May 6, 2020

«Молчание – золото» или как я закрыл рот на целый день

Менее драматичная версия заголовка - "День тишины".

Еще одна - "Мой самый продуктивный день".

А о чем речь?

Я люблю поболтать. Это легко заметить по длине моих голосовых сообщений. Или по количеству слов в минуту, когда мы общаемся вживую :)

Я всегда воспринимал желание разговаривать как часть себя, будто это естественно. Никогда серьезно не задумывался, действительно ли это «мое». А вдруг не мое? Вдруг это просто приобретенная привычка?

Я решил проверить как на меня влияет отсутствие общения и устроил себе «День тишины».

День тишины – в том виде, в котором я его проводил – довольно простая практика. Единственное условие – молчание, отсутствие вербальной коммуникации с людьми и информационная тишина.

Никому не пишу, ни с кем не разговариваю, не пользуюсь мессенджерами, не читаю новости, не пою в душе и не разговариваю сам с собой.

Такая тишина «создает» время, улучшает внимание и снижает траты энергии.

 

Время

Общение настолько вплетено в жизнь, что об этом легко забыть. Мы регулярно тратим время на общение и редко его учитываем.

Практика тишины освобождает это время. В моем случае, освободилось 2 часа.

*Это же с ума сойти! Просто представь, что взяв перерыв от общений в 5 дней, ты можешь вложить 10 часов во что угодно! Если ты своим занятиям/хобби/проектам уделяешь 2 часа в неделю, то за 10 часов ты продвинешься больше, чем на месяц вперед!*

Что делать с этим временем – это уже другой вопрос. Копайся в себе, задавай вопросы к тем темам, которые волнуют. Работай над проектом и над теми задачами, которые обычно откладываешь :)

Самое главное – ты узнаёшь, как день МОЖЕТ проходить, если коммуникацию убрать совсем. Дальше уже вопрос, где золотая середина для тебя.

Внимание

Я много узнал о внимании у Кэла Ньюпорта (Deep work/в работу с головой).

Формула из книги:

Высококачественная работа = Время * Интенсивность фокуса

Чем ниже интенсивность фокуса, тем больше нужно времени, чтобы получить классный результат. И наоборот.

Хочешь хорошо и быстро - учись фокусироваться.

Чтобы усилить фокус, нужно учесть штуку под названием attention residue (остаточное внимание) (объяснение на английском)

*Больше почитать можно погуглив Софи Лерой или в книге Кэла*

Принцип работы - когда мы переключаем свое внимание от одной задачи к другой, первое время наш мозг продолжает «думать» над предыдущей задачей. Даже если мы это не ощущаем.

Каждый раз, когда мы обращаем внимание на телефон (любое уведомление), часть нашего внимания остается там даже спустя несколько минут. А теперь представьте, что он 20 (120?) раз в день вибрирует, подсвечивается и издает звуки.

Фокус проседает, продуктивность незаметно идет вниз.

Получается, если мы поймем, как работает внимание и сделаем выводы, мы сможем получать более классные результаты за то же время работы.

Сейчас мы приблизились на один шаг к пониманию :)

 

В практике дня тишины информация извне не поступает – ни новостей, ни сообщений. Это отличный способ ощутить «лазерный» фокус. Хочешь больше – убирай отвлекающие факторы. Мне так понравился супер-фокус, что я начал активно искать моменты, где отвлекаюсь и убирать их (отдельная история).

Есть одно «но».

Для тех, кто привык регулярно отвлекаться такой детокс может оказаться пыткой. Как ломка у наркомана.

С другой стороны, такой опыт тоже полезен – испытав последствия отсутствия чего-то, можно оценить, работает «это» на тебя, или ты на «это».

 

Энергия

Когда мы болтаем, мы тратим энергию. Мы можем получать её обратно, но первое действие – это её потеря. Убрав общение со всем, мы освобождаем энергию, которую ежедневно расходуем.

Помимо этого, разговоры о планах и намерениях поднимают уровень дофамина, гормона «радости от награды».

Я уделю дофамину время в будущем, но все, что нужно знать сейчас – ожидание «награды» стимулирует нас совершать действия.

У человека, который помешан на ставках, пик дофамина достигается ровно перед тем как он совершает ставку – когда ОЖИДАНИЕ максимальное. Когда он получает выигрыш, уровень дофамина ниже.

Когда мы кому-то рассказываем о наших планах, мы переносим себя в состояние, где что-то УЖЕ достигнуто.

«Я запущу этот проект, он выстрелит! Меня это так будоражит!» - Конечно будоражит! В этот момент человек испытывает подъем дофамина. Уровень дофамина подскакивает здесь и сейчас, никаких ДЕЙСТВИЙ даже не потребовалось!

Мозг запоминает, что для достижения желаемого эмоционального состояния не обязательно что-то делать – достаточно рассказать кому-то о своих планах.

Я не говорю, что тот, кто рассказывает о своих планах обязательно не будет ничего делать. Я говорю о том, что внутренняя мотивация у него будет ниже. «Хотеться» будет меньше.

«Хочешь похудеть- держи язык за зубами».

 

Как прошел мой день тишины?

Спокойно и продуктивно!

Я удивился, насколько прост оказался эксперимент и как слабо он влияет на жизнь.

Самая сложным для меня было совсем не петь и не разговаривать с собой.

Иногда в голове играет какая-то песня и я непроизвольно начинаю петь. С этим я косякнул - пару раз с утра вырвалась из уст моих прекрасна песнь! Я быстро остановил себя и свои шансы на программу "Голос".

Когда у меня нет блокнота под рукой, я иногда произношу какие-то вещи вслух, чтобы они остались в голове. Или просто реагирую на поток мыслей.

В общем, пару раз я произносил короткие фразы. Еще один косяк!

За исключением этого, все прошло гладко. Трудностей с домашними не было, я всех предупредил.

Главным чудом было количество работы, которое я покорил в первые 5-6 часов дня. Я сделал всё самое важное и у меня осталось пол дня на любые другие задачи.

Теперь я взял за правило вообще не пользоваться мессенджерами (по умолчанию без уведомлений) в первые 5-6 часов дня. У меня есть фиксированная точка, в которой я первый раз в день «могу» зайти в телеграм/wa , уделить этому 15-20 минут, и двинуться дальше по дню.

Это не значит, что если произойдет что-то важное, я не зайду туда раньше. Я просто стабильно создаю себе окна фокуса. Время в течение дня, где мое внимание не распыляется.

Я стал смотреть на коммуникацию иначе. Она мне все еще нравится, но теперь это лишь опция, а не что-то, что я «должен» делать. Я все еще хочу общаться и созваниваться, но я не хочу делать это стихийно. Теперь, когда мы общаемся, знайте - даже мое остаточное внимание направлено на вас ;)

В сухом остатке

День тишины – опыт самопознания. Ты узнаёшь, как бы ты жил, если бы не отвлекался.

День тишины – кнопка продуктивности. Свободное время, внимание и энергия напрямую транслируются в продуктивность. Тебе остается только решить, куда ты хочешь их вложить.

День тишины – проще, чем кажется. Просто предупреди «переживающих», что ты будешь не на связи.

Мне очень нравится эта практика, потому что она простая и для неё много не нужно. Это отличная возможность узнать себя лучше и одновременно поставить галочку «пробовал».

Если вам нужно быть на связи по работе в будни, то подумайте про выходные. С одной стороны, вы отказываетесь от привычного выходного, с другой – вы организуете себе полноценный ретрит, возможность перезагрузиться. Люди деньги за это платят! ;)

Буду рад услышать о вашем опыте и ответить на вопросы о своем.

На связи ;)