May 12, 2019

Баня

Девки, - собирайтесь в баню, командует  мама в пятницу, после обеда.

- Ма, а лимонаду купишь? – тут же подхватилась я.

- Тебе и так там наливают, за стихи. Новый стих знаешь?

- Знаю! - Радостно воплю я, и бегу к комоду собирать бельишко.

Сестра Галюся, уже ходившая в школу, деловито вываливает из «балетки» свои учебники, и тоже собирает туда белье.

Балетка  есть предмет мой жгучей зависти. Это небольшой чемоданчик, округлой формы, защелкивающийся металлическими застежками. Гальке балетка перешла по наследству от старшей сестры Тани,  и была уже изрядно потрепана. Моя боязнь, что  очередь до  балетки не дойдет, была оправдана: возвращаясь  из школы, Галька  скатывалась зимой, с крутой горы, на этой самой балетке, и тормозила аккурат возле ворот дома.

- Отец! Веник новый достань с вышки, - просит мама, старый-то уж совсем обтрепался, голик-голиком.

Отец, ворча, лезет на вышку, срезает с веревки  березовый веник, пахнущий летом и солнцем.

- Опять после вас одни прутья останутся. Не напасешься  веников на вас, -  нарочито сердится он.

Мама закутывает меня в шаль, перекрещивает её на груди, и завязывает узлом на спине.

Своей бани у нас нет, потому мы ходим в казённую .Так и говорили: ты в казённую баню идешь?

Однажды летом, мама будучи на работе, отправила нас с Галькой в баню вдвоем, поручив сестрице помыть меня тщательно и усердно. Все так и было выполненно - тщательно и усердно, только не в бане, а у подруги Эльки в сарае, в корыте с холодной водой. Мыли нас там,с Элькиным братом, поочередно, а на сэкономленные деньги, подружки купили посуду для кукол. Сестра уговаривала меня, и стращала не говорить матери о своём первоначальном опыте в бизнес проекте. Я молча кивала головой, и вожделенно смотрела на кукольную посуду. Наивная сестра сочла это за обещание молчать. В благодарность, мне даже доверили помыть кукольный сервиз.

Конечматери её вложила. А утром Галька вложила мне.

Казенная баня – это нечто! Гордость всех мужиков и бабья радость. Пока сидишь в очереди, можно узнать подноготную и новости всей деревни .

Своего рода тусовка.

А какой был там лимонад! Такого лимонада, я никогда, и нигде больше не пила. Его делали на нашем местном заводике, который в народе так и называли - Лимонадный. А еще, там и мороженое делали, вкуснее которого я не встречала потом никогда.

Мытье в бане – это целый ритуал. В парилке стоял такой пар, что не видно было  человека, на расстоянии вытянутой руки. Самые отважные забирались на верхнюю полку и крутились, повизгивая, под березовым веником, которым виртуозно владели все мамаши. И как награда – лимонад. Распаренные, краснощекие, мы садились в «другой зале», где стоял стол, и ревностно следили за остатком лимонада в бутылке.

И так, мы идём в баню. Представление начиналось с порога:

- О, Илюхины дети пожаловали, вместо приветствия говорит тётя Маша, стоя за небольшим прилавком, где продаются банные принадлежности, и в том числе вожделенный лимонад.

-Здрассти, говорим мы с Галькой хором, втягивая  носом банные запахи.

- Ну, че, Надюха? Стихи новые знаешь? – спрашивала хозяйка прилавка?

- Да!!! Щас читать?

. - Нет. Щас то не надо. Иди, сначала помойся, а уж потом и представление твое посмотрим.

Я разочарована.  Хотелось сразу зрителей и лимонада.

Купив билеты, мы рассаживаемся на свободные  места, в ожидании своей очереди,причем не всегда рядом.

Кому мест не хватило, пристраивается у окна или за скамейки, где сидят женщины, в ожидании своей очереди.

