заметка
June 8, 2023

Стерильная Швейцария — оазис благоденствия для состоятельных лиц и классовый огнетушитель для наёмных работников

Стремительно распространяются ролики о швейцарских реалиях, разбивающие устойчивые представления об этой стране. Оказалось, что высокие зарплаты = высокие расходы, нейтралитет = одобрение реэкспорта оружия в Украину, демократия = едва заметные реформы во второстепенных вопросах, а современная медицина = привилегия, которую могут себе позволить не все.

За 7 лет жизни Швейцария стала мне буквально ненавистна в политическом плане. Тут всё ещё витает дух феодализма с присущим ему беспрекословным поклонением местной аристократии. Махровая эксплуатация в виде дани — барщины и оброков — переплавлена в финансовые оковы и бесконечные счета, приходящие по почте.

Государство тебе ничего не должно и доступ к решающим органам власти абсолютно закрытый — как и полагается витрине либеральной демократии. Всё то первостепенное, что происходит на политической арене, протекает вне согласования с местными жителями. Я с ехидством наблюдаю, как обладатели паспорта с заветным белым крестиком исправно принимают участие в выборах и регулярно получают письма для выполнения своего «гражданского долга». Эта процедура внешне выглядит как образцово-показательная для демократического государства, но по факту лишь закрепляет, легализует и легитимизирует бессилие.

Демократичный Альпийский бункер, который изолирован от всяких политических внешних страстей, внешне выглядит благополучно. Я же пришла к мысли, что эта сытость меня душит и я лишняя на этом празднике жизни. Если вы тяготеете к истинной революционной деятельности, то вычеркните Швейцарию из надежд на реализацию политической субъектности. Это слишком стерильное место с собственной иерархией, порядками на манер европейского сада Борреля и типично буржуазными представлениями о том, как всё устроено.

Более того, швейцарцы слишком гордые. Они без прикрас гордятся тем, что у них всё спокойно и социальный фундамент исключает потрясения, коренные изменения общества. И да, они «живут лучше, чем другие страны». Меня же это просто убивает, потому что у них повсюду мелькают плакаты о помощи африканским детям, сирийским беженцам, украинским семьям. Настроены разные системы донатов: от помощи местным общинам до спасения животных на другом краю света.

Давайте устраивать марши феминисток — которые годами топчутся на одном месте, а не борются за свои права, построим пенсионное прибежище для коров — потому что годами заставляем их воспроизводить потомство, выходить на антивоенные митинги — с плакатами «дайте оружие Киеву» и «закройте небо над Украиной», проводить экономический форум в Давосе с экологической повесткой — и ожидать гостей со всего мира на частных самолетах.

Занятно, что мне поступило предложение от агентства поработать хостес на данном мероприятии с зарплатой 28 CHF в час. Какая уникальная возможность: целый день пресмыкаться перед гостями, одежда и аксессуары которых превышают мой годовой доход, а само их существование — одна из причин моего унизительного положения.

В общем, это место реально меня удручает и в какой-то степени я чувствую себя оторванным от жизни Фейербахом, который находится вдали от общественных и политических страстей. Я чужая, невидимая, а с недавних пор ещё и элемент «агрессивного, тоталитарного путинского режима». Только недальновидные граждане, лишенные тактичности, скажут: детка, раз «дым отечества тебе сладок и приятен», вернись. Слова Грибоедова, конечно, во мне откликаются и по Родине я тоскую, но есть внушительные нюансы. Дым Отечества сейчас далеко не фигура речи, а надо мной довлеют материнские обязательства, контракт по выполнению которых будет действителен ещё 13 лет.

Мои тягостные представления о Швейцарии связаны не только с её политическим содержанием, а скорее с классовым вопросом в целом. Может, если приезжать сюда с совершенно другими целями и с другими взглядами, то Альпы и атрибуты некричащей, но всё-таки роскоши, станут тем самым ковчегом счастливого неведения. Но для людей с марксистскими взглядами это скорее заточение.