June 29, 2017

дедушка

похоронили дедушку зятя. девяносто три года ему было, и еще за неделю до ухода,  в шахматы играл. хороший был человек, многие его любили. высокий, несмотря на отсутствие одной ноги, красивый, большой любитель кельнского карнавала - ни одной сессии не пропускал. одна комната в доме была отдана под"музей": вся заполнена костюмами , карнавальными орденами, всякими памятными веселыми предметами. ногу он , совсем пацаном, оставил под ленинградом. когда он вернулся, немецкое государство  дало ему пенсию по инвалидности, которая шла на выплату нового трехэтажного дома, тоже полученного от государства за отобранную ногу.
я никогда не думала, что мне в жизни придется общаться с человеком(и не одним!) с "той стороны". у меня не было ни бабушек, ни дедушек, ни дяди - все погибли в войну: кто без вести пропал, кто , как мама отца , умер от тифа во время эвакуации, и  мой четырнадцатилетний отец, оставшись без матери, сбежал на фронт, чтоб не умереть с голоду - на фронте давали пайку. девочкам не интересны рассказы о войне, я и не расспрашивала его, как там было, а потом и расспросить стало некого - рано умер. на фронте моего отца ранили разрывной пулей, пуля прошла возле сердца и вышла на спине, разнеся всю лопатку. а отец моего мужа вернулся с войны с одним глазом. потом, не помню в каком году, государство стало давать "пайки" инвалидам войны, мой папа не успел получить, а отец мужа приносил домой то кило гречки, то консерву сайры. а иногда, кажется, раз в два года , даже импортные чешские ботинки на грубой подошве.