Вот тут, не зевай - успевай уши растопыривать на все стороны. Я пристроилась у первой лавки, и стала вникать в суть диалога:

- Видала, видала?- на ухо одной товарки нашептывает другая, - как медички-то сёдни в баню припёрлись?  На голове халы накручены, не иначе как конские хвосты там запрятаны ! По весне то помнишь, был скандал на конном дворе, кто то коням хвосты остриг!

. - Да што тыыыы!!! ???Надо подглядеть чего они вынимать будут из башки.

. - Так  ведь стыдобушка то какая была- кобылы без хвоста по деревне скакали, а эти ... кобылы, хвостов себе чужих накрутили.

На следующей скамейке,у окошка, две кумушки поочередно хлопая себя по коленям, обсуждают нашумевшую, намедни, историю с участковым поселка, Лапиным:

.......- он за ней, она в уборную.

. - И чо он?

. - Стоит ждет.

. - А она?

- Она в уборной сидит, пьянёхонька. Он, говорят , час стоял, и час стучал, потом кааак дернет ручку, крючок сорвал, глядь а она там уже уснула, прям на очке, так он ее оттуда и приволок в свою кутузку.

- Ой-ой-ой! До чего  водка людей доводит!!

Не глядя на входящих, женщина сразу переходит на другую тему:

- А Илюха- то Киреев, слыхала чего утворил?

- Нет. Чего опять?

- Два дня просидел у Саши-немца в подполе!

- Дык кто ж его туда засунул то?

- Сам залез. Проигрался в карты вдрызг и сидел там, пока Маша его не вызволила. Пошла через два дня искать его по деревне, зашла к Саше, а там дым коромыслом, все картежники сидят, в очко играют.

- Где Илья? -спрашивает.

Картежники сидят мнутся, друг на друга поглядывают. Она и смекнула в чем дело, Лапиным пригрозила; тогда они и открыли подпол, выпустили его.

И, вдруг из-за их спины, со знанием всего произошедшего, я завершаю это повествование:

- А ещё, мама порвала им карты, и все деньги с кона сгребла.

Товарки смутились, а я переместилась поближе к двери в раздевалку, место освободилось между мамой и двумя беседующими кумушками. Не обращая на меня внимания, они продолжали свой разговор:

-... Пришел и нашел под печкой. Всю брагу на пол вылил, и пригрозил оштрафовать, если ещё раз поймает.

- Да растошнёхоньки мне!!Это ж сколько продукту- то пропало зря! Праздники на носу, казённой-то водки не напасешься!

И тут, моё соло на всю баню:

. - А у нас,Лапин,пиво низачто не найдет! Мама его в подполе в картошку закопала.

Кумушки поперхнулись, и развернувшись уставились на меня. Мать дала мне подзатыльник, и толкнула в открывшуюся дверь раздевалки. Очередь подошла.

Пока раздевались, мать пообещала когда нибудь мне язык оторвать, а Галька поддакнула:

- Давно пора!

Языка было жалко, и я на время умолкла.

Распаренные и отмытые до скрипа, вывалились мы из бани, я вперёд всех предстала у стойки с лимонадом, и подбоченясь перед тётей Маше, стала тараторить стишки. Первый стакан был честно заработан. Галькины конопушки от зависти бледнели.

Ее читать стихов не просили. Хотя, я читала все её стихи, которые она учила для уроков.

Отдохнув, мы вываливались на улицу, запуская вместо себя клубы морозного воздуха.

С чувством исполненного долга и щастья, с мечтами о Галькиной балетке, я шла, крепко держась за руку мамы.

Утром сестрица убежала в школу, через полчаса вернулась вся красная и злая.

Не успела я подумать, что она опять в бане была-так там сёдни мужики моются, как Галюся расщелкнула застёжки балетки, и вывалив свое бельишко, мочалку и мыло - сноровисто собрала учебники в неё же, побежала опять в школу.

А ведь мама,ей с вечера, шашнадцать раз говорила:

- Собери Галя, учебники в школу!