Музыка
July 7, 2022

Альбом «Возвращение» • Композитор Андрей Климковский

Возвращение — одна из самых назойливых невротических идей — она заключается о том, что где-то когда-то нам было хорошо, а потом случилось нечто, мы утратили доступ к этому райскому месту или состоянию, или нас оттуда выгнали... за что-то нехорошее, а может быть просто за поступок, который сильно опередил свое время...

Многие люди проживают жизни в стремлении вернуться к каким-то там истокам, где нас любили, где мы любили, где все всех любили, и ничего иного не могло происходить. Тем временем жизнь заканчивалась, и никто никуда не возвращался.

Потому что — некуда. Но даже если бы и было, время вспять не течет. И нам не разрешает. Поэтому, можно только вперед...

Хотя, иногда возвращение бывает неизбежно. Особенно, когда оно не слишком желаемо. Например, возвращение из отпуска на работу. Из прекрасной турпоездки домой, откуда в следующий раз могут вообще не выпустить. Или, вот, космонавты — рано или поздно — возвращаются на Землю. Вероятность возвращения с орбиты довольно высока — в наше время практически 100% — в космос слетать безопаснее, чем на байке покататься. Но хотят ли космонавты обратно?

Хотят, конечно.

Но лишь от того, что космическая станция, куда сейчас летают сыны и дочери Земли, очень ограниченное место — как пара-тройка железнодорожных вагонов сцепленных вместе. Только, вагон-ресторан прицепить к этому мини-поезду забыли. Иногда причаливают буксиры или товарные вагончики с посылками с Земли. Прибывают новенькие, покидают станцию старенькие... Вот и весь космос. Не такой уж он беспредельный. Потому что — учебный.

Но когда-нибудь мы выйдем в настоящий безбрежный космос, в котором полет будет длиться месяцы и годы, где до цели долетит не первое и не второе поколение посланников Земли. Земля останется лишь в легендах, а легенды создадут тягу проверить, посмотреть — с чего всё начиналось... Будет ли это возвращением? Скорее — нет.

Жизнь устроена так, что движение возможно только вперед. Ведь время в ней течет только в одну сторону. Оно нежно подгоняет нас, предлагая каждый следующий шаг делать все быстрее и шире. Тех, кто не хочет, время заставляет идти в ногу со временем уже вполне конкретными и пинками. Но если это не помогает, саботажников просто убирают с дороги.

Но навязчивая идея о том, что где-то было хорошо, и туда еще можно вернуться, не исчезает. Она посещает умы разных людей, словно вирус, чтобы проверить — справится ли человек с этой занозой... (?)

Те, кто справляются, обретают будущее. Кто залипает в сказки о былом, в сказку не вернется, но и перспективу потеряет — очень трудно потом догнать уходящий с ускорением поезд.

Но, как бы то ни было, а большинство людей Земли живут с оглядкой на прошлое. Я не исключение. Я тоже думал, что где-то там — в глубине моих воплощений — было какое-то удивительное райское место, которое я покинул, отправился скитаться по Вселенной. Сколько жизней прошло? Две, три, десять... Может быть сто? Как могу я что-то помнить о самом начале? И было ли это началом?

Я мало чего конкретного помнил. Помнил, что там было прекрасно. Что там было много любви, а вместе с ней тяга к неизведанному, которая и заманила меня в ловушку. Я многое изведал. И может быть хватит уже... Как теперь вернуться и рассказать тем, кто остался, о том, что я нашел снаружи?

А если никто не остался? Если все, кто жил там, последовали моему примеру, как последовал я примеру тех, кто ушел до меня?

Если я вернусь, встречу ли я хоть кого-то? Разве что, только тех, кто уже раньше и вернулся раньше меня. А они и без меня все знают.

Но вернуться хотелось прежде всего ради себя. Ведь, когда покидаешь что-то дорогое, всегда оставляешь там свою часть. Тут оставил, там оставил... Осталось ли у тебя самого хоть что-то? Может быть уже пора собираться во едино?...

Это - безумная идея. Но она влекла меня многие годы. Из кризиса в кризис, словно гиря на ноге, тянущая в пропасть, не позволяющая достичь вершины. Кто же, карабкаясь ввысь думает о подножье горы. Хочешь достичь звезд, забудь о Земле.

