July 26

Лучшая книга XXI века

Если честно, это первый отзыв, к которому мне очень сложно подойти. Я чётко осознаю, что в любом количестве слов не смогу выразить те эмоции, которые мне подарила эта книга.

Откровенно говоря, я столкнулся с трудностями при написании этого отзыва. Я понимаю, что невозможно передать все чувства, которые вызвала у меня эта книга, в любом объеме текста.

Откровенно говоря, мне было нелегко написать этот отзыв. Я осознаю, что невозможно передать все чувства, которые вызвала у меня эта книга. Даже сейчас я еще не осознал их полностью.

Давайте начнем с истории. В 2020 году я случайно наткнулась на книгу "Дом, в котором. Шакалиный восьмидневник" в магазине "Фикспрайс" за 99 рублей. Просмотрев все полки, я не смогла найти другие части этого романа. Решив не упустить шанс, я купила книгу и унесла ее с собой. Пока она просто лежит на полке, ждущая своего часа.

Зимой 2022 года я отправилась из временного жилища, где шел ремонт, обратно в предыдущую квартиру на такси, так как моя машина была в ремонте. По дороге я решила послушать аудиокнигу "Дом, в котором. Курильщик". Это было что-то удивительное и загадочное. Я погружалась в исполнение актеров истории, слушая несколько глав в пути. Позже, в свободное время, я продолжила прослушивание. Но затем учеба заняла все мое время, и книга осталась в стороне... Однако этим летом, находясь в отпуске, я снова вернулась к "Дому...". Первую часть я слушала и читала в электронном виде, вторую - в дешевой книжке из магазина "Фикспрайс", а третью - снова в электронном формате. Оторваться было невозможно... Давайте сейчас отвлечемся...

Кто такая Мариам Петросян?

Мариам Сергеевна Петросян - известная армянская писательница, чьи произведения написаны на русском языке. Она получила образование в художественном училище по специальности "художник-оформитель". С 1989 года Мариам работала на киностудии "Арменфильм" в отделе мультипликации, а затем продолжила свою карьеру в "Союзмультфильме" в течение двух лет.

Известность Мариам Петросян пришла благодаря роману «Дом, в котором...». Над этим произведением она трудилась почти два десятилетия, начиная с конца 1980-х годов. Роман был опубликован в 2009 году благодаря удивительному стечению обстоятельств. Изначально Мариам не планировала делиться своим трудом с публикой, она писала исключительно для себя. Но к счастью, роман был опубликован и увидел свет!

Мариам была удостоена нескольких престижных наград за свои литературные достижения: "Большая книга" за популярность среди читателей, "Русская премия", "Звездный мост" в номинации "Дебютные книги", "Странник" в номинации "Необычная идея" и "Студенческий Букер".

Дом: попытка препарировать до жанра и направления

Роман "Дом, в котором..." не поддается жестким жанровым рамкам, так как в нем сочетаются элементы различных жанров - от романа-воспитания до социально-психологического и философского романа. Стиль произведения можно охарактеризовать как магический реализм или фэнтези, что придает ему особую атмосферу. В некотором смысле этот роман можно рассматривать как постмодернистский текст, насыщенный интертекстуальными связями, аллюзиями и пародиями. Я считаю, что попытки привязать произведение к определенной парадигме ограничивают его восприятие и не позволяют полностью раскрыть его глубину и многогранность.

Если рассматривать "похожие" (то есть, когда КиноПоиск предлагает вам фильмы и сериалы на основе ваших предпочтений), то я бы сравнила эту книгу с такими произведениями, как "Хроники Нарнии", "Повелитель мух", "Гарри Поттер"... Кстати, это некоторые из моих любимых книг. Но "Дом..." здесь совсем другой! Он уникален!

С полной искренностью могу заявить, что за последние пять лет мне не встречалась книга, которая бы оказала на меня такое сильное воздействие. В моем личном журнале впечатлений я отметила книгу "Дом..." оценкой "6/5" - это действительно удивительно.

Про творческую историю

Как уже упоминалось ранее, Мариам Петросян погружалась в написание текста без задумывания о его жанре и направлении, не обращая внимания на возможность его публикации.

