September 3, 2020

Социальное одиночество

Оно преследует меня

С самого детства оно смотрело на меня из тени людей, рабочих тетрадей и страничек соцсетей. Я чувствую его дыхание на своей коже каждый день в колледже. Иногда оно хватает меня за глотку так сильно, что мне становится нечем дышать.


Привет, меня зовут Стасия, и я не понаслышке знаю, что такое социальное одиночество. На эту тему можно сказать настолько много, что я даже специально пришла сегодня на пару по социальной психологии, чтобы написать о нём эссе. И это эссе пусть будет лежать здесь:

В одном фудкорте собралась разношёрстная компания: два второкурсника с информационных систем, две девушки с другого колледжа и я — студент последнего курса с жизненными драмами и бытовыми проблемами из разряда "на что я буду кушать до начисления пенсии". Ребята шутили, громко смеялись, привлекали внимание и надували дешёвые презервативы. Когда охранник грубо сделал замечание в шестой раз, я вежливо откланялась и ушла. В моей голове стоял вопрос: неужели я вынуждена терпеть такое поведение от тех единственных людей, с которыми я могу поздороваться? Почему так случилось?

В чём причина социального одиночества? Почему человек, находясь в группе людей, может чувствовать себя одиноко?

Перенесёмся в детство. Каждый из нас воспитывался в разных условиях: с кем-то больше играли, кого-то учили манерам, кто-то воспитывался старшими братьями или сам воспитывал младших. Условия, в которых мы начали расти, накладывают свой отпечаток на нашу личность. Тот, кто активно общался со всеми и привык к шумному веселью дома, будет воспроизводить это и в других ситуациях. Тот, кто не наблюдал такого, не сможет сразу влиться в компанию. Особенно остро ощущается отличие ребёнка из семьи, где, скажем, практикуется рукоприкладство.

На выходе получаем очень разных людей: шумных, непоседливых или тихих и даже запуганных. Основная причина социального одиночества — в разнообразии. Начитанный человек будет плохо себя чувствовать в компании грубых и матерящихся людей. А тот, что ощущает недостаток своих знаний, будет сторониться тех, кто спорит на сложные темы.

Бывает, что социальное одиночество возникает не по воле самого человека. Он может быть инвалидом и больше проводить время в больницах, а не с потенциальными друзьями. Люди с сильно выраженными ментальными особенностями: шизофренией, пограничным расстройством личности, БАР — рискуют быть непонятыми или даже изгнанными из общества.

Человеку, испытывающему социальное одиночество, даны две дороги: слиться с толпой или противопоставлять себя ей. В зависимости от многих факторов это может закончиться хорошо или плохо. Бывает, что вливающийся в компанию человек ради поднятия своего социального статуса начнёт курить или распивать спиртное. Впоследствии это может стать зависимостью и причиной появления различных заболеваний. А бывает, что человек, который "сам по себе", подвергается травле, что повышает риск возникновения — опять же — вредных привычек и суицидального поведения. Ведь в обеих ситуациях человек либо принимает себя и свой выбор, либо снисходит до самобичевания.

Выходит, что социальное одиночество — продукт эволюции и разделения людей на классы, касты, группы и субкультуры? И это естественное явление, если детей воспитывают разные семьи разными методами?

Мы не можем уравнять людей и воспитывать их в одинаковых условиях и по одной книге — это убивает индивидуальность. Самое ценное в человечестве — это уникальность каждого по отдельности.

Тогда чем мы можем помочь?

Пусть детей объединяет какое-то общее дело, которое всем будет нравиться. Пусть у человека всегда будет выбор. Если выбора нет — как, например, в маленьких поселениях, — пусть будет возможность сменить место. Пусть будет психологическое просвещение, которое поможет людям понять и принять себя. Современное общество в большинстве своём достигло высших ступеней в пирамиде Маслоу — а значит, неизбежно заговорило о признании и уважении, о возможности узнавать что-то новое, о необходимости в красоте и о важности самоактуализации. Гуманизм может служить средством удовлетворения этих потребностей, а его последователи могут помочь людям, страдающим социальным одиночеством, найти себя в этом мире.



Да, несмотря на мрачность этой темы лично для меня, вы всё равно можете наблюдать что-то позитивное. Я не знаю, как это работает. Я по ходу вдруг обрела в полной мере верю в людей и мир вокруг. Всё ещё присматриваюсь, но уже на два шага ближе к состоянию "душа нараспашку". За все годы моей социализации я уже смирилась, что я белая ворона, но где-то в глубине души плачет грустная одинокая маленькая девочка. И я сижу и глажу её по головке, слегка убаюкивая.

Конец. Пойду плакать.

Рисунок для аска. Зацепилась за него взглядом.