Если быть честным, в самом начале не было никаких дум о покинутых некогда родных краях. Было другое. Была музыка, зовущая навстречу ослепительному звездному свету. И она не позволяла думать ни о чем другом — только звезды, только полет.

Но однажды я услышал особенную музыку — это была очень грустная мелодия, которая выражала чувства экипажа корабля, который много лет провел среди звезд, но вот пришла пора возвращаться. И это было нестерпимо.

Когда я спросил, как называется эта музыка, друзья сказали, что — "Возвращение". И название было в точку. Иначе не назовешь. И почему-то эти ноты острой иглой вонзились в моё сознание, впустили в него свою вакцину. Я запал на эту мелодию. Нас очень часто пленит горечь потери — её забыть бы, выкинуть из головы, простить, и двинуться вперед. Но я залип в это. "Возвращение" стало моим гимном и стратегией. Я начал писать музыку, чтобы вернуться. Вернуться с помощью музыки. А как еще? У меня больше ничего не было...

...вернуться к звёздам.

Кто-то к ним уходит. А я возвращался. И в самом начале мне казалось, что они становились ярче. Как минимум появилась надежда и план.

Но прошло много лет, а я все еще здесь — с Вами, Друзья. Я написал много музыки о звездах, много узнал о них — того, что забыл, пока гостил на Земле. Но темп моего возвращения в конечном итоге замедлился до нуля. Мне дали какое-то пространство для маневров, но я его исчерпал. И пришло время понять кое-что.

К звездам нельзя вернуться, как нельзя вернуться хоть куда-то.

Наверное это осознание настигло меня тогда, когда я исписался и уже не мог придумывать новые мелодии. Но у меня оставались старые, которые я еще не воплотил. И среди них "Возвращение" — его я написал сам — вместо прежнего, которое на самом деле называлось иначе. И было еще много мелодий той же ретроградной направленности, которые не собирались в альбомы, рассыпались, звучали только на концертах. Во время творческой паузы 9 лет назад я все-таки собрал их вместе — мой гимн "Возвращению" — мне важно было поставить эту точку.

Альбом получился странный. Но самое удивительное — он получился неожиданно новый по звучанию, будто не в прошлое он зовет, а вперед — в будущее. Во всяком случае, именно это в один голос сказали мне друзья и слушатели.

Кто бы мог подумать?!

У каждой из вошедших к треклист композиций отдельная независимая история. Всё они создавались для какого-то своего альбома, а потом вдруг объединились в этот. То есть — они — каждая о чем-то своем. Но им удалось объединиться. А мне пришло время осознать, что пора взглянуть на жизнь и на Мир иначе — с принятием и любовью к тому, что есть, со стремлением к грядущему, и без якорей и привязок к тому, что было когда-то, если оно вообще было, а не приснилось.

И после этого начался новый этап в сочинении музыки. Все написанное мною после альбома "Возвращение" уже не содержит тоски по утраченному, да и музыка чуть-чуть иная.

Забавно, что с той поры мои слушатели разделились на два лагеря... нет, ни в какие лагеря они не объединялись. Но я четко видел, что одни хотят от меня творчества в старом стиле: "Андрей, раньше Вы писали лучше. Хотим альбомы в старом стиле". Другие писали и говорили, что: "Климковский вышел на новый уровень и начал писать как большой, перестал копировать и пародировать своих учителей".

Я верю тем и другим. Они все говорят совершенно искренне. Но их слова в большей степени о них самих, нежели обо мне. А то, что касается меня, то прежним мне уже не стать. И наверное это хорошо.

За 9 лет с релиза альбома "Возвращение" его страница устарела, перестала правильно отображаться. А мне было все не до него — "Возвращением" я уже не страдал. Эту страничку можно и потом поправить.

Сегодня - то самое "потом".

Поправил я эту страничку. Всё работает.

Причем, тут еще кое-то случилось. Платежная система на сайте тоже требует обновления. И кое-что я предпринял — теперь покупка альбома осуществляется немного иначе. Впрочем, там все про это написано. Разберетесь. Если нет — спросите. И, конечно, это все еще нужно протестировать — с Вашей помощью, Друзья. К тому же, у большинства из Вас этого альбома наверняка нет. И сегодня есть повод его приобрести. Используйте его.

Приятного прослушивания и неуклонного движения вперед!