January 14, 2020

Как «убить» бизнес. Вредные советы руководителям.

Обучающая статья

В 2017 году я закончила курс по продвижению бизнеса в соцсетях. Тогда мне казалось, что я знаю все и могу с легкостью развивать любой проект. Глаза горели, руки чесались, и я уже предвкушала свой первый крутой кейс.

Админы сообществ часто обращались за консультациями, которые я с удовольствием проводила. Собирала положительные отзывы и занималась поиском того самого, «крутого» проекта, с которым смогу по-настоящему развернуться.

Вселенная меня услышала! И раз я вообразила, что мне все под силу — наградила первым серьезным заказчиком. 

Это была сеть ресторанов японской еды. Ну как, сеть. На самом деле одна большая организация, у которой было 4 ресторанных бренда. Готовили они одно и то же везде, но позиционировали себя по-разному.

Один ресторан был бюджетным, для простых и небогатых; другой — модным, с ценником ощутимо повыше; и еще пара среднего ценового сегмента. Клиенты же ни под каким предлогом не должны были узнать об этой схеме.

 С чего все началось?

В один из вечеров мне позвонила девушка. Назовем ее Светланой. Света рассказала, что она менеджер по персоналу вышеописанной фирмы, а еще недавно руководство поручила ей оживить безнадежно мертвые соцсети своих ресторанов.

Меня она увидела на одном из тренингов по рекламе, которые вынуждена была посещать после получения особого задания от директоров. 

Света рассказывала, что их сообществами занимались все кому не лень: администраторы, руководство, официанты. В коллективе жуткая «текучка»: люди приходят и уходят, никто ни за что не отвечает. Все делается не так. Это пора исправить, поэтому ей нужен грамотный специалист (мое эго ликует!), который заставит группы работать.

Почему уже на этом этапе я не почувствовала подвоха? Когда потенциальный заказчик говорит гадости о своих бывших сотрудниках, очевидно, то же самое ожидает и меня! Пусть мне будет не так обидно — спишем на неопытность.

Я посмотрела группы, в которых была полнейшая анархия: по 10 контактов для связи в каждой, к кому с каким вопросом — угадай сам! Личные фотки сотрудников на стенах, горы негативных комментариев от клиентов и неоткрытые сообщения полугодовой давности. Вот так бизнес! Не удивительно, что он давно почил!

Ах, да, небольшое уточнение: из четырех сообществ доступ есть только к одному — все остальные унесли с собой бывшие сотрудники, с которыми никак не удается связаться (а пытались ли вы, уважаемые?).

Увиденное впечатляло. Света умоляла согласиться, я сдалась. Обсудили условия и я с энтузиазмом принялась за работу.

Вы делайте, потом мы скажем как надо!

Первые проблемы возникли мгновенно. Света, у которой был доступ к единственной группе, несколько дней не могла передать мне права. Телефон уныло молчал, сообщения оставались неоткрытыми. Других контактов для связи мне не полагалось.

Спустя 3 дня она объявилась с вопросом «что уже сделано?» «Че за фигня?» подумала я и спросила, видела ли она мои звонки. Света ответила, что видела, но ей было некогда, работа. Группы к работе похоже не относились.

Моментально я получила доступ, и разрешение создать три новых страницы взамен утерянных. Мы обсудили мои дальнейшие действия и пожелания по дизайну будущих сообществ. В существующих не было ничего: обложки, виджеты и единый стиль обошли их стороной. 

Я думала, что меня сложно удивить после всего произошедшего. Но нет, дальше оказалось еще интереснее. Задала логичный вопрос: «Какие требования по оформлению? Цвета, логотипы, описание?»

Получила исчерпывающий ответ: «Руководству некогда заниматься такой ерундой. Представление есть, но что они там придумали я не в курсе. Ты делай, потом они посмотрят и скажут как надо было!» 

Тут я не выдержала и заявила, что так работа не строится. Света поняла, что рискует закончить сотрудничество досрочно, предложила успокоиться и пообещала на завтрашнем совещании хоть что-то выяснить.

