August 17, 2018

Разработка игры, биогазовые технологии и фокусировка на деле: какой общий знаменатель у всего этого?

Моя история, как я взял заказ на разработку сайта под новую игру и оказался в другой стране.

Однажды в мою студию обратился Максим Кувшинов с запросом: нужно разработать сайт-визитку под игровой сервер, на котором будет расписано, что ждет геймеров. В ходе общения он поделился своим желанием - была цель создать новую игру на базе Lineage2, в которой полностью иной игровой процесс и внутренняя механика.

Пока мы разрабатывали сайт, я сам заинтересовался проектом и попросил его подробнее рассказать про дальнейшие планы.

На тот момент я запустил несколько игровых серверов, но с проектом такого масштаба еще не сталкивался.

Самое главное - этот человек не был пацаном, который просто о чем-то мечтает. Ему было 30 лет, он жил в России, вел собственный бизнес (несколько проектов с партнерами из Германии) и у него были деньги на реализацию задумки. А мне было всего 18 лет, поэтому в моих глазах он был очень серьезный бизнесмен.

Как оказалось, игра для него - своего рода хобби. Он хотел сделать ее для себя и в последующем на этом зарабатывать. Напомню, в то время на таких вещах действительно можно было много зарабатывать. И мы начали работать.

Сейчас выделяю 5 ключевых этапов, про которые расскажу дальше

Этап 1: первые шаги и моё активное участие

В период 2010-2011 гг мы начали реализовывать проект.

По сути, я был первым человеком, который присоединился в его команду. До этого у него была только идея и java-кодер. Он понимал, что хочет сделать, но не было четкого плана и команды. Так получилось, что он впервые попал в эту сферу и как раз нарвался на меня :) Поэтому сразу сказал: «Я новичок в этих вопросах. Ты знаешь ребят, которые могут помочь?».

Я сказал, что мне самому интересно и готов помогать по любым вопросам.

На этом этапе моя роль свелась к "разнорабочеству": взял на себя все задачи по сайту, запустил форум, помогал тестировать игру, делал иконки для новых умений, собирал необходимые данные для кодера. У меня были нужные знакомства в игровой сфере, а еще понимание, как все устроено внутри и как работают процессы. Дополнительно я помогал найти нужных людей.

Напомню - у меня был свой форум по этой тематике и я хорошо разбирался в нише. Вот статья с полной историей

В реальности разрабатывать игру очень сложно, особенно, когда речь про командную работу. Один человек что-то делает, но не факт, что он не упустит мелкие нюансы. Код ооооочень объемный. Да и сам проект масштабный. Нам была нужна большая команда, чтобы написать код, а потом его проверить.

Так что на первых этапах все шло очень медленно и "туго"

Этап 2: подключи других, чтобы активизировать процесс

После запуска форума мы начали собирать комьюнити. Это были люди, которым интересен проект. Я начал подключать знакомых, которые могли бы помочь в разработке. Снова переделали сайт. Подключали других ребят. Так работа закрутилась.

Парадокс: у нас никогда не было разделения по задачам. Тогда все просто относились как к интересному проекту, который в перспективе может принести хорошие деньги.

В тот год подобные игры были бумом. Наш проект был из категории НоуХау и мог взорвать рынок. Я видел в нем огромные перспективы и просто работал за идею. Выделял свое время и четко понимал, что хочу быть "в доле", когда мы закончим работу

В первой половине дня я ездил на занятия в колледж в другой город. После учебы, начиная с 16 часов, участвовал в разработке игры. Параллельно развивал свою студии, чтобы были деньги. Несмотря на то, что были разные проекты, мне было интересно заниматься именно игрой.

Этап 3: пора переходить во взрослую жизнь

После окончания колледжа Максим делает мне шок-предложение: приглашает переехать в Калининград, где он базировался. Он хотел собрать команду и перейти на более серьезный уровень.

Небольшая предыстория: До этого мы уже познакомились лично. На его свадьбе :) Он полностью оплатил мне билеты и проживание. Никто тогда мне не мог поверить, что незнакомый человек, с которым я виделся только в скайпе, оплатил расходы и пригласил на свадьбу. Родители были в шоке :)

В сентябре, когда мои знакомые пошли учиться в университеты, я уехал в Россию, другую для меня страну, чтобы заниматься разработкой игры.

