April 5, 2020

30 000 за день на бизнес-тренерстве

Бизнес-тренер — профессия относительно молодая для России, но довольно востребованная в деловом мире.

Специалист, который занимается обучением руководства компаний и персонала, и есть бизнес-тренер. Как и любой тренер, бизнес-тренер усиливает навыки своих подопечных, но весьма нестандартные: он учит их работать эффективнее и помогает стать успешнее в бизнесе.

Эта профессия подойдет людям, которые любят убеждать и стимулировать других, тем, кто готов постоянно развиваться, учиться новому и передавать знания другим людям.

Мой путь

Автора статьи зовут Ирина. В 2014 году она переехала из маленького уральского города Березники в город своей мечты — Санкт-Петербург, где уже счастливо живет 5 лет.

Начало

Мой путь был очень насыщенным. В родном городе я сделала стремительную карьеру в компании «Уралкалий»: выросла из инженера отдела главного механика на одном из заводов до менеджера Управления организационных проектов. Именно на этой должности во мне зародилось желание быть бизнес-тренером — человеком, который обучает взрослых людей.

Я переехала в Питер именно с этой целью, ведь в Березниках даже не представляли, кто это такие — бизнес-тренеры. Однако для того, чтобы им стать, мне и после переезда пришлось проделать большой путь. Прежде чем в моей трудовой книжке появилась гордая запись «бизнес-тренер», пришлось поработать и директором по организационному развитию, и директором фитнес-клуба, и сменить еще несколько управляющих должностей. Опыт консалтинга и управления не давал мне так просто уйти в обучение. Но однажды это всё же произошло. Я проработала корпоративным бизнес-тренером почти два года, прежде чем решилась уйти в самостоятельное плавание.

И сейчас я работаю сама на себя. Веду проекты, провожу онлайн-тренинги, создаю авторские игры, а также консультирую.

Жизнь в маленьком городе

Что такое жизнь в маленьком городе? Это школа, институт, который обеспечивает кадры для градообразующего предприятия, ну и, собственно, работа на этом самом предприятии. Первое высшее образование (у меня их несколько) — инженер-химик-технолог — я получила одновременно с красным дипломом музыкального училища. Я безумно любила музыку, но не представляла себе, как смогу прожить на 1500 рублей в месяц.

Долго упорствовала и не желала идти работать по заданному сценарию в «Уралкалий», но удивительным образом оказалась там. Пошла на собеседование вместе с подружкой, чтобы поддержать её, а взяли меня. Я очень быстро выросла. Если смотреть на мою трудовую книжку, может показаться, что я — попрыгунчик. Однако, это не так.

Я точно видела, куда и как хочу расти. И в какой бы компании я ни оказывалась в последующем, за самые кратчайшие сроки вырастала до тех должностей, которые хотела для себя.

Тяга к обучению у меня с детства

Я даже когда-то хотела пойти учиться в педагогический институт. Очень хорошо помню, как в кадровом резерве в «Уралкалии» нас обучали питерские профессионалы (ИМИСП). Я смотрела на них — и мечтала о том, чтобы быть на их месте. Но и в тот момент мне это казалось несбыточным.

Поворотный момент произошёл тогда, когда несколько лет спустя я была удостоена чести быть сотренером для тренеров по Бережливому производству, которые приехали в «Уралкалий», чтобы обучать персонал. В «Уралкалии» был запущен проект по обучению Бережливому производству, и я была назначена сопровождать и организовывать процесс для команды тренеров, которые прибыли к нам из Санкт-Петербурга.

Первый день я, счастливая от того, что могла присутствовать и всё это наблюдать, слушала и восхищенно впитывала. Вечером ко мне подошёл один из тренеров команды и спросил: «Ирина, а ты не хотела бы завтра провести небольшой кусочек тренинга? Про метод 5 почему?». Я даже подумать не успела, как выпалила: «Да! Конечно, да!». Тренер удивленно, но довольно рассмеялся: «Вот это я понимаю, подход!». Я зубрила всю ночь, думала, буду жутко волноваться. Но как только я оказалась возле проектора и доски, почувствовала себя так, как будто там всегда и должна была быть.

Вот так и началось. В следующий раз мне давали всё больше и больше вести. К концу проекта я уже самостоятельно проводила игру «завод» по Бережливому производству. Высокая оценка тренеров и рекомендации меня руководству в качестве внутреннего тренера зародили во мне уверенность в том, что я действительно могу этим заниматься. И тогда я ушла из «Уралкалия» и переехала в Санкт-Петербург.

