November 6, 2023

Не доказана эффективность ≠ не работает.

Я иногда прошу пациентов представить, какие эмоции у них бы вызвало предложение лечащего врача для снижения температуры вместо ибупрофена или парацетамола разрезать засоленные в бочке огурцы (ни в коем случае не из банки!) и приложить их к подошвам стоп и ладоням.

Вы смеётесь? А моя бабушка утверждала, что только это и спасало, когда у папы в детстве поднималась высокая температура. И знаете что? Я ей верю!

Озноб, очень болит голова и всё тело. В ладонях огурцы, к стопам тоже примотаны огурцы... А ты боишься пошевелиться, чтобы они не свалились... и на тебе не испробовали новый способ "лечения". Тут, конечно, я фантазирую, но...
Чтобы делала я, оказавшись в 70-х годах прошлого века в глухой деревне без специальных знаний и возможности позвать на помощь? Что-нибудь да прикладывала бы!

Иногда, сбросив морок докмеда, я позволяю себе подумать: "А если в этом есть смысл? Может быть солёные огурцы дольше, чем смоченная водой ткань остаются холодными и тем самым охлаждают тело?". Побыв немного с этими мыслями, я пью специально придуманный для выкачки денег фарм компаниями ибупрофен... А потом высокая температура спадает.

Но где-то на подсознании, в глубине души сомнения остаются, не зря же мне нравится песня в которой поётся, что холод придумали производители пуховиков, а производители пилюль придумали боль?!

Не доказана эффективность ≠ не работает.
Абсолютно согласна с этим утверждением.
Но. Если врач выбирает для себя это утверждение как главенствующее правило в лечении пациентов, то беды не избежать.