Когда я зашел в офис, был приятно удивлен: на стене висел логотип, который именно я ему разработал в начале нашего сотрудничества! Когда начали разрабатывать сайт для игры, он попросил еще фирменный стиль для основной компании: логотип, сайт, визитки, бланки и т.д.

Именно этот логотип я видел на стене в его по-европейски стильном офисе, который по оформлению и атмосфере напоминал Яндекс или Mail.ru. Только размером поменьше:) На входе был ресепшн, секретарь и за ее спиной на всю стену красовался большой логотип, к которому я приложил руку. Было дико приятно:)

В общем, я приехал, меня устроили на работу и назначили зарплату. Я полностью курировал все вопросы по разработке игры. Тогда выбрал для себя должность исполнительного директора - она идеально описывала то, чем я занимался.

Мне давали разные поручения, я находил людей и думал, как все сделать. По сути, был руками в процессе, помогал с технической точки зрения и подключал нужных знакомых из этой сферы. Тогда моей основной работой стала помощь в разработке игры.

Отдельно про трудности - они часть любого процесса

С самого начала столкнулись с проблемой - не было хороших разработчиков. Мы не могли собрать хорошую команду - люди просто ленились работать! Это была одна из причин, почему он хотел собрать штат в офисе. Разработчики то пропадали, то делали не в срок, то делал криво и нужно было еще кучу времени тратить на то, чтобы найти баги, которых изначально не должно было быть.

У Максима были обоснованные подозрения, что все это происходит специально: разработчику платили фиксированную плату по месяцам, а не за функционал. Мы старались контролировать его работу, но из этого мало что получалось. Он вроде все делал, присылал постоянно отчеты, в которых виден результат работы. Но это было слишком медленно.

Мы даже пытались ему найти помощника, но все кандидаты оказались такими раздолбаями, что больше мешали, чем работали.

Усугубляло то, что нам нужен был опытный кодер со стажем, который понимает и структуру движка Lineage2, и что он сам должен делать. Чтобы вы понимали, там просто огромный объем кода - больше 2 миллионов строк. Нужно знать, как они между собой связаны, и как их менять. Таких профессионалов в СНГ было немного и обычно они уже были заняты в других проектах, где получали минимум 5000 долларов, что на то время было просто космической суммой. Поэтому нам было сложно найти адекватного специалиста на свой бюджет.

Этап 4: другая сторона бизнеса - от игры к серьезным темам

Параллельно я помогал по основному бизнесу: у него были поля, на которых он выращивал пшеницу и потом продавал зерно вместе с партнерами из Германии. Плюс были еще интересные проекты, например, в Калининграде он начал продвигать тему биогазовых станций (получение газа через разложение отходов). Еще была тема солнечной энергетики.

В этих проектах я тоже был своего рода разнорабочим: делал презентации, искал документы, переводил информацию, разрабатывал сайты, составлял текст писем для партнеров. У меня всегда получалось делать это качественно, был вкус и стиль.

Чтобы вы лучше понимали ситуацию, кое-что объясню. Максим был в 1,5 раза старше меня. Он в совершенстве знал немецкий и английский языки. Сам много лет прожил в Германии. Благодаря работе с ним, я увидел, как строятся международные связи, как он заводит знакомства и начинает проекты. Увидел этот ритм: постоянные поездки, командировки. И это меня захватило!

В одной из командировок в Германии увидели проект высокоскоростного интернета в самолетах, благодаря которому на высоте сотен километров можно было оставаться в сети. Тогда эта технология была всего у нескольких авиакомпаний. А эти ребята были готовы внедрять в любую авиакомпанию. Это было выгодно по цене, быстро окупалось и не требовало больших затрат. Таких предложений и проектов было очень много! Это вдохновляет, воодушевляет и помогает научиться правильно мыслить.

