February 27, 2014

Почему этот репетитор неправ

Френдесса написала пост про ее репетитора.

Когда мой репетитор заставлял меня тупо к каждому занятию зубрить по 50 слов, я подумала, что видимо такая методика.Когда она тратила половину оплаченного времени на то, чтобы я без единой помарки написала ВСЕ 50 слов, и она их ВСЕ проверила, я смирилась.Когда оставшаяся половина времени тратилась на прослушивание диалогов (которые я уже по её заданию слушала дома), я недоумевала: "А в чём же смысл?"Когда она заставила меня выписать дорогучие книжки, где сами задания и то, что надо сделать с ними, и даже данные о типографии - всё-всё-всё на немецком, я предполагала, что объяснять правила должен репетитор.Когда прошло два месяца, а мы так и не приступили к грамматике, я уже поняла, что меня наё обманывают.Это я не упоминаю о различных несправедливостях, вроде того, что сам репетиторша четырежды отменяла занятия и несколько раз сокращала, а когда однажды не смогла прийти я - меня "оштрафовали" на половинную стоимость занятия. Или, к примеру, если я выполнила все отмеченные репетитором задания, а она так мимоходом бросала: "Ну уж могли бы и всё остальное сделать!" А когда мы с ней распрощались, то она попросила ещё написать хороший отзыв на сайте репетиторов!

Под катом мое преподское видение этого "репетитора".
Студенты, если вам есть что сказать на эту тему, welcome.

1) Заставлять студента зубрить слова - это переваливание работы препода на студента.
Преподу в этом случае не надо искать простые и понятные дефиниции (кто не в курсе, объяснить человеку с минимальным вокабуляром, что такое, скажем "потребность" довольно трудно), не надо искать и сохранять или распечатывать картинки, не надо делать вообще ничего. Это непрофессионально, и мне вообще непонятно, зачем мне тогда препод, если я всё зубрю дома сам. Роль препода как раз в том, чтобы вокабуляр красиво, легко и эффективно представить, а потом так же хорошо его отработать в речи, в тексте, в аудио практике и на письме.

2) Слушать диалоги просто так - это трата времени студента на то, что он может сделать дома,
то есть, опять студент платит ни за что. Препод должен подготовить и дать вокабуляр ДО работы с аудио материалом, а ДО и ПОСЛЕ прослушивания диалогов должны быть специальные вопросы, причем, эти вопросы должны тренировать разные типы слушания (общий смысл, детали, даты-время, верно-неверно и т.д.)
Если препод этого не делает и просто ставит диалог на послушать, это значит, что препод не готовился к уроку.

3) Я ЗА книжки и материалы полностью на изучаемом языке, но я считаю, что их успех зависит от
а) уровня и индивидуальных способностей каждого студента
б) от того, что с этими книгами делает препод.
Поэтому идеальный вариант это когда препод ищет или делает сканы нескольких страниц учебника, проводит по ним пару уроков и только после этого решается, покупает студент эту книгу или нет.

4) Про отмены нужно разговаривать ДО начала занятий, чтобы не было сюрпризов.
Внезапно отменять занятия по болезни или из-за форс-мажора нормально, всё остальное - только с уведомлением друг друга за 2-3-5 дней. Но в любом случае, препод должен огласить свою политику на эту тему, а студент уже решит, соглашаться ему с ней или нет.

Сокращения занятий преподом недопустимы.
Студент заплатил за 60 минут и он должен получить 60 минут, точка.
Иногда бывает так, что осталось 10 минут, вы всё-всё сделали, но начинать новую тему не имеет смысла. У хорошего препода это бывает довольно редко, потому что time management наше всё, и нужно точно рассчитывать время урока. Но если есть 5-10 минут, то препод должен просто дать какое-нибудь полезное и веселое задание, либо на повторение чего-то, либо даже что-то новое. Это может быть и спеллинг, и диктант, и какая-нибудь угадайка, и онлайн игрушка, и песня, и карточки... вариантов очень много. А 10 минут - это не мало, это хороший кусочек разговорной или аудио практики.

5) Главная ошибка тут в реакции студента.
Если вы видите, что препод халявит, не готовится и отменяет занятия, но молчите, очень зря - препод зарабатывает на вас, а вы не зарабатываете ничего.

6) Вторая ошибка - отсутствие фидбека.
Все мои студенты знают, что я первые 2 недели трясу со всех подробные имейлы на родном языке, чтобы писали всё-всё, все впечатления свои, проблемы, страхи, непонятки. И на каждый такой фидбек я подробно отвечаю - почему делали так, а не иначе, что посмотреть-почитать, чтобы поработать над проблемой и тд.
Студент должен иметь возможность высказаться, пожаловаться, понудеть или задать вопрос. А препод должен его мнение учесть и на вопросы ответить, потому что не все преподские техники студенту сразу становятся очевидны.

Следующий урок я всегда планирую, смотря на фидбек с предыдущего. Я считаю, что только так я смогу быстро наладить контакт со студентом и понять его личные потребности. В этом и прелесть индивидуальных занятий - препод может (и должен!) корректировать уроки для конкретного студента.
Урок у меня может идти по одной и той же распечатке, но для Маши и для Димы это могут быть 2 довольно разных урока, из-за акцента, который я буду ставить на разных скиллах.

7) Смело отказывайтесь от занятий и меняйте препода, и не стесняйтесь объяснять почему.
Если человек вменяемый, он, конечно, обидится, но, возможно, учтет ваше мнение и изменит стиль уроков.