Эксплейнер
July 14, 2023

7 вопросов об агендерности  

Мы продолжаем рассказывать о гендерах и сегодня поговорим об агендерности. Несколько наших собеседни_ц ответили на вопросы об этой идентичности.

7 вопросов об агендерности

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить новые материалы!

1. Как ощущается агендерность?

Quad (они/их):

Для меня это так: я не мужчина и не женщина, я Человек. Сложно определить то, чего нет.

enflora (он/его):

Я не могу сказать, что мой пол — мужской, женский или небинарный, но фраза «У меня нет пола» не вызывает внутренних сомнений! Самоощущения — сложный вопрос, потому что у меня всегда это было и мне не с чем сравнить.

Аноним (она/ее//он/его):

Примерно как «У меня тело женщины, но это еще не делает меня женщиной на 100%». Я смирилась с физиологией и менять ее не планирую, но внутри как бы такая пустота, потому что ощущения своего «я» вне гендера, что ли. Может быть, даже что-то ксеногендерное, но я пока остановилась на агендерности. Я никогда не думаю о поступках — своих и чужих — «Это так по-мужски» или «Это так по-женски». Скорее, могу оценить как плохо/хорошо,  правильно/неправильно, контекст и ситуацию и т. д.

Аноним 2 (она/ее, реже он/его):

У меня острая эмоциональная реакция на проявления любых гендерных рамок и стереотипов — что традиционных, что попыток такие рамки модифицировать: «Зачем? Мне это не нужно! Я не хочу в тюрьму!» Агендерность для меня — свобода от всего этого.

2. Какие местоимения используют агендерные люди?

Quad (они/их):

Местоимения использую любые, но сейчас в основном они/их. Пришли я к этому где-то 2 года назад.

enflora (он/его):

Я использую мужской род (в квирфобной среде — женский, так как я afab с очень феминной фигурой), но ко мне можно обращаться в любом роде. Мужской род в русском языке ощущается как гендерно немаркированный. Я понимаю, что это, возможно, имеет корни в некоторой внутренней мизогинии, но я это прорабатываю.

Аноним (она/ее//он/его):

Местоимения использую любые, но иногда говорю о себе в третьем лице мужского рода.

Аноним 2 (она/ее, реже он/его):

Чаще всего использую женский род, в дружеской среде — иногда мужской. В третьем лице мужского рода тоже о себе говорю, а в третьем лице женского — нет, не сложилось.

3. Могут ли агендерные люди ощущать дисфорию, если гендера как такового у них нет?

enflora (он/его):

У меня обычно ее нет, но бывают дни, когда жестко дисфорит грудь. Тогда я ношу утяжку, но обычно это происходит наедине с собой. Иметь член или что-то еще в этом духе не хотелось никогда.

Аноним (она/ее//он/его):

Дисфория бывает, когда от тебя ожидают, что ты будешь вести себя или делать выбор в соответствии с приписанным полом. Я хочу вести себя так, как это нравится мне, и выбирать что-то, не загоняя себя в рамки физиологии и гендерных стереотипов.

Quad (они/их):

Да, бывает, и у всех по-разному. У меня тоже.

Аноним 2 (она/ее, реже он/его):

С телесной дисфорией я никогда не сталкивалась, весь мой негативный опыт относится к социальной сфере.

4. Чем агендерность отличается от небинарности?

Quad (они/их):

Агендерность находится под зонтиком небинарности, но первое все же какой-то гендер, пусть и не подпадающий под мужской или женский. А агендерность — это полное отсутствие гендера.

5. Можно ли сказать, что агендерность — это свобода от ярлыков вообще?

Quad (они/их):

Агендерность — это тоже ярлык. Для меня лично это значит, что я могу не следовать вообще никаким правилам нормативного общества.

Аноним 2 (она/ее, реже он/его):

Какое-то то время я не хотела называть себя даже агендером, потому что мне казалось, что это тоже встраивает меня в гендерную систему. Сейчас я изменила мнение, и это слово для меня означает, что я вне.

6. Движется ли человечество в сторону агендерности, или у нас все-таки останутся гендеры?

Quad (они/их):

Думаю, люди скорее откажутся от общепринятых гендерных стереотипов, но от самих гендеров — вряд ли.

enflora (он/его):

Роли размываются, но большинство людей, насколько я могу судить, все же чувствуют себя кем-то — женщинами, мужчинами, небинарными, просто, например, вот такая женщина «вне коробки», которая любит сварку и водит фуры, но она женщина, она не становится от этого небинарн_ыми или агендером.

Аноним (она/ее//он/его):

Сложно сказать. С учетом открытия ксеногендера и иных идентичностей мне кажется, что всеобщей агендерности или небинарности не будет. Думаю, гендерное разнообразие будет присутствовать в достаточном количестве.

Аноним 2 (она/ее, реже он/его):

Мне бы хотелось, чтобы общество стало агендерным. Однако я понимаю, что у разных людей — разные потребности. Главное, чтобы была возможность все их удовлетворить, и общие тенденции скорее показывают, что она будет.

7. Агендеры обязательно аромантики или асексуалы?

Quad (они/их):

Необязательно, но связь есть. Я не только агендер, но и ароэйс. В какой-то момент я почитали статью про связь асексуальности и аромантичности с агедерностью. Мне это показалось довольно интересным и много в чем совпадает с моим внутренним ощущением.

Аноним (она/ее//он/его):

Я пансексуал, и у меня нет знакомых агендеров аро или эйсов. Но было, что путали агендерность и андрогинность: «Ты ведь выглядишь как девушка, никаких намеков на схожесть с парнем. Ты ничего не путаешь?» Приходилось объяснять, что андрогинность и агендерность вообще про разное.

Аноним 2 (она/ее, реже он/его):

Нет. Я пансексуалка. Думаю, в моем случае одно с другим связано.