Обещанного 3 года ждут!

Я занялась наполнением групп товарами и описаниями к ним пока ждала ТЗ от директоров. На это все у меня ушло 3 дня: половина блюд с сайта была без фотографий, а те что были требовали обработки.

Совещание состоялось, а Света так и не вышла на связь. Сообщения в личку снова уныло висели и телефон привычно не отвечал. Так прошло еще 2 дня.  И вот наконец она позвонила. 

Почему до сих пор нет обложек? - спросила она.

Где ТЗ? - задала я встречный вопрос.

Его не будет. Я тебе 3 дня назад на почту написала. - ответила Света.

На какую почту? - иронично поинтересовалась я.

На ту, что указана у тебя в Инсте. - невозмутимо продолжила Света.

При чем тут Инста? - взорвалась я. - Мы работаем в ВК и обсуждали связь только тут или на телефон!!!

Ты что, почту не проверяешь? Мы привыкли вести работу там. 

А вы не привыкли хоть иногда поднимать трубки? Удивительно, что вы не отправили бумажное письмо через Почту России!

В письме все есть. Делай. - Света положила трубку.

Через час она позвонила еще раз. Извинилась, пожаловалась, что заработалась и сама во всем виновата. Давай просто сделаем и запустим эти группы наконец. 

Эпопея с оформлением затянулась еще на неделю. Мы рисовали обложки, правили их, утверждали и снова меняли. В конце концов решили — хватит. И остановились.

Та же история случилась и с контентом. Каждый текст директора хотели вычитать перед публикацией, но традиционно не успевали. В итоге от планирования отказались. А затем дали мне карт-бланш. Пусть делает хоть что-то!

Никаких ухаживаний, пусть сами обо всем догадаются!

Работа закипела. Без вмешательства директоров процесс пошел гораздо быстрее. Посты выходили четко. Правда с фотографиями была беда: обещания раздавали, но снимать не торопились.

  Ребята оказались еще и скупыми — максимальную скидку для участников группы назначили 5%. О розыгрышах и подарках не было даже речи.

Новые сообщества остро нуждались в рекламе: посты о них, которые мы публиковали на стенах заброшенных групп не давали никакого результата. Об этих группах уже давным-давно никто не помнил.

Бюджета на таргетированную рекламу не было. Тогда я предложила рассказать о соцсетях ресторанов на флаерах, которые вкладываются в заказы, на пакетах, и добавить адреса групп на сайты.

 Как думаете, что мне ответили?

  • У нас временно нет флаеров. Они закончились и новые мы пока не планируем заказывать — дорого и неэффективно.
  • Пакеты мы заказываем без логотипов, просто белые. Так дешевле. Представляешь, сколько будут стоить индивидуальные пакеты для каждого ресторана?
  • А с сайтами у нас проблемы. Мы уволили программиста и он не научил нас как там что-то делать, поэтому тоже не получится.

А потом состоялся наш последний разговор:

Как тогда ваши клиенты должны о вас узнать? - поинтересовалась я.

Нуу, - задумалась Светлана. - Они же знали о наших старых группах, что мешает им поискать нас снова и найти новые сообщества?

Откуда они узнают о том, что сообщества существуют? И почему ты думаешь, что люди будут тратить на поиски свое время?

Почему ты мне задаешь эти вопросы? Ты специалист, ты и должна знать как! Пусть догадываются!

На этой чудесной ноте мы расстались. Все-таки я SMMщик, а не экстрасенс. Права на группы я отдала Свете сразу. Сейчас ради интереса заглянула туда: там все так, как оставила я. Ни постов, ни людей.

Уважаемые предприниматели, не повторяйте того, что описано в этой статье. Бизнес, особенно общепит, требует внимания и участия. Не бывает результата без затрат. Экономия хороша в разумных пределах, а так это всего лишь скупость. И от нее нет никакой пользы.