January 17, 2022

У меня был точно такой же опыт!

Я недавно послушал мини-курс бывшей HR, переквалифицировавшейся во внешнего рекрутера, в котором она давала советы по переговорам с работодателем – и в частности, про то, как правильно себя продавать и создавать для компании высокую ценность.

Один из советов звучал так: “Запомните и запишите себе вот эту фразу: “У меня был точно такой же опыт на предыдущем месте работы” – и активно повторяйте ее, потому что она производит магический эффект на работодателя”.

Хм-м… давайте подумаем, настолько ли действительно эта фраза хороша и полезна?

С одной стороны, кажется, что да.

Работодатели обычно любят, когда кандидат рассказывает им свои “истории успеха” по аналогичным задачам и проектам в прошлом, и для них это весомый аргумент в пользу найма такого кандидата.

Это, кстати, один из 12 видов ценности, который кандидат может создавать для компании при найме, и о которых мы говорили на прошлом вебинаре в декабре (кстати, если вы тогда на него не попали, мы проводим его усовершенствованную версию 2.0, тоже бесплатно, в эту среду, 19 января в 20:00 Мск: https://job-talks.com)

Вместе с этим, мне как работодателю с 20-летним стажем, эта фраза видится полезной, как минимум, точно не во всех ситуациях - а в некоторых может оказаться и контрпродуктивной.

Вот 3 причины, почему это может оказаться так.

1. Точно такой же – или принципиально отличающийся?

Лет 15 тому назад я выгнал кандидата с интервью.

Те, кто меня знает, скажут, что я скорее вежливый и тактичный работодатель, я беседую с кандидатами уважительно и спокойно. Но с этой девушкой все было не так – в какой-то момент я поблагодарил ее и предложил закончить интервью.

Она была из другой отрасли, не из консалтинга – и занималась развитием бизнеса в DHL. Но свою стратегию “продажи” себя она построила на том, чтобы продемонстрировать, насколько схожими были у нас задачи, проекты, клиенты, подход к их развитию и т.д. – и тем самым обосновать, что она – идеальный кандидат на эту роль.

По мере того, как мы с ней разговаривали, становилось все более очевидно, при некоторых внешне схожих чертах, насколько сильно различались наши бизнесы и подходы к развитию клиентов. Но она упрямо продолжала гнуть свою линию, доказывая, что у нее “был точно такой же опыт”.

Небольшое лирическое отступление: двух одинаковых опытов не существует.

Даже во внешне схожих проектах отличаться могут десятки факторов: цели и задачи проекта, его масштаб, наличие ресурсов, состав проектной команды, финансирование, отрасль, стратегия компании, видение ее менеджмента, текущее состояние рынка (vs. то, что было 3 года назад, когда вы работали над вашим “точно таким же” проектом).

Возможно, ваши подходы к выполнению прошлых задач и проектов могут представлять для меня ценность – но осторожнее с утверждением, что у вас был “точно такой же опыт”. Если ваш потенциальный работодатель увидит существенные или принципиальные для него различия, а вы будете повторять про “точно такой же”, он может усомниться, насколько вы действительно разбираетесь в его бизнесе.

Поэтому, чтобы не попасться в эту ловушку, я советовал бы говорить скорее об отдельных параллелях, об отдельных схожих задачах и элементах – и строить свой рассказ именно в таком ключе, отмечая при этом и существенные различия в задачах и специфике и проактивно предлагая свой подход и решение и для них тоже.

2. Мне нужно решение моих задач, а не рассказ о ваших прошлых заслугах

Я позвал кандидата к себе на интервью, потому у меня есть проект / задача / проблема, которые мне надо решить. И основная ценность кандидат состоит для меня в том, что он задаст мне вопросы про них, чтобы понять их максимально полно, и расскажет, как он будет подходить к их решению.

Ценность – это всегда уникальная и индивидуальная ручная работа, которую вы создаете конкретно для каждого отдельного потенциального работодателя. И я хочу услышать от кандидата, как он предлагает решать мои конкретные задачи в моей конкретной ситуации.

Опыт с подобными проектами в прошлом хорош и полезен как бэкграунд, но опасно слишком концентрироваться на нем так, как будто это основное блюдо. Это всего лишь гарнир. Главное блюдо – это то, что вы можете сделать сейчас для меня.

И это часто бывает проблемой кандидатов. Они так концентрируются на том, как бы эффективнее себя продать, рассказать про свой крутой опыт, результаты и достижения – что забывают про самое главное: тщательно расспросить меня про мои цели и задач, составить карту моих “горячих точек” и предложить мне эффективное решение для моей ситуации.

Каждая минута времени, которую вы проводите, разговаривая со мной о моем бизнесе, моих планах, задачах и ожидаемых результатах, стоит (и продает вас!) в десятки раз дороже, чем та же минута, в течение которой вы рассказываете мне о своих прошлых заслугах.

3. Смотря кому рассказываете

Т.к. совет постоянно повторять фразу “У меня был точно такой же опыт” пришла от (бывшего) HR, то возможно, это хороший совет именно для общения с HR’ами. Они обычно не понимают глубоко, как устроен и работает бизнес компании или того подразделения, для которого они вас собеседуют – поэтому им вы можете говорить эту фразу почаще – им, вероятно, понравится. Но когда будете разговаривать с будущим руководителем, здесь аккуратнее – см. советы выше.

Удачи вам на интервью с работодателями, когда будете рассказывать про свой прошлый опыт и достижения - надеюсь, рекомендации окажутся полезными.

И если захотите заглянуть на вебинар по созданию ценности для потенциального работодателя и узнать про остальные 11 способов создания ценности для него - присоединяйтесь в эту среду, 18 января в 20:00 Мск: https://job-talks.com

Андрей Носов, основатель проекта "Зарплатный переговорщик"