы реагируете на подобное? — Конечно, для нас это обычный вторник. В таких случаях мы предлагаем людям просто придти в церковь и послушать Слово Божье. Многие приходят и меняются, как я, например. Это очень хорошо. Бывают и те, которые открыто посылают нас, называют сектантами, угрожают вызвать полицию. Мы в таких случаях ничего не можем поделать.

— В России, вы наверняка слышали об этом, существует закон об "оскорблении чувств верующих", по которому даже дают реальные сроки. Как вы считаете, что бы могло оскорбить вашу веру? — Отношусь крайне отрицательно. К нам заходили люди, играющие в Покемон Го. Как правило, мы их приглашаем на чай, ведём с ними дружественную беседу (один мой коллега знает всё про покемонов). Многие после этого снова приходили к нам.

Извините, конечно, но, по-моему, садить человека за то, что он как-то не так относится к твоей вере — это полнейший идиотизм

Мы всё-таки в 21-ом веке живём, а не в 13-ом. Неужели РПЦ не понимает, что таким образом люди станут относится ещё хуже? А чем хуже относятся к православным, тем в три раза хуже к баптистам.

— Вы достаточно свободно и прогрессивно относитесь к другим религиям, вере людей, теме ЛГБТ и другим острым вопросам. Скажите, существуют ли в баптизме твердые догматы и не прозвучат ли некоторые ваши слова для кого-то из прихожан, как ересь? — Конечно, для людей в возрасте или просто консерваторов. Это, в принципе, нормально, потому что, скорее всего, люди были воспитаны в таком ключе и пытаться изменить их бесполезно. Но, как правило, самое радикально отрицательное мнение про ЛГБТ, что я слышал в стенах церкви, — это «Я их не понимаю и не поддерживаю. И вообще, пусть держатся от меня подальше».

Я лично свое мнение никому не навязываю. Я бы сказал, что 75% церкви, в целом, со мной согласны касательно данных вопросов.

— Как ваши религия и церковь относятся к наркотикам? — В целом, конечно, очень плохо. По сути любая зависимость: сигареты, алкоголь, компьютерные игры — не приветствуются, но всё же все мы люди, и мы стараемся вытащить таких людей по максимуму. Если человек идёт на контакт — мы прикладываем все усилия, чтобы помочь ему.

— Можно ли считать время, отведенное на молитвы, своеобразной медитацией? — Наверное, скорее да, чем нет, всё-таки это время интимного общения с Богом, во время которого вы изолируетесь от внешнего мира. Молитва очень помогает, если у вас, к примеру, произошло горе, хотя бы тем, что вы сможете собраться наедине с мыслями и объяснить себе и Богу то, что вам нужно в данной ситуации.

—Интересуются ли церковнослужители политикой? Если да, то каких политических предпочтений чаще всего бывают люди, относящихся к церкви? — Наша позиция очень простая: государство не должно никаким образом влиять на церковь. Нам очень жалко смотреть на то, что происходит с христианством в России и, в частности, на патриарха Кирилла, но, к сожалению, мы не в силах это изменить.

Наша церковь находится в Украине, так что про политику в России ничего сказать не могу. Предположу, что у всех людей разные мнения. У меня лично индифферентное.

— Вносит ли церковь свой вклад в помощь военным в зоне АТО? Какова преимущественно позиция прихожан на счет этого военного конфликта? — Все плоды материального служения идут, как правило, на помощь детям с серьезными недугами: онкология и т.п.

Так что, нет, церковь ни коим образом не принимает участие в данном конфликте. И тем более материально. Лично я считаю, что его, в принципе, можно решить словами, а не оружием.

— С баптистами из других стран вы поддерживаете связь? — Конечно, наша церковь связана с церковью Golgotha в Виннипеге и множеством церквей в Африке, куда члены нашей церкви регулярно летают с миссиями.

К нам, кстати, тоже часто прилетают. Буквально пару месяцев назад у нас была проповедь от одного канадского проповедника, который говорил ещё более либерально, чем я. Мягко говоря, его речь не понравилась большинству прихожан за 60, но мы с командой были очень довольны.

Члены нашей церкви регулярно летают в Африку и служат там. Самое интересное было, конечно, когда одна представительница нашей церкви отправилась с миссией в столицу Саудовской Аравии.

На удивление, там есть социальная прослойка христиан, но их, можно сказать, в тех условиях очень жёстко щемят и стараются прикрыть, так что деятельность была не из лёгких. Но был и результат. После такого опыта их баптистская церковь заметно выросла.

