November 9, 2023

Возможность ГТ после закона: результаты опроса

[Справа вверху — логотип: килькот в кофте цветов того самого флага. В центре стоит встревоженный человек и громко кричит в поисках медицинской помощи, справа и слева обособленно стоят четыре персоны и переживают свои эмоции от ситуации. Человек слева вопросительно смотрит на лист бумаги в руке, другой человек тихо плачет над пустой коробкой геля. Напротив них – счастливый человек с блистером таблеток в руках и похолодевший от ужаса человек, получивший отказ в перекоте по телефону.]

Через некоторое время после принятия закона о запрете перехода мы сделали опрос про доступность гормональной терапии. Обстоятельства должны были повлиять на порядок её получения, и мы хотели узнать, как обстоят дела. Опрос проходил с 22 августа по 13 сентября 2023 года, его заполнили 162 человека. Представляем вам результаты.

1. Выборка

[Вся информация, представленная на диаграммах, дублирована текстом в опросе.]

Большинство участников опроса идентифицируют себя как т-маск (69%, включая энби т-маск), т-фем более чем в два раза меньше (29%, включая энби т-фем). Всех респондентов, обозначивших себя, как энби (включая энби т-фем и энби т-маск), 22%.

Опрос заполнили в основном килькоты младше 25 лет (66%). Старше 25 лет 34% опрошенных, из них 5% старше 40 лет, а респонденты старше 50 лет в опросе не участвовали.

Документы сменены у 69% респондентов, у 3% смена документов в процессе, а 28% документы не поменяли.

Также мы узнали, что прервать ГТ из-за закона пришлось только 2% заполнивших опрос (3 человека с несменёнными документами), а ещё 3% (4 человека) прекратили приём ГТ по другим причинам (3 человека — по финансовым обстоятельствам, а одна девушка прервала ГТ, так как хочет вернуть фертильность).

88% опрошенных ведут ГТ, из них 67% — со сменёнными документами, 19% — с несменёнными и 2% — в процессе смены. 6% (10 человек) планируют начать терапию, а 1% (2 человека с несменёнными документами) не планируют ГТ вообще.

2. Контакт с врачами

Так как маскулинизирующую ГТ официально получить можно только по рецепту, в отличие от феминизирующей ГТ, для оценки частоты обращений к врачам мы выделили отдельно группы т-фем и т-маск, включающие энби т-фем и энби т-маск соответственно.

2.1. Т-фем

Из 48 ответов т-фем персон 15% (7 человек) не ведут ГТ по разным причинам. К врачам за аффирмативной помощью обращались 37%. Из них у 33% всё сложилось хорошо, и они получили помощь, а 4% хотя бы один раз получили отказ в аффирмативной помощи. 48% к врачам не обращались.

2.2. Т-маск

Из 111 ответов т-маск людей 10% (11 человек) не ведут ГТ. К врачам обращались 69%. Из них только 10% получали отказы в аффирмативной помощи. 21% к врачам не обращались.


Наши респонденты поделились историями взаимодействия с врачами.

— Я обращался в муниципальную поликлинику, и поначалу там пришлось пободаться, чтобы получить свои рецепты. Но всё же, поскольку я на ГТ уже 8 лет, мне удалось добиться необходимого. (Т-маск, документы сменены)

— Нашёл френдли-врача. Она отличная! Сама связалась со мной в телеграме ещё до приёма, выслала мне список обследований, необходимых предварительно для ГТ, и мы с ней на связи всю дорогу. (Т-маск, документы не сменены)

— Саратов. Врач в поликлинике сказала, что она не выпишет мне рецепт, так как у них нет вообще бланков на рецепты на омнадрен (я его принимаю). Меня отправили к юристу в этой поликлинике. Я объяснил, что у меня сменены документы уже как год, и как мне вообще социализироваться в мире, если по документам я мужчина, голос у меня низкий, а выгляжу я феминно, так как ни бороды, ни других изменений, кроме голоса, у меня ещё не возникло. В итоге мне сказали, что раз у меня не сделаны операции, которые в нашей стране теперь и не сделать, они мне отказывают. Я записался к платному эндокринологу в надежде, что всё получится. (Т-маск, документы сменены)

— Обращался в поликлинику по месту жительства в Саратове. На первом приёме сказал, что являюсь т-маск человеком и мне нужна ГТ, врач прекрасно всё поняла, обращалась ко мне в мужском роде и была очень тактичной. Я сдал анализы, она выписала мне рецепт. (Т-маск, документы сменены)

— Неофициально отказали по причине «не хотим брать ответственность». Причём врачи были готовы помочь, но главврач и директор при личной встрече нахамили и послали «лечить голову». (Энби, документы не сменены)

— Первый приём был до смены документов. Была паника, что могут и не выписать рецепт после принятия закона, но врач успокоила, что будет принимать, но только если сменю документы. Иначе никак не сможет помочь. Всё прошло отлично, никаких проблем. Выписала рецепт, всё рассказала. (Т-маск, документы сменены)

