September 30, 2021

Восстание "Болашака"

Сегодня с утра несколько человек, вращающихся в сфере образования, прислали мне текст обращения якобы от Айнур Карбозовой, президента "Центра международных программ". Это та самая организация, что отправляет казахстанцев учиться по программе "Болашак". Айнур Багдатовну назначили туда осенью 2019 года аккурат после того, как министерство образования возглавил Асхат Аймагамбетов и многие считали, что Карбозова - его креатура. Однако письмо, гуляющее по МОНовским чатам, говорит об обратном - похоже, между министром и руководителем ЦМП пробежала целая стая черных кошек.

Чтобы понять, действительно ли это обращение написано Карбозовой, я написал ей в Фейсбуке и она подтвердила, что направляла эту жалобу на имя вице-премьера. Айнур Багдатовна, как я понял, собиралась дать мне комментарий на этот счет, даже дважды взяла мой номер телефона и уточнила, когда мне удобно говорить, но так и не позвонила, сославшись на высокую занятость. Еще она запретила мне публиковать ее текст, но поскольку в данном заявлении на имя вице-премьера есть прямое обвинение министра образования в совершении коррупционных преступлений, я не могу это оставить просто так. Если Асхат Аймагамбетов действительно сделал все то, о чем написано в тексте ниже, то его действия следует квалифицировать по части 3 статьи 361 Уголовного кодекса - "Злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим ответственную государственную должность". Это преступление предусматривает ряд наказаний, в том числе лишение свободы сроком до 5 лет с конфискацией имущества. Приятного всем вечера.

"О необоснованных мерах / попытках дискредитации

Предыстория вопроса

В феврале-марте 2020 года по моей собственной инициативе с согласования с Министром образования и науки РК А.Аймагамбетовым Антикоррупционным агентством РК был проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности АО «Центр международных программ». Одним из заключений в категории «нецелевое использование бюджетных средств и дублирование функционала посольств» было признано наличие и содержание зарубежных представителей за рубежом в Великобритании и США с рекомендацией закрытия (ранее решением Совета директоров ЦМП мною было инициировано закрытие институционально представительств в КНР, Швейцарии и России в связи с небольшим контингентом стипендиатов).

В целях исполнения указанной рекомендации в ноябре 2020 года представителям в США А.Байтурину и в Великобритании А.Сыдыковой (дочь ректора ЕНУ им. Л.Гумилева) были направлены уведомления об отзыве в ведение Центра в качестве менеджеров профильных территориальных управлений. Представитель в США вернулся и работает в Центре менеджером. Однако отец представителя в Великобритании А.Сыдыковой, ректор ЕНУ имени Л.Гумилева Е.Сыдыков, был у Министра, после чего Министр дал мне поручение ее «поругать, принять дисциплинарные меры, но подержать». В ходе работы Дисциплинарной комиссии 8 января 2020 года А.Сыдыкова написала заявление об увольнении по собственному желанию.

Данные обстоятельства были приняты Министром как мною созданные условия для увольнения и невыполнение его поручения, что поставило его в неудобное положение перед ректором ЕНУ Е.Сыдыковым. После последовала блокировка Министром меня в Фейсбук, критика ЦМП не напрямую в мой адрес, а через третьих лиц. Через два месяца я записалась к Министру, еще раз выслушала его обиду, но, несмотря на то, что мои действия нацелены на защиту имиджа МОН и Министра, принесла извинения с целью смягчения обстановки.

В марте Министр через своего советника Ернура Дауенова попросил оформить своего помощника Ербола Сармурзина, находящегося на обучении в Великобритании в рамках «Болашак», в качестве представителя в Великобритании «на зарплату». С целью смягчения напряжения я взяла на себя этот риск и оформила контракт на период с 1 апреля по 31 августа с 0,5 ставкой. 1 сентября т.г. он написал заявление об увольнении.

20 августа т.г. приказом Министра в моем отношении принята дисциплинарная мера со ссылкой на «поручение Госсекретаря» (хотя такое поручение ГосСекретарь не давал) за несвоевременное внесение материалов Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом в АП РК. Материалы Республиканской комиссии в АП РК вносит МОН РК. С ЦМП материалы этого заседания ушли 16 июня т.г., что было указано в моей объяснительной.

5 августа т.г. Министр своим письмом доложился в АП РК о принятии дисциплинарной меры в отношении главного эксперта Департамента международного сотрудничества МОН РК Ильяса Жапакова, приложив мою объяснительную к данному письму. 11 августа т.г. ОВП АП РК резолюцией Госсекретаря РК снял вопрос с контроля. А 20 августа, несмотря на снятие вопроса с контроля, Министр выносит мне дисциплинарку, еще и со ссылкой на поручение ГосСокретаря (!)