Когда я писала книгу, то не знала, что она будет опубликована. То есть идеи приклеивать ярлыки даже в мыслях не было, - упоминала она в интервью Константину Мильчину . (Далее будут проводиться цитаты из этого же интервью)

Она передала свою рукопись знакомому, который впоследствии передал ее другому знакомому, и таким образом книга попала к издателю. Позднее издатель смог найти самого автора. В то время произведение еще не было завершено и не имело ясного конца. Однако Мариаму было необходимо завершить текст для публикации, и она сделала это за год. Когда она начала писать "Дом...", она сама не знала, как закончится ее история. Это, безусловно, не соответствовало общепринятым правилам написания художественных произведений.

Со временем изменялись структура и сюжет:

В начальной части первой книги Курильщик входит в Дом, знакомится с остальными персонажами, все описывается через его глаза, как обычно, детально разбирается. Вторая часть состоит из воспоминаний Сфинкса о своем детстве. Этот блок был довольно понятным. Благодаря Курильщику мы узнали о месте действия и о персонажах. И, наконец, третья часть, названная "Шакалиный восьмидневник", была моей самой любимой, как читателя. Перечитывая текст, я всегда пролистывала первые две части, чтобы добраться до третьей. В общем, я поняла, что третья часть мне очень нравится, а первые две мешают. Они меня раздражают, там другой стиль, там все скучно. И отсюда возникла идея, что Курильщик уже живет внутри.

Придавая тексту больше живости, можно обойтись без излишних деталей. Переходя в новую школу, ребенок не получит предварительного представления о своих новых одноклассниках: кто из них самый дружелюбный, а кто самый шаловливый. Ему придется самостоятельно вливаться в коллектив и разбираться в отношениях.

Сюжет, хронотоп, система персонажей: любимое и нелюбимое у автора

Отметим, что данная часть носит название "вымысел". В романе Петросян не присутствует обычный сюжет, а лишь последовательность событий, которые можно упорядочить по хронологии или выявить причинно-следственные связи с точки зрения персонажей и автора. Однако здесь отсутствует типичное развитие сюжета, что является особенностью текста, его сложностью и одним из его преимуществ. По-видимому, Мариам Петросян намеренно сбивает нас с толку с помощью смены "голосов" и вставок, чтобы запутать восприятие сюжета. В то же время сама Петросян отмечала следующее: "

Я не планировал запутать читателя, но рассчитывал на тех, кто наслаждается тем, когда его умудряют.

Можно рассмотреть хронотоп с другой стороны. Место действия - Серый Дом, или просто Дом, но точное его расположение остается загадкой для читателя. Время также остается неопределенным: исторические эпохи сливаются в тексте (и важно ли это вообще?), внутреннее время постоянно меняется, растягивается, сжимается: несколько лет описываются всего одним предложением, а Самая Длинная Ночь может занять целую главу.

При написании абстрактного текста о неопределенном месте и времени проще вдохновляться. В произведении было выбрано одно место, одно здание, где происходят все события с персонажами, у которых нет прошлого за пределами этого места. С самого начала было решено не раскрывать место действия, оставив Дом в неопределенности. Время же осталось открытым для интерпретации, но внимательные читатели смогли определить временной период, в котором разворачивается сюжет книги.

Погружаясь в книгу, я неоднократно меняла своего "любимого" героя: сначала меня пленял Курильщик, затем меня завораживал Сфинкс, а затем я полностью увлеклась Табаки. Если бы я встретила таких персонажей в реальной жизни, возможно, я бы отшатнулась: странные, неряшливые парни, озлобленные, погруженные в свои фантазийные миры... Но Петросян с такой любовью описывает каждого из них... Даже самые запутанные поступки она представляет словно (а иногда даже буквально) через призму их собственного восприятия. Смена "голосов", которая придает "Дому..." полифоническое звучание, - это удивительно реализованный прием.

  • Вам не нравится Крыса? - Взгляните на мир её глазами.
  • Вас раздражает Табаки? - Прочитайте "Шакалиный восьмидневник"!

