May 2, 2020

Отзыв на пьесу "Вишнёвый сад" А. П. Чехова

Пьеса была написана 117 лет назад при этом актуальности своей не теряет. В любом городе есть свои Пети, Шарлотты и Яши.

В центре сюжета старый вишнёвый сад, который выставлен на продажу и непонятно, так ли сильно к нему привязаны владельцы, что готовы его защитить/отстоять. Развязка вполне логична. Герои вынуждены принять новое видение и повиноваться ему. Даже Фирс сделавший в молодости выбор и зовущий себя в финале "недотёпой".

На образе Шарлотты Ивановны остановиться хочется подробнее, т.к. жанр пьесы "комедия" и, на мой взгляд, это самый яркий, комичный и странный персонаж. Родилась в семье циркачей, а после смерти родителей жила у одной немки, далее пошла в гувернантки. Правда, гувернантка она не очень, это видно из разговора Ани и Вари:

"Шарлотта всю дорогу говорит, представляет фокусы. И зачем ты навязала мне Шарлотту…".

Сцена, которая меня удивила, почти в конце, когда фокусница поёт колыбельную и выкидывает узел на пол, а потом просит найти ей место. В этом плане они с Яшей очень похожи, да и даже с Фирсом. Люди, решившие отдать свою волю другим, а вторые, не сумевшие их обеспечить, в трудную минуту беспокоятся лишь о себе.

Отсутствие выхода - тоже выход. Хотя предложение Лопахина было простым и не единственно верным, но Лёне и Любе было проще надеяться на случай. Авось пронесёт. Эта беспечность и поражает.

Почему и я не одобряю решения Лопахина? Считаю, что можно было поступить немного иначе: вырубить лишь часть. Да и возникает вполне разумный вопрос, почему плоды в прошлом году не купили? Ведь можно было бы сдать часть сада - и этим покрыть некоторые долги за счёт продажи плодов и аренды деревьев. Либо, если уж так всё дорого сердцу, найти этот способ, о котором упоминал Фирс и наладить поставку вкусного и качественного продукта.

Более всего мне понравилось, как Антон Павлович в диалогах очертил характеры каждого персонажа. Например из диалога Яши и Вари складывается не очень хорошее впечатление об отношении Яши к матери. Или, когда Леонид Гаев говорил о расточительности сестры, её дочери за неё вступились.

В целом оцениваю произведение на 10/10, в случае, если после прочтения ещё и посмотреть спектакль 1976 г. Именно он помог увидеть глубже каждого персонажа и не путаться в данных.

Цитаты:
Лопахин

Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…

Диалог Гаева и Фирса

Перед каким несчастьем? Перед волей.

Трофимов

Твой отец был мужик, мой — аптекарь, и из этого не следует решительно ничего.

Лопахин

... Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего....

p.s.: о фамилии Фаины Раневской.

Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…

Полезные ссылки:

  1. Цитатные образы каждого персонажа
  2. Тут интересный отрывок связанный с названием пьесы