После переезда в Питер, я работала в Группе компаний «Корда» в должности директора по организационному развитию, и каждую пятницу проводила обучения для сотрудников компании. Ведь в это же время обучалась в «Гармонии». Как говорится, сразу же вносила полученные знания в жизнь.

Я нашла курсы, где обучают профессионалов бизнес-тренеров. Могу вам сказать, что мне крайне повезло. Сейчас в Институте психотерапии «Гармония», в котором я получила это образование, больше такой программы нет. Это не 2-3-х дневные тренинги тренеров, которые сейчас так популярны. Это была большая годовая программа, с двумя дипломными работами, с сертификацией, официальным документом о повышении квалификации. Я горжусь тем, что мне посчастливилось учиться у настоящих профессионалов. И убеждена, что тот уровень навыков, то количество практики (чего стоят тьюторские еженедельные группы на протяжении 8 месяцев) мало кто где-то ещё мог получить.

Мой первый заказчик

Человек, благодаря которому начался мой тренерский путь, Геннадий Викторович Пятница, генеральный директор Компании «Корда». Он доверил мне процессы обучения сотрудников, хотя на тот момент у меня за плечами не было ни внушительного опыта, ни образования бизнес-тренера.

Вследствие этого я получила невероятный опыт:1) вела тренинги продаж — для этого я научилась продавать и разрабатывать скрипты продаж, управлять продажами;2) вела тренинги по коммуникациям и менеджменту — что позволило мне отточить все инструменты и передать свой опыт коллегам.

Основы работы бизнес-тренера

Прежде всего это знание того, как обучаются взрослые люди. Основы андрогогики. В корпоративном секторе, когда отбирают бизнес-тренеров, первым делом спрашивают кандидатов, что такое «цикл Колба». Если человек не может ничего ответить или не знает, его сразу отсеивают. Это, как если бы хирург понятия не имел о том, с какой стороны находится сердце, печень или лёгкие.

Понимание целей обучения и инструментов, с помощью которых их можно добиваться. Ещё одна крайность тренеров без глубокого профессионального обучения и навыков за плечами, когда они «знают несколько интересных упражнений», и тренинги проводят, исключительно для того, чтобы эти упражнения сделать. А как это упражнение позволит развить конкретный навык, и что это за навык, – это уже дело десятое.

И ещё один крайне важный момент, который очевиден мне, наверное, благодаря моему опыту оптимизации бизнес-процессов. Грамотный бизнес-тренер — это не тот, кто разрабатывает и проводит тренинги, это тот человек, который понимает, какое влияние окажет тренинг на сопутствующие бизнес-процессы и организовывает (по крайней мере доносит до заказчика) то, как должны быть построены или изменены процессы в компании с учётом новых навыков сотрудников.

Что должен знать и уметь бизнес-тренер для успешной работы

То есть, бизнес-тренер должен обладать такими знаниями и навыками:

  • знать основы андрогогики,
  • разбираться в дизайне тренингов,
  • иметь навыки управления групповой динамикой,
  • уметь разрабатывать упражнения.

Я уж молчу про то, что если ты бизнес-тренер, обучающий продажам, ты должен иметь навыки (не умения и знания), а именно навыки продаж, если ты обучаешь управлению, то у тебя должны быть навыки, а, значит, опыт управления за плечами.

Целевая аудитория

Сегодня я практически не работаю с корпоративными клиентами. То есть я ушла из мира корпоратов, чтобы работать с физическими лицами. Не с теми, кого пригоняют на обучение из-под палки, а с теми, кто сам испытывает потребность в получении знаний и готов платить за это.

На текущий момент моя целевая аудитория на 90% она из женщин. Даже в моём проекте «Школа развития мягких навыков» женщин гораздо больше, чем мужчин.

Большая часть тренингов проходит онлайн. Однако сейчас я сотрудничаю с Институтом НЛП и провожу там обучение в живую. Мои корпоративные клиенты — тоже чаще всего офлайн.

Корпоративный заказчик часто хочет невозможного. Хочет, чтобы после проведения тренинга, моментально произошли изменения. Например, после тренинга по продажам, хочет роста продаж. Так не бывает.

Физические лица — чаще всего хотят либо получить навык, чтобы его использовать в своей работе, либо просто потому что интересно.