— Насколько добровольны подобные вылеты? Как вам оформляют командировочные, как обстоят дела с проживанием в Африке? — Честно говоря, про документацию не скажу. Знаю только, что все абсолютно легально. Жилье в Африке оплачивает церковь — от миссионера требуется только приобщить как можно больше людей к церкви. Люди сами вызываются на такие поездки, они не обязательны и если никто не захочет — никто не поедет. Это не флагманский проект нашей церкви.

— А как вообще обстоят дела у вас в церкви с инициативами? Они требуют одобрения начальством, уведомления, каких-то бумаг? — Любые инициативы, конечно, приветствуются, но, очевидно, что человек предлагающий должен иметь репутацию, чтобы получить разрешение на подобное. Мы не можем доверять малознакомым людям действовать от лица церкви. Но если всё-таки человеку одобрили его идею, то церковь предоставит все необходимое для проведения.

— Насколько тесна у вас связь с Москвой? Многие ли инициативы/регламенты, а также указания приходят оттуда? — У нас ее нет совсем. Мы зависимы только от организации церквей евангелистов-баптистов, в которую мы входим. Эта организация нас курирует и следит за нашей наружной деятельности. Где штаб-квартира, я сейчас не вспомню. По-моему, в Европе. Думаю, что в Москве тоже есть церкви этой организации, но они ни в какой степени не вышестоящие над нами.

— Есть ли у вас официальный документооборот какого-либо рода? — Думаю, что да, но я этим совершенно не занимаюсь, поэтому точно не скажу. Бухгалтерия и контроль расходов точно есть.

— Бывали ли скандалы на почве финансовых махинаций в вашей церкви или других? Как церкви предотвращают подобное? — Все финансовые операции церкви никак не скрываются, так что любой желающий может уточнить, куда пойдут деньги, которые он сдает в конце служения. Плюс у нас этим заведуют верующие люди. Не думаю, что они могли бы пойти на это.

— Как ясно из ваших слов, вы очень много времени посвящаете церкви. Возможно, в будущем вы захотите уделять больше времени на реализацию себя в профессии или на семейную жизнь. Готовы ли вы пожертвовать временем, которое вы проводите со своими братьями и сестрами во Христе? — Моя профессия заключается в том, что я буду очень много времени проводить в изоляции в очень узком коллективе. Поэтому, да, я думаю, что мне придется пожертвовать временем, но, с другой стороны, у меня будет очень много времени, которое я смогу посвятить общению с Богом и чтению Библии.

— Как вы относитесь к тому, что человека с детства приобщают к одной религии, например, к православию в России? Большинство родителей, даже не открывая Библию, совершают насильственное крещение в детстве. — В моём понимании насильственное крещение в детстве не имеет совершенно никакого веса. Когда я становился членом в церкви, у меня спросили, крещёный ли я. Я сказал, что меня крестили родители в детстве. Пастор записал "не крещёный".

Мне кажется, таких людей, каких вы привели в пример, нельзя однозначно отнести к христианам, максимум к агностикам. Да и в целом, люди рано или поздно сами начинают задумываться о своей вере, а там уже идут, куда велит им сердце.

— Вы смотрели на другие религии перед тем, как принять баптизм? — Всю свою жизнь до прихода к церкви я стремился к буддизму, но считал себя атеистом.

Мне кажется, что баптизм это в какой-то степени высшая форма буддизма, потому что здесь в ядре лежит то же внутреннее умиротворение, плюс любовь к ближнему своему и Богу. Мир во всем мире в квадрате, можно сказать

— Могли бы вы объективно оценить положение православия в Украине? По возможности, оцените положение православия и в России. — Православие сейчас примерно в веке 17-ом, к сожалению. Электричество ещё не подвезли. Мне кажется, что через пару поколений православие сведётся на минимум и доминирующую позицию в христианстве займет именно протестантизм. Тем более в Украине, где православие распространено только в южной и восточной частях. В России, думаю, это случится ещё быстрее, потому что там православие в 13-ом веке.

Так или иначе, православных не так и много. Нельзя называть православным человека, ни разу в жизни не открывшего Библию и не знающего ни одной Заповеди. Человека, который верит в Бога, когда нужно сходить посвятить яйца на Пасху или поставить свечку за упокой. Мы на служениях ругаемся на людей, которые выделяют Богу время только раз в неделю на служение, а эти люди выделяют Ему время несколько раз в год по нужде.