March 4, 2020

Эпос об осьминоге

Главная проблема, с которой я сталкиваюсь на уроках обществознания в пятом классе — скука. Скучаю по большей части я, не дети.

Роль обществознания в пятом классе сложно недооценить. В учебнике рассказывают, что такое человек, мышление, труд, труд и творчество. Полезные, добрые и вечные вещи. Однако глубина материала соответствует садику или первому классу. К тому же материал каждого параграфа (страницы 3-4) приходится растягивать на два урока. Растекаемся по древу-с.

Особенно угнетает, когда нет возможности разгуляться. Вот тема: труд и творчество. Веселый пекарь с пирожками улыбается со страниц учебника. Любуюсь им из года в год и кажется, что он издевается. Мол, — о чем ты расскажешь детям на этот раз?

На такие темы я стараюсь дать больше творческих заданий. То пишем эссе, то ищем творческие нотки в труде дворника. Последний урок мы обсуждали самые творческие профессии. Класс разделился пополам:

Одна часть выбрала художников, вторая — дизайнеров. Как я ни старался объяснить широту творчества, ребята отказывались принимать ученого за представителя творческих элит. Тяжело абстрагироваться от стереотипа, что творчество и искусство равны друг другу.

Я решил показать что это значит творить на самом деле. Времени от урока оставалось немного. минут 20. Попросил ребят поменяться тетрадями с соседом по парте. И попросил их нарисовать. Что угодно. Никаких ограничений на рисунок не было. Некоторые спрашивали — а что мне нарисовать-то? Для таких я подкидывал темы вроде действий человека, природы, сказочных существ — не горжусь оригинальностью идей. Но и задание как с неба свалилось, не иначе. Что, впрочем, бывает со мной частенько.

Оставшиеся 15 минут я посмеивался над ребятами, потому что они не знали о второй части задания. А я — знал.

Как только прозвенел звонок, ребята поменялись тетрадями обратно и получили домашку: составить четверостишие по рисунку от соседа. Реакция последовала через несколько секунд. Ребятки на автомате записали слова за учителем. А потом до них дошло. В классе поднялся шум. Особенно у тех, кому нарисовали какие-то абстрактные геометрические фигуры. Все начали показывать друг другу тетрадки, кричать: «Это невозможно!», «Что я могу написать о часах?», «Что такое BTS?»*

Удивил парень, которому достался осьминог в весь тетрадный лист. Он подходит ко мне и спрашивает: что мне с этим делать? А я про себя думаю: как можно не видеть своего счастья? Осьминог получился что надо: фиолетовый, щупальца извиваются, рожа суровая — гроза заблудших моряков. По нему плачет эпос, где он пожирает корабли, а потом умирает от скуки. Или баллада о неразделенной любви к Лохнесскому чудовищу. Кайф же. Захотелось отобрать у него рисунок и сделать его обложкой еще не написанной повести. Я честно признался себе, что вероятность сесть и написать повесть о грустном осьминоге, который заедает амурное горе кораблями крайне мала. Пришлось отжать тетрадь.

Это мой класс и так я с ним развлекаюсь, когда скучаю вести урок.

P.S.: BTS — название популярной кейпоп группы. Последние пару лет корейская музыка и эстетика набирают популярность среди молодежи.