26 августа т.г. без предварительного уведомления в ЦМП зашла «плановая проверка» на основании приказа ИО Министра Ш.Кариновой от 11 марта т.г. о плановой проверке подведомственных организаций по основной деятельности, претензионной, антикоррупционной работе и использованию госязыка. Проверка дважды продлевалась, идет с грубыми процедурными нарушениями по линии руководителя Комиссии, директора Департамента международного сотрудничества МОН РК, Ляззат Адиловой (проведение опроса среди сотрудников, обзвон уволившихся, вынос личных дел работников Центра).

24 сентября т.г. за подписью Руководителя Аппарата МОН РК Каната Сарсембаева пришло письмо о продлении проверки на октябрь путем включения финансово-административной деятельности и расширения состава Комиссии. Данное действие еще раз подтверждает, что Министр путем проверки никак не может выявить нарушения, которые хотят мне приписать и дискредитировать. Более того, нет логики в продлении проверки в направлении финансово-административной деятельности по следующим аргументам: В феврале-марте этого года по моей собственной инициативе в ЦМП проведен госаудит Комитета внутреннего государственного аудита МинФин РК за период 2009-2020 годы; Весь 2020 год ЦМП совместно с Департаментов внутреннего аудита МОН РК устранял нарушения, выявленные внеплановым внутренним аудитом МОН РК 2017-2019 годов, проведенного в июле-сентября 2019 года; В мой период внешний аудит 2019 года проведен компанией из первой двадцатки KASE, 2020 года – компанией из первой десятки KASE. Оба годовых финансовых отчета утверждены приказом Министра.

Все эти действия, направленные на поиски нарушений, которых нет, только дезорганизуют основные процессы ЦМП: у нас идет прием документов от претендентов до 28 октября. В ноябре ожидается итоговый отбор претендентов на стипендию «Болашак». Идет процесс массового заключения договоров со ставшими обладателями стипендии решением РК от 8 июля и 8 сентября т.г. и их массовая отправка в страны обучения, организация обучения текущих стипендиатов.

Ко всем этим действиям добавились блокировки по линии курирующего вице-министра Куаныша Ергалиева, том числе в качестве нового председателя Совета директоров. Вместе с директором Департамента юридической службы МОН РК Акмарал Кинжебаевой, членом Совета директоров, с ее подачи, была попытка заблокировать / снять с повестки одобрение Советом директоров проекта Кодекса корпоративного управления в соответствии с Типовым Кодексом МНЭ РК по протокольному решению Совета директоров ЦМП от 2 апреля т.г. для последующего утверждения Единственным акционером.

В итоге, за одобрение проекта Кодекса проголосовали против 2 члена СД, т.е. сам К.Ергалиев и А.Кинжебаева; Саясат Нурбек отозвал свой бюллетень, где проголосовал «за» и заменил на «воздержался». Остальные 7 членов СД проголосовали «за».

Более того, К.Ергалиев, злоупотребляя своим положением председателя Совета директоров, с начала сентября блокирует вопрос вознаграждения руководящего состава ЦМП по итогам проделанной работы в 2020 году. Вопрос вознаграждения рассматривается Советом директоров по факту утверждения Единственным акционером Годовой финансовой отчетности после внешнего аудита. Приказ Министром подписан еще в августе. Такие блокировки вице-министром сопровождаются по всем направлениям деятельности ЦМП со ссылкой на продолжающуся проверку.

Вчера, 28 сентября вице-министр пригласил меня и предложил мне позицию руководителя программы «Erasmus+» со ссылкой, что это высокое доверие мне в связи с моим международным опытом и что это предложение Министра, при этом добавив, что он немного переживает из-за всего происходящего вокруг меня и проверки. На что я ему утвердительно ответила, что ему нет оснований переживать, свою работу я хорошо знаю, более того у меня трудовой контракт еще до следующего сентября и я его доработаю (!)

2 недели назад я напрямую Министру написала с просьбой принять меня с отчетом о проделанной работе в период сентябрь 2019 года по сентябрь 2021 года. Он до сих пор меня не принял.

Направляется в порядке информирования и принятия мер в отношении необоснованных мер Министра Асхата Аймагамбетова по дискредитации и попыткам недобропорядочно «уйти» меня.

Айнур Карбозова Президент Центра международных программ 29.09.2021г.".