March 24, 2020

3 ПРАВИЛА «ФИНАНСОВОЙ ГИГИЕНЫ»

Я выросла в небогатой семье в подмосковном Железнодорожном. Родители много работали, но едва сводили концы с концами. В нашей семье не принято было говорить о деньгах. И многие годы эта тема была для меня очень некомфортной.

Я рано начала зарабатывать. Сначала работала репетитором английского для малышей, потом занималась дизайном. Мои доходы росли, но я всегда все тратила "под ноль".

Когда я получила грант и переехала учиться в США, для меня стало шоком отношение американцев к деньгам. Люди о них говорили. Открыто. Без чувства вины. У каждого второго моего знакомого 20-летнего возрасты были (а) накопления и (б) инвестиции. Небольшие, но были. В Америке нет как таковой пенсии, поэтому копить на старость и инвестировать тут норма.

У меня было образование в области экономики, я изучала финансы в бизнес-школе, но личные финансы — это сфера особенная. В ней психологии больше, чем математики.

В эту среду в Lengold University я пригласила одного из ведущих экспертов в области инвестиций. Мы будем говорить о текущем кризисе, куда и как инвестировать, как не попасться на мошенников.

Но в этом хочется поговорить три правила базовой "финансовой гигиены". Простые правила, которые мне никто в детстве не объяснил.

  1. Как распределить бюджет
  2. Что нужно сделать до инвестирования
  3. Как автоматизировать процесс

Распределение средств

Базовая пропорция, которую рекомендуют людям со средним доходом выглядит так.

  • 60% дохода уходит на базовые траты (аренду жилья, питание, бензин)
  • 10% инвестируется "вдолгую" (это ваша будущая пенсия)
  • 10% откладывается на крупные расходы в ближайшие 1-3 года (свадьба, путешествие, покупка машины)
  • 5% откладывается на непредвиденные расходы (штраф, поломка ноутбука)
  • 15% тратится на "хотелки" (развлечения, сумочки, вот это все)

Перед тем как инвестировать...

... нужно сделать две вещи:

  • погасить кредиты с высокой ставкой (выше 7%)
  • сформировать "подушку безопасности" минимум на 3 месяца ваших типичных расходов (лучше на полгода)

То есть те 10%, которые описаны в предыдущем блоке для инвестиций "вдолгую", у вас будут первое время идти на то, чтобы закрыть эти два аспекта.

Автоматизируйте!

Сделайте автоматические перечисления части ежемесячного дохода на накопительные и на брокерские счета. В инвестициях очень важна регулярность (почему — мы будем это подробно обсуждать на мастер-классе Lengold University в среду). Принцип простой — сначала откладываем, потом тратим то, что осталось без чувства вины.

А вы следуете этим правилам? У вас дома тоже было не принято о деньгах говорить? Поделитесь!