May 16, 2020

Как я вернул чтение в свою жизнь и стал извлекать из книг в 5 раз больше

(Про НЕхудожественную литературу)


Я очень люблю читать.
Когда я спрашиваю «если бы ты всего достиг, как бы ты провел день сегодня?», в ответе всегда есть чтение.

Я верю, что любознательность – одна из самых мощных движущих сил. С детства мы жадно познаем мир. Мы гуляем, играем, общаемся, взаимодействуем с людьми и миром. Каждый день мы получаем новый опыт и интегрируем его в жизнь. Мне даже кажется, что мы настолько привыкаем к познанию, что где-то в детстве и формируется потребность познавать каждый день.

Через чтение я удовлетворяю эту потребность. Узнаю новое, меняю свои взгляды. Нахожу подтверждение своим догадкам или нахожу, что все вообще не так, как я думал. Что я – осёл.
Так или иначе, через чтение я лучше понимаю мир и осознаннее с ним взаимодеймствую.

Но однажды я осознал, что в моей повседневной жизни чтения почти нет. Вернее, оно есть, но его нет оно совсем не системное.

Пора меняться

Я решил, что хочу сделать чтение регулярной частью своей жизни. Выделил для этого полчаса с утра и начал читать каждый день.
Ладно, не каждый. Но большинство! Так чтение вернулось в мою жизнь.

Чтобы привычка закрепилась, я завёл себе ритуал – после растяжки, я заваривал себе кофе, садился с книжкой, ставил таймер на 30 минут и откладывал телефон в сторону (без звука и уведомлений).

Теперь моему вниманию некуда было деться. Чтение сразу заиграло новыми красками. Книга занимала мой фокус целиком. День за днем я влюблялся в этот процесс все сильнее и сильнее. Когда я посмотрел на свою жизнь с перспективы года и подумал, что я читаю и развиваюсь каждый день, мне стало очень тепло.

Я экспериментально подтвердил, что действительно люблю и хочу читать ежедневно. Я обрел что-то, что могу нести с собой до конца жизни. Или пока не надоест :)

Еще я начал понимать, сколько книг прочитаю через месяц-два. Я буквально знал, что эта, эта и еще вот эта книга уже будут прочитаны! Сколько нового! Целая игра!

Чтение для усвоения

Само по себе количество и даже качество прочитанных книг ничего не даёт.
Дело не в информации, а в том как ты её пропускаешь через себя и интегрируешь в жизнь. Дело в знании.
Если смотреть на чтение книг через эту призму, то важно не количество прочитанного, а количество усвоенного. Чтение – обмен времени на знания/изменение перспективы/инсайты. Чтобы это понять, мне потребовалось время.

Спустя пару месяцев ежедневного чтения я поймал себя на мысли, что не могу назвать все книги, которые прочитал за год.
Когда я все-таки вспоминал конкретные книги, я не мог сходу сказать, что я оттуда почерпнул и, что важнее, что применил в жизни. Я помнил общие идеи, пару примеров и всё.
Гвоздем в крышку гроба стало то, что я время от времени сталкивался с ситуациями, когда я думал «О! Я читал об этом в … - как они там решали это? Надо перечитать!».

Получается, книжки я прочитал, удовольствие получил, что-то даже узнал, но потенциал книги не раскрыл. Я извлекал процентов 30, а потом это все забывалось. И я ведь нелупый парень! Должен же быть простой способ лучшего усвоения?

И я его нашел! Я наткнулся на видео про «Effort rule» (Правило усилия).

Мозг лучше запоминает информацию, когда она подкреплена физическим усилием. То есть, если ты что-то записал от руки, ты повышаешь шансы на то, что это останется в голове. От руки, не на клавиатуре.

Мое чтение эволюционировало. Я добавил к нему новое правило.

Когда я читал, я делал закладки, чтобы потом вернуться к интересным частям книги – обдумать их или применить в жизни. В реальности же я делал это редко и спонтанно. Все потому, что у меня не было отлаженного процесса.
Мне это напомнило начальную ситуацию с чтением – хочу, но не делаю.