— Воспользовался «Килькот-медботом» для поиска эндокринолога. На следующий же день был приём. Выписали ГТ без проблем. Ещё врач сказала написать ей через месяц уровень тестостерона и эстрадиола, она бесплатно скажет, изменять ли дозу. (Энби т-маск)

— Есть проблемы с покупкой омнадрена даже по рецепту. Во-первых, найти его крайне тяжело, даже в Москве. Во-вторых, обычно фармацевты начинают вести себя очень агрессивно, когда узнают, зачем я пришёл. В последний раз мне чуть не отказали в продаже из-за того, что рецепт был заполнен не шариковой ручкой. С трудом уговорил женщину выдать мне мои инъекции жизненной силы. (Т-маск, документы сменены)

— В клинике изначально отказывал заведующий отделением в начале ГТ, но потом мне эндокринолог назначила лёгкую дозу в любом случае, и моему психотерапевту удалось получить от заведующего отделением полноценное разрешение на «пробную» терапию. (Т-фем, документы сменены)

— Тверь. Эндокринолог в поликлинике отказалась выписывать рецепт по причине того, что у меня нет операций, и когда я об этом ей сказал на приёме, попросила меня раздеться. После моего отказа она отказалась от наблюдения. Это было летом 2022-го. (Т-маск, документы сменены)

— Я живу в Тбилиси, поэтому на приём в Петербурге за рецептами пошла моя мама с доверенностью от меня. Всё прошло так же, как если бы на приём пришёл лично я. Врач выписала максимально возможное количество рецептов, написала на всякий случай справки. И моя мама купила препараты (небидо) в СПб и привезла мне их сюда, в Тбилиси. (Т-маск, документы сменены)

— Курск. Я пришла в гос. поликлинику и сказала, что мне требуется обновить рецепты на ГТ, на что мне в грубой форме отказали, пояснив, что она (врач) не лечит гормонами психзаболевания. (Энби т-фем, документы сменены)

— Около полугода назад после переезда в Екатеринбург мне отказал фельдшер, сказав, что у него нет полномочий выписать направление к эндокринологу и такое может только терапевт. Пришлось взять другой талон и ждать ещё неделю. Терапевт дал направление к эндокринологу, у которого не было нужных бланков и права выписывать гормональные препараты. Тогда у меня кончилось терпение, и я пошёл к заведующей отделением. Она выяснила, что в этом городе таким занимаются только специалисты в конкретной клинике, и дала мне направление туда. Там своя регистратура, и к эндокринологу нужно брать талон за 10 дней до приёма, но у меня кончились запасы препарата и уже шло опоздание инъекции больше недели. Я сказал об этом администратору регистратуры, тогда меня пустили на приём без очереди и эндокринолог сразу дал рецепт на препарат и направление в процедурный. (Т-маск, документы сменены)

— Принёс на приём анализы, которые были на деднейм, сам в клинику пришёл с новым паспортом, справками, и всё было прекрасно. Совсем недавно, 20 августа, вновь был у специалиста, получил рецепт на 4 ампулы и рекомендацию поскорее их купить, так как после 1 сентября можно будет выписывать только на 1 ампулу. Речи об отказе и дальнейшей невозможности выписывать рецепты и не шло. (Энби т-маск, документы сменены)

— Саратов. Поликлиника. Врач выписала мне рецепт ещё до принятия закона, сказав, что если я начал, тогда нужно продолжать. (Т-маск, документы сменены)

— Я обращался в частную клинику в своём городе. О враче узнал от знакомых. Она уже много лет ведёт ГТ у множества людей, потому я решил, что могу довериться ей. Я не ошибся. На приёме врач была вежлива и очень доброжелательна, несмотря на то, что у неё немного устаревшие взгляды, например она не знает об энби персонах и никогда не слышала об альтернативных схемах ГТ. Она сразу спросила, как меня называть, правда, не спросила о местоимениях и начала обращаться ко мне в мужском роде, так как посчитала, что я т-маск. Меня это совсем не обидело на самом деле, тем более что я использую по отношению к себе в том числе и местоимение «он». У меня уже была начата гормонотерапия, так что врач просто посмотрела мои анализы и сказала придерживаться того же графика уколов. В дальнейшем врач обратила внимание на некоторые отклонения в моих анализах, не касающиеся ГТ, назначила дополнительные исследования, а затем прописала лечение. Мне это очень понравилось. В целом у меня сложилось положительное впечатление об этом специалисте. (Энби, документы сменены)

— После прохождения комиссии в Москве вернулся в свой маленький город. Очень волновался перед первым приёмом эндокринолога, готовился к худшему. Уже сидя у врача, очень долго думал, как это сформулировать, боялся. На моё удивление, она сама всё поняла! Я почувствовал, будто выиграл миллион в лотерее: первая попавшаяся частная клиника, первый приём, и всё прошло так гладко! У эндокринологини уже был опыт работы с одним т-маск. (Т-маск, документы сменены)

