Маркетинг
April 28, 2022

Черный маркетинг

На эту статью меня навеяли недавние реальные события (для тех кто не в контексте в конце статьи напишу пояснения про ситуацию). Видимо я настолько разозлилась, что решила написать развернутый материал про "Черный маркетинг". Не совсем очевидно, что я имею ввиду, поэтому давайте немного моей личной терминологии.


Знаете, бывает платят белую зарплату — с налогами, вычетами, все на карту. Тут все по красоте с трудовыми договорами, полностью оплачиваемыми отпусками.

Еще выплаты бывают серыми — минималка приходит на карту, остаток наличкой. Вроде на руки вы получаете чуть больше, но при каких то льготных потребностях (налоговый вычет, больничные и отпуска) выходит сильно меньше.

А может быть вам платят черную ЗП — нет договора, все деньги выдают наличкой. И не известно, заплатят ли вам в следующий раз.


Так же и маркетинговые инструменты можно поделить на мой субъективный взгляд.

Белый маркетинг — часто платные и открытые инструменты (доступна понятная статистика и аналитика), можно получить закрывающие документы, работа с договорами и налогами. Тут мы работаем над качеством своего продукта и рекламного посыла, не тыкаем человека носом в его боли, отстраиваемся от конкурентов, а не копируем их.

Серый маркетинг — инструменты на грани фола, часто бесплатные, околоспам. Раскачиваем клиента на эмоциональных качелях, напоминаем о больных местах, приходим туда, где нас особо не ждали.

Черный маркетинг — полнейший зашквар. Спам рассылки на 1000 экспертов с одним же сообщением "Вы такой крутой, мне так нравится ваш блог, а давайте я помогу вам заработать 100.000р с него". Чувак, я давно зарабатываю тут больше, спасибо за внимательность. Воровство аудитории конкурентов и спам в личку с рекламными предложениями. Копипаст идей и продуктов конкурентов.

Суть вот в чем: черный маркетинг работает (увы), это факт. Но ведь и деньги можно не зарабатывать, а воровать у старушек на улице. Интересно, задумывались ли о таком эти горе маркетологи?

Серым маркетингом я и сама пользовалась, каюсь. Прилично до сих пор работает ручной массфоловинг, но тут мы не вторгаемся в личное пространство клиента своими сообщениями "Купи, перейди, заработай, стань лучше". Мы просто обращаем на себя внимание, а первый контакт все равно инициирует клиент, если компания его заинтересовала.

Также существуют холодные продажи, которые могут относиться к любой категории маркетинга: все зависит от ваших скриптов и способов общения. Можно действительно помогать своим предложением клиенту и СЛЫШАТЬ его потребности, а можно тупо спамить.

Меня расстраивает, что черный маркетинг существует впринципе. Но я понимаю первопричины его существования. Давайте поговорим не про его существование, а почему так делать не очень круто:

  • Негатив, негатив и еще раз негатив. С негативными клиентами очень сложно работать, чтобы продать им хрень за 100 руб. нужно отработать миллион возражений. Посчитайте, действительно ли выгоден вам такой маркетинг?
  • Риски. Блокировки, жалобы, а если мы говорим про воровство контента, то судебные истории. Оно вам нужно?
  • Никакой отстройки от конкурентов, а значит опять же продажи идут оооочень туго. Ваш клиент сразу ощущает отсутствие персонального подхода и придется конкурировать только на уровне цен, а значит демпенговать, а значить опять же сидеть в жопе.
  • Вы думаете, что единственные отправляете свои спам рассылки? Их миллионы, а значит вы будете просто одним из миллиона непрочитаных.

А как тогда продвигаться?

За свою трехлетнюю карьеру я не сделала ни одной спам рассылки. Конечно я не миллионер, да и глупо судить по себе. Но это одни из главных принципов моего подхода к продвижению. Площадки дают нам массу бесплатных и рабочих инструментов привлечения клиентов, если вы на старте или нет бюджета.

  1. Reels, ТикТок, ВК клипы. Быстрый и вирусный видеоконтент не только развлекает, он еще цепляет вашу целевую аудиторию. У меня есть кейс, где с одного ролика дизайнеру интерьеров пришел заказ, а чеки там от 100.000 руб.
  2. Конкурсные механики. С ними не перебарщивайте, так как халява привлекает халявщиков. Продумывайте механику, обязательно добавляйте продающие крупицы.
  3. Взаимный пиар, бартер. Если у вас нет бюджетов, тоже вполне себе хороший вариант продвижения.
  4. Важно делать ККК: качественный креативный контент, который будет попадать в топы и рекомендации. Например у ВК очень сильно развита визуальная составляющая, если с креативом подойти к вашей нише и задизайнить смешные или мотивационные картинки, а может даже какую то пользу, этот контент может разлететься по пользователям бесплатно.
  5. А еще важнее делать качественную услугу, желательно с превышением. Это значит, что вы даете чуть больше, чем обещали изначально. В таком случае запускается сарафанное радио, которым вы можете даже попробовать управлять.

Но намного интереснее будет вложить бюджет, продумать воронку (путь клиента от первого касания до покупки) и приходить к результатам быстрее. Тут самое главное хороший рекламный посыл без зашквара.

Если маркетолог/СММщик предлагает вам вступить в чаты активности, запустить рассылку на 1000 человек или еще что то подобное, просто...


*ввожу в контекст тех, кто не в курсе ситуации

Недавно я для клиента на продвижении сообщества ВК запустила розыгрыш. Естественно сама оставила там коммент и сделала репост, чтобы поддержать активность. Близится день розыгрыша, как мне в личку приходит сообщение от неизвестной следующего характера "Привет, видела ты там в розыгрыше участвуешь, а у нас в группе приз еще больше, приходи лучше к нам".

Представьте мое лицо в тот момент)) Такой наглости еще поискать нужно. Мы запустили розыгрыш услуги на 50.000 руб, потратили бюджет на таргет и рекламу в пабликах, а какой то умник приходит и рассылает нашим кровно собранным участникам свой спам. Очень жаль, что возможности борьбы с такими спамщиками минимальные, но я надеюсь вы так делать не будете.

Если нужна адекватная стратегия продвижения без спама, лучше обратитесь к маркетологу, например ко мне. Желаю вам легких и больших продаж!