Однажды он с партнерами решил открыть интернет-магазин детской одежды. Был выход на немецкого производителя, который отшивал качественные вещи. Я получил задачку: запустить интернет-магазин. Кстати, тогда впервые познакомился с инсейлом и этот опыт вылился в мой следующий проект по разработке сайтов. Мы создали интернет-магазин и даже запустили его. Но, оказалось, что есть нюансы по поставке товаров и в итоге проект свернули.

Потом поступило предложение приехать в Казахстан и работать над проектом, связанными с биогазовыми и солнечными станциями. Дело в том, что тогда как раз готовились EXPO-2017, которое было посвящено теме «Энергия будущего». Это было как раз то, чем мы занимались в Калининграде. Немецкие партнеры начали предлагать принять участие в этой конференции, чтобы засветиться на международном рынке в этой интересной нише.

Сначала Максим переехал в Казахстан. Потом перетянул всю команду, включая меня. Так я очутился в новой стране

Этап 5: от игры окончательно к реальной жизни

У нас было несколько попыток запуска игры: делали определенный объем функционала, тестировали, запускали, вкладывали деньги в рекламу и приводили в игру людей. Но как только они начинали погружаться в геймплей, оказывалось, что продукт все еще сырой и там не хватает многих вещей. То, что мы успевали сделать, быстро теряло актуальность, поэтому надоедало людям.

У нас все еще были большие идеи и планы, как это сделать. Но было слишком мало работников - мы просто не успевали все воплощать в реальность.

Мы возвращались к работе и снова дорабатывали. С каждым таким запуском появлялись новые люди, которым был интересен проект. Именно с ними мы формировали команду.

На запуск уходило много денег:

  • Рекламная кампания
  • поднять сервера под игру
  • защита от DDOS-атак
  • зарплата работникам
  • и другие расходы

Эти деньги никогда себя не окупали. За все время он выделил больше 300 000 долларов, а проект принес максимум 20 000 долларов.

Мы пытались запустить игру около 5 лет. Постоянно менялась команда, приходили новые люди, которые привносили что-то с собой. Но в итоге мы так и не смогли сделать этот крутой продукт и не реализовали все планы - в какой-то момент стало просто жалко выделять деньги, которые не окупались. И проект заморозили.

А потом последняя команда разработчиков просто передали наш проект другому человеку. И сейчас эта игра есть. Она доработана, видоизменена, там даже играют люди. Но основная часть процессов - это благодаря нашим усилиями и деньгам, которые вложил Максим.

Чем все закончилось

Мы сместили фокус с разработки игры на проекты из реального мира. Работали в Казахстане с солнечными батареями. А летом 2015 года произошел резкий скачек курса и начались проблемы с финансами.

После этого я вернулся домой и сфокусировался на студии по созданию интернет-магазинов. А затем познакомился с Женей Бычковским и начался следующим этап моей жизни. Полную историю описал на VC.ru

У меня обычно все так и происходит: плавно перехожу из одного проекта в другой

Важный вывод про фокусировку. Иначе зачем эта история?

Я понял одну важную вещь: нужно концентрироваться на проекте. Я видел, как Максим распыляется: берет один проект, как только он буксует, бросает его и берет следующий. Если этот не приносит столько денег, сколько он ждал, он на него забивает. Но у него не было команды, которая может подхватить и довести до логического завершения. Да, был я и люди, которые помогали. Но мы очень много распылялись.

Проект с продажей детской одежды - один из таких наглядных примеров. Он тратил время на переговоры, презентации, поиски путей сбыта. И эта одежда досталась бы ему фактически на халяву.

Суть была в том, что производитель должен был от нее избавиться: или сжечь, или продать за рубеж. Чтобы сжечь - это тоже дополнительные расходы, потому что это регламентированная процедура.

Но что-то пошло не так, и он просто бросил проект. В итоге вообще не заработал денег, хотя потратили кучу времени.

Я увидел, как распыление мешает итоговому результату. Важно довести проект до стадии, когда он может работать без тебя, и уже переходить к следующему. Поэтому сейчас в работе я стараюсь фокусироваться.

Всегда появляются интересные люди. Хочется присоединиться ко многим проектам. Большинство из них сами зовут. Но я внимательно наблюдаю за собой и следую правилу: сначала нужно довести начатое до конца.