— Врач ведёт меня без сменённых документов, но не знаю, будет ли принимать без справки F64, если кто-то не успел её получить. (Энби т-маск, документы не сменены)

— Я начала заниматься своим вопросом в 2018 году, в конце 2021-го мне моя психотерапевт посоветовала конкретного врача, которая меня удалённо по результатам анализов корректирует по сей день. (Т-фем, документы сменены)

3. Изменения в порядке получения ГТ

Из 143 ответов на этот вопрос 65% респондентов отмечают, что ничего не изменилось. 20% отмечают незначительные изменения, а 15% сообщают, что порядок получения ГТ сильно усложнился.


В открытом вопросе респонденты поделились своими наблюдениями о порядке получения ГТ сейчас.

— Не могу записаться к врачу. Сильно усложнилась процедура выписки рецепта: не все, кто раньше вёл ГТ или хотя бы просто выписывал препараты, готовы продолжать это делать. Для специалисток, продолжающих помогать, появилось множество преодолимых, но довольно заковыристых барьеров. (Т-маск, документы сменены)

— Есть ощущение, что меньше препарата в наличии в аптеке. Пару раз мне выдавали последние пачки, но я пока сталкиваюсь с тем, что не получается просто в аптеке за раз нужное количество купить. (Т-фем, документы сменены)

— Мне придётся изменить схему приёма препаратов, потому что препарат для инъекций продаётся конкретным количеством ампул по рецепту. Моя эндокринологиня в дополнение к рецепту на ампулы выдала мне ещё рецепт на гель, который просто действует год, и по нему можно покупать препарат, пока не закончится срок его действия. Когда у меня закончится инъекционный тестостерон, перейду на гель, уже закупил про запас тонну. А сильно дальше загадывать про схему не берусь. (Т-маск, документы не сменены)

— Моя эндокринологиня ушла, а других искать очень сложно, когда кончится препарат, придётся рвать задницу. (Энби т-маск, документы сменены)

— Стало меньше аптек, где можно купить препараты в нужном количестве, приходится ездить далеко. (Т-маск, документы сменены)

— Есть тревога по поводу того, что препараты станут недоступны даже по рецепту, но пока все нормально. С эндокринологом тоже есть возможность консультироваться неофициально. (Т-фем, документы не сменены)

— На данный момент у меня рецепт на год, выписанный на старые паспортные данные. Следующий рецепт будет на новое имя. (Т-маск, документы сменены)

— Для перестраховки закупилась на год ГТ. (Т-фем, документы сменены)

— Я купил запас препаратов до принятия закона, с тех пор не обращался ко врачу за рецептом и консультацией. Тревожит то, что планируют ужесточить отпуск рецептурных препаратов, но невозможно купить запас на всю оставшуюся жизнь. (Энби, т-маск, документы не сменены)

— Для получения рецепта мне понадобилось предоставить не только паспорт с женским гендерным маркером, но и выписку от хирурга о проведённой вагинопластике. (Т-фем, документы сменены)

4. Вывод

Основные проблемы, которых опасаются в сообществе, — это отказ в предоставлении медицинских услуг и сложности в покупке препаратов.

Из ответов респондентов можно сделать вывод, что купить препараты сейчас стало несколько сложнее, хотя явных признаков дефицита пока нет. Примерно 13% ответивших на открытый вопрос об изменениях в порядке получения ГТ начинают переходить на неаптечные препараты, а 12% купили лекарства про запас.

Также некоторые клиники перестали выдавать рецепты, так как не понимают, что можно делать, чтобы не нарушить новый закон. У многих руководителей клиник сложилось впечатление, что для выписки гормональных препаратов необходимо, чтобы у пациентов были сделаны аффирмативные операции. Надеемся, что Минздрав всё-таки даст в ближайшее время необходимые рекомендации для ведения ГТ согласно новому закону.

Но всё же из опроса видно, что чаще всего страх отказа в медпомощи необоснован, так как большинство обращавшихся к врачам отметили, что всегда получали помощь. Возможно, эта ситуация ещё будет меняться с течением времени после принятия закона, но в любом случае найти согласного вести ГТ врача вполне реально.

Хорошие отзывы о посещении врачей чаще дают те, кто нашли врача с помощью нашего «Килькот-медбота». В медботе собраны только те врачи, которые прошли специальные курсы повышения квалификации и умеют как вести ГТ, так и общаться с пациентами. Если вашего врача нет в медботе, порекомендуйте его. А если есть, напишите отзыв.

____

Обрабатывали данные Марк Лефевр, Валерий Урманин

Автор — Валерий Урманин

Художник — Рэй

Дизайнер — Мирон Кон