Цена вопроса

Если заниматься корпоративными тренингами, то зарабатывать можно от 30 000 рублей за 1 тренинговый день до 500 000, 1 000 000 рублей и выше за большие обучающие проекты, но это только, если у вас хорошие аппетиты и выход на крупных клиентов.

Что касается обучения физических лиц, то здесь тоже огромное пространство для возможностей заработка. И она, действительно, пока что не имеет потолка.

Если говорить о том, чтобы работать корпоративным бизнес-тренером, то есть в штате какой-либо компании, то здесь цифры, конечно же, гораздо скромнее. И работа имеет множество нюансов и особенностей. В среднем бизнес-тренер (тренер продаж, тренер по продукту) — может зарабатывать 35-45000 рублей. Если это бизнес-тренер soft-skills (управленческие навыки, коммуникации) — тренинги для руководителей, то здесь уже заработок от 50000 до 100000 рублей.

Это высококонкурентный бизнес

Чаще всего заказчики передают меня из рук в руки. Выбирают меня, потому что у меня «дикая смесь» управленца, консалтера и бизнес-тренера, поработавшего в таком разнообразии сфер бизнеса. Чаще всего найти человека, в котором бы всё это было, невозможно.

Если говорить про онлайн-тренинги для физических лиц, — мне доверяют, я им нравлюсь.

Как нахожу клиентов

У меня есть постоянные клиенты. Я практически не продвигаю свои услуги. Продвижение самой себя я сейчас только-только осваиваю (в конце концов, я всего год самостоятельно себя обеспечиваю).

Конечно же, сарафанное радио и социальные сети — самые действенные способы на текущий момент для меня.

У меня есть личная помощница. Я ей делегирую задачи по ведению моих соц сетей, а также подготовке и оформлению уроков курса.

На ютубе у меня один из моих любимых проектов «Читаем вместе», где я начитываю книги по 15 минут, чтобы вернуть людям привычку читать. В ВК у меня два основных моих проекта «Школа развития мягких навыков» и «Школа Эгоистки».

Достоинства и недостатки профессии

Непростой вопрос. Ведь то, что для меня достоинства, для другого человека может быть сплошным недостатком. Лично я отношу к достоинствам то, что это даёт возможность влиять на жизнь других людей.

Ты обучаешь их новому — это всегда развитие. Развитие — это всегда новые возможности. А новые возможности — это больше вариантов для выбора.

Недостатки профессии. Я бы не сказала, что это недостатки, но это то, что меня слегка расстраивает. Дело в том, что сейчас бизнес-тренером может назвать себя кто угодно. Кому в голову взбредет. Отсутствуют хоть какие-то критерии, по которым можно отделять специалистов, тех, кто действительно, обучен обучать (простите за тавтологию), и тех, кто думает, что прочитать 2 книжки и пройти 1 тренинг, — этого достаточно, чтобы определить себя в бизнес-тренеры.

Плюс абсолютное непонимание того, кто такой «бизнес-тренер». У меня самый частый вопрос: «Ирина, если ты бизнес-тренер, то где твой бизнес?» У меня его нет.

Бизнес-тренер — это тренер для бизнеса, это корпоративный тренер, это человек, который обучает навыкам людей (часто — сотрудников) для того, чтобы бизнес работал.

Советы тем, кто хочет освоить профессию бизнес-тренера

УЧИТЬСЯ! Прежде всего НУЖНО УЧИТЬСЯ! И нет, не на собственном опыте. Нужно учиться у профессионалов. Программа обучения не может длиться 2-3 дня. За это время невозможно освоить навыки разработки тренингов, проведения тренингов, работы с группой.

Многие думают, что бизнес-тренер — это тот, кто должен уметь говорить и вдохновлять. Это ошибка. Бизнес-тренер — это тот, кто готов слышать и слушать, способен быть гибким и менять свои подходы и инструменты в зависимости от группы, условий и ещё миллиона других тонких нюансов.

Бизнес-тренер должен быть гибким.

Повышать квалификацию и набираться опыта, можно только обучаясь. Проводить тренинги, мастер-классы в как можно более «неудобных» условиях. На незнакомых аудиториях, на непопулярных форматах.

Профессиональные планы

Конечно же, создание полноценного инфобизнеса, чтобы оба моих проекта: и «Школа Эгоистки», и «Школа развития мягких навыков» — обрели чёткую форму, структуру и свою постоянно расширяющуюся аудиторию.