Я решил, что после того, как прочитаю книгу, я перейду к следующей только когда пройдусь с ручкой и блокнотом по всем закладкам. Это был переломный момент.

Сперва это было неловко.
Я выделил время (те полчаса, в которые читал), завел отдельный блокнот. Сел и понял, что не знаю как именно я буду работать с закладками - у меня не было процесса. Ну, будь что будет!
Я просто открывал закладку, перечитывал страницу, и выписывал идеи, которые вызывали отклик. Иногда выделял их какими-то значками или писал комментарии.

Затем я начал пропускать идеи книги через себя и писать их своими словами.
Я не только лучше усваивал книгу, я еще и писал, как я могу применить это в реальности. Началась постоянная работа над улучшением.


Как бонус, я обнаруживал, что какие-то мысли из книги я читал будто в первый раз. У меня не укладывалось в голове – «Как я мог это прочитать и не обратить внимание?».
Это лишний раз напомнило, что не все изменения могут произойти за раз.
Ты поймешь, когда придет время.

Этот процесс увеличил время на «чтение» книги раза в 1.5-2 (в зависимости от количества закладок).
Еще он увеличил уровень запоминания/освоения по ощущениям раз в 5!

В 2 раза дольше и в 5 раз эффективнее.

Лайфак! Я был на седьмом небе!

Теперь я не могу представить чтение без выписывания. Вернее, могу, но не вижу смысла – это кажется неэффективным вложением времени. Сейчас я думаю, что даже 3 раза перечитать книгу будет менее эффективным, чем прочитать один раз и пройтись по закладкам.

 

Доверяй, но проверяй

Раз уж у меня есть эти заметки, нужно с ними что-то делать, да? Я добавил новое правило :)

Если раньше, я переходил к новой книге (к1) только когда сделал заметки по предыдущей (к2), то теперь я еще начал перечитывать заметки по книге до этого (к3).

Было: Читаю к2 – выписываю из к2 – читаю к1

Стало: Читаю к2- выписываю из к2 – читаю заметки к3 – читаю к1.

Это не добавляет много времени к процессу. Я справляюсь за 1-2 подхода.

Когда перечитываю, я вижу, что некоторые вещи из книги я уже применил в жизни – это создает удивительное чувство удовлетворения. Работа проделана не зря!

Процесс не идеален – я все еще нахожу идеи, которые я пока не применил. Но вместо огорчения я испытываю предвкушение – скоро я применю и это!

 

Почему я этим делюсь

Когда я впервые почувствовал, что начал усваивать в разы больше, я подумал, что я обхитирил систему. Моя траектория развития резко изменилась.. Теперь, за то же время я буду узнавать гораздо больше!

Я искренне верю, что каждый из нас несет в себе огромный потенциал. Познавая новое, мы приближаемся к его реализации. Я подумал, что если даже один человек начнет читать больше или усваивать лучше, то мое время окупилось сполна :)

Читай, познавай, применяй - делай мир лучше!

Практические выводы

  • Выбери время суток, которое подходит тебе. Например, у меня с утра чистая голова и нет ощущения, что «что-то пора делать». Мозг спокойный, нет суеты.
  • Реши, сколько времени ты хочешь читать.
  • Отдайся процессу целиком. Спрячь или отключи телефон. Поставь таймер. Нет отвлекающих факторов, есть предсказуемость. Тебе легко поймать состояние потока. Как прозвенит таймер – или продолжай день, или продолжай читать :)
  • Не переходи к следующей книге, пока не освоил текущую.
    Хочешь лучше усвоить - выпиши.
    Если ты не просто переписываешь идею, а пропускаешь через себя и пишешь своими словами, то усвоишь её еще лучше.
    Если ты задаешь вопрос «как я могу это применить в своей жизни?» и письменно даёшь ответ, ты уже применяешь эти знания на практике!

А теперь представь, что ты извлек всё самое полезное из каждой прочитанной книги и применил в жизни? Да ты же просто супер(ву)мэн!

 

Расскажите, если это вас мотивировало к изменениям :)

Если вы знаете какие-то методы, которые помогают усваивать лучше - пишите! Я буду очень рад послушать ;)