С появлением новых страниц моя привязанность к каждому малышу в доме становилась все сильнее. Вместе с этим росло недовольство по отношению к учителям и воспитателям, которые были их противниками.

Персонаж, известный как Курильщик, играет ключевую роль в развитии сюжета и предоставляет читателю свежий взгляд на происходящее. Он не всегда понимает происходящее, но стремится к пониманию и не всегда уместно вписывается в ситуацию, как утверждала Петросян.

После того, как я закончила чтение, мои чувства к Шакалу стали искренними, хотя изначально его шалости меня раздражали, особенно в перерывах. Но его игры с посылками... это действительно заслуживает восхищения!

Петросян откровенно признавалась, что Табаки - ее наиболее любимый персонаж.

Табаки вначале был просто шутником. В каждой группе, в каждом классе можно найти толстяка, который постоянно жует, и шутника, который всегда шутит. Это делает его особенным. Он становится пленником своей репутации, потому что после первой шутки ему приходится постоянно шутить. Табаки был создан как персонаж, который развлекает всех. Однако, в процессе действия он претерпел значительные изменения.

Влияние "Дома..."

Сразу после выпуска книги "Дом, в котором..." начался настоящий литературный фурор. Отзывы как критиков, так и читателей были самыми разнообразными - от полного отрицания до восторженных похвал. Появилось целое сообщество поклонников произведения, которые создавали свои собственные группы, писали фанфики и даже иллюстрировали роман. Некоторые фанаты утверждали, что если тебе понравилась книга, то "Дом" тебя "принял", а если нет - "не впустил". Я считаю, что "Дом..." тоже "принял" меня. В процессе чтения я наткнулась на увлекательный веб-сайт, где можно узнать больше об истории персонажей и ключевых событиях. Если произведение заинтересовало, то на этом ресурсе можно провести много увлекательного времени.

Я заметила, что самые передовые педагоги рекомендуют этот роман для чтения вне учебного времени учащимся после восьмого класса. Это свидетельствует о том, что книга действительно может заинтересовать подростка и пробудить в нем желание читать больше. Я не против классики в школьной программе, но считаю, что список рекомендуемой литературы для подростков часто не учитывает их реальные интересы. Из-за этого многие либо отказываются от чтения, либо предпочитают жанры, которые им близки (фэнтези, комиксы, мангу и другие), от того, что "назначают". Включение такой литературы в школьную программу могло бы восстановить равновесие и показать, что и в учебе могут быть интересные задания.

Роман "Дом, в котором..." повествует о повседневной жизни в интернате для детей-инвалидов с разнообразными особенностями. В этом учреждении подопечные создали свою собственную иерархию, правила, обычаи и даже альтернативную реальность, которую они называют "Изнанка". Они занимаются различными противозаконными действиями, включая курение, употребление алкоголя, драки, наркотики, секс и даже убийства.

Мир Дома - это огромное количество мельчайших деталей, описаний и множество персонажей, что делает его невероятно сложным и уникальным. Полностью погрузиться в этот мир с первого прочтения практически невозможно, но это только добавляет загадочности и интереса. Посетив Кофейник и Могильник, "прыгнув" в Изнанку, испытав страх перед Наружностью, пережив Самую Длинную Ночь и Ночь Сказок, рисуя на стенах и забираясь на чердак, можно по-настоящему ощутить всю глубину и атмосферу этого удивительного мира. Даже перечисляя все это сейчас, у меня появляются благоговейные мурашки, ведь каждая деталь и каждый персонаж вносят свой вклад в удивительную историю Дома.

Хотелось бы включить в этот текст множество мыслей, но... Возможно, стоит остановиться на этом.

Хочу эту книгу!

После прочтения первого тома, я была уверена, что мне нужно приобрести еще два тома этой книги. Погружаясь в третий том, я осознала, что мне хочется иметь особую "фанатскую" версию этого произведения - с красочными иллюстрациями и дополнительными сценами. Я решила, что обязательно вернусь к этой книге в печатном виде, чтобы наслаждаться чтением, делать пометки и погружаться в суть текста.

Читать больше на сайте knizkin.com