Брянщина в Российской империи
January 20, 2021

РОЛЬ ШПИНДЛЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ МИХАИЛА ГЛИНКИ

Основоположник русской оперы Михаил Иванович Глинка не отличался хорошим здоровьем: в мемуарах он часто упоминает болезненные приступы, терзавшие его долгие годы.

Осенью 1829 года - очередное обострение. Сам Глинка писал: "боли, особенно шейных желёз, дошли до такой степени, что я катался по полу и кусал себя от невыносимой муки". За несчастным в Петербург приехала мать Евгения Андреевна и сестра Наталья Ивановна, которые увезли его на родину - в деревню Новоспасское Смоленской губернии.

Перед отъездом Михаилу Ивановичу посоветовали врача-итальянца, подсунувшего ему пилюли с опиумом, которые хоть и "успокаивали боли, но всё более и более расстраивали здоровье" молодого композитора.

Несмотря на тяжкие, как он сам пишет, "страдания", сопровождаемые жаром и бредом, в деревне Глинка не прекращал музыкальных занятий. Ещё до отъезда из Петербурга он "начал помышлять о путешествии" в Европу, чтобы "усовершенствоваться в музыке" и поправить здоровье в солнечных Италии или Испании. Композитор вспоминал: "Я поехал в деревню в надежде упросить отца отпустить меня за границу. Несмотря на то, что он очень любил меня, но отказал мне решительно".

Недуг же брал своё: "Между тем болезнь увеличивалась, несмотря на старание доброго нашего уездного доктора Вильгельма Даниловича Гинденбурга. Я снова прибегал к пилюлям итальянца, и без сомнения, в течение полгода проглотил их до сотни, к крайнему вреду моего здоровья".

Спасение пришло из Брянска: "К моему счастью, в конце зимы 1828 г. (предположу, что здесь опечатка, т.к. по тексту это мог быть только 1829 год — прим. авт.) приехал к нам полковой доктор Шпиндлер. Отец познакомился с ним в городе Брянске (Орловской губернии) и весьма уважал его. Расспросив обстоятельно о моей болезни, он осмотрел меня и объявил отцу, что у меня целая кадриль болезней, и что для поправления моего здоровья необходимо мне пробыть не менее трёх лет заграницей в теплом климате".

Так вопрос о поездке удачно разрешился, и весной 1830 года Михаил Иванович отправился в длительное путешествие по Германии и Италии, где его увлёк водоворот европейской музыкальной культуры. Вернулся великий композитор на Родину в 1834 году уже с планами создания русской национальной оперы. Вот и выходит, что к её рождению, пусть и косвенно, приложил руку брянский полковой врач Шпиндлер, вовремя отправивший своего подопечного в дальние края.

Автор: Иван Бирюков

Источник: Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его с родными и друзьями. - СПб: Издание А.С. Суворина, 1887. С. 51-54.

Опубликовано в официальном паблике ГБУК БГКМ: https://vk.com/kraevedzamet?w=wall-199445168_72