Колонка
April 2, 2023

Queer impostor syndrome: почему мы можем считать себя «недостаточно квирными»

Недавно членка нашей редакции спросила в своем твиттере у квир-персон, испытывают ли они что-то вроде «синдрома самозванца» относительно своей квирности. Ответило больше трехсот человек, большинство из которых — положительно.

Почему, будучи частью ЛГБТК+ сообщества, мы все еще сомневаемся в принадлежности к нему? Откуда берется эта неуверенность и как с ней справиться? На наши вопросы ответил Валерий Юшин, психолог-консультант, который работает с квир-людьми.

Ответы квир-персон на вопрос о синдроме самозванца в твиттере

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить новые материалы!


Феномен самозванца — термин, изначально употребляющийся для описания явления профессиональной неуверенности, тревоги, низкого уровня осознания самоценности и отсутствия признания собственных достижений из-за негативных когнитивных установок. Но что же это значит в контексте квир-людей?

Можно сказать, что в целом описание будет примерно таким же: неуверенность в праве принадлежать к сообществу, осознанное или не очень желание соответствовать несуществующим стандартам «квирности», ощущение притворности и неуместности, страх разоблачения.

Причины для подобных ощущений и чувств у квир-людей могут быть разными.

  • Обесценивание и отрицание опыта, признание его недостаточным от людей в прошлом, отсутствие или малое количество поддержки и принятия со стороны окружающих. Вспомните, как часто вам говорили: «это временно», «это пройдет», «ты это перерастешь», «ты не можешь считать себя лесбиянкой/бисексуалом/трансгендерным_и, пока не получишь опыт/не настрадаешься, как я/не выглядишь квирно».
  • Мнение, что существуют нормы квирности, по которым вас непрерывно оценивают окружающие, тоже сложившееся в результате предыдущего опыта. От недостатка общей уверенности в себе и собственной самоценности квир-люди часто пытаются додумать за других людей, что те думают по поводу их квирности.
  • Желание контроля над собственной жизнью и страх быть ранеными окружающими: если квир-персоны заранее самостоятельно признают/сделают оговорку, что ни на что не претендуют, то люди не смогут навредить им своими словами.
  • Наличие опыта, якобы подтверждающего недостаток оснований для принадлежности: гетеросексуальные или преимущественно гетеросексуальные отношения в прошлом у гомосексуалов и лесбиянок; длительное нахождение в гетеро-отношениях для би- и пансексуал_ок; сексуальные или романтические отношения у людей в аромантическом и/или асексуальном спектре; отсутствие или неяркая выраженность гендерной дисфории у трансгендерных и небинарных людей.
  • Склонность постоянно сравнивать себя с другими в любом контексте: если человек в целом привык все время сверяться с достижениями, опытом, поведением окружающих, то это также проявится и здесь. «Другие вот выражают себя, а я ничем не выделяюсь внешне и никак не демонстрирую, что принадлежу к сообществу», или «Я недостаточно вовлечен в квир-культуру, а другие смотрят фильмы, ходят на мероприятия, носят фланелевые рубашки».
  • Привычка к самообвинению: как и с предыдущим пунктом, общее состояние сильно влияет и на переживание квирности. «Я не могу занимать столько пространства, ведь так я отбираю место и ресурсы у других и становлюсь плохим человеком».

Постоянное давление окружающих, недостаток или отсутствие внешних и внутренних ресурсов, поддержки и принятия, стресс меньшинств — все это не способствует выходу из цикла обесценивания, самообвинения, неуверенности и страха.

Ответы квир-персон на вопрос о синдроме самозванца в твиттере

Что же с этим делать?

Выстраивайте и укрепляйте социальные связи, обращайтесь за поддержкой людей со схожим опытом и выработанными стратегиями совладания и наоборот, к тем, кто может со стороны цисгетеро опыта развеять ваши опасения, получайте обратную связь.

Практикуйте осознанность: регулярно проверяйте, насколько ваше убеждение соответствует реальности, не относитесь ли вы к себе излишне критично и негативно; задавайте себе вопросы и ищите на них ответы, которые вам помогут, а не сделают хуже (вопросы для самостоятельной рефлексии и пример приведены в конце статьи).

Помните о том, что феномен самозванца — это ваш внутренний процесс и только вы имеете над ним контроль и несете ответственность.

Не игнорируйте свои чувства и эмоции. Во время очередного приступа вы можете испытывать их целый спектр: стыд, страх, тревогу и другие. Проживайте их и попробуйте записывать: так вы сможете понять, как, откуда и для чего они возникают.

Контролируйте внутреннего критика и давайте ему уверенный отпор. В этом отлично поможет злость: «Да как ты смеешь утверждать, что я недостаточно квир? Уходи отсюда!»

Относитесь к себе доброжелательно и бережно: расслабляйтесь; хвалите и поощряйте себя, когда получается справиться с очередным приступом; помните, что процесс улучшения состояния может быть небыстрым, и не вините себя за это - вашему мозгу требуется время на освоению новой стратегии мышления.

Обращайтесь за помощью к психологам, если самостоятельной работы оказывается недостаточно.

Ответы квир-персон на вопрос о синдроме самозванца в твиттере

Вопросы для самостоятельной рефлексии:

  1. Действительно ли это мое убеждение, или оно пришло извне? Откуда оно взялось? Для чего я продолжаю ему верить? Что заставляет меня сомневаться?
  2. Какие отношения и утверждения повлияли на развитие у меня подобного «синдрома»? Какой опыт это закрепил? А какой опровергал?
  3. Какие утверждения могут опровергнуть мои ощущения?
  4. Так ли это на самом деле? Честен ли я с собой сейчас (стоит задавать периодически по ходу размышлений)?
  5. На кого я равняюсь в своих ощущениях, с кем себя сравниваю? Для чего мне это сравнение, что оно дает?
  6. Что я чувствую, когда происходит обострение? Какие эмоции, где в моем теле они находятся? Как я могу выразить их нетравматичным способом?
  7. Что я могу сделать для себя, исходя из моих ценностей, чтобы мне стало легче? Как проявить себя? Что мне нужно сделать, чтобы проявить к себе доброжелательность?

Пример самостоятельной работы:

Это мое убеждение? Да, сейчас я ощущаю его своим, но когда-то я получил неприятные комментарии о моей ориентации от родственников. Для чего я продолжаю ему верить? Мне кажется, что если я признаю, что я квир, мне будет сложнее жить, а еще я отниму ресурсы, признание и помощь, которые могли бы получить более подходящие под термин люди. Так ли это на самом деле? Да, конечно. Честен ли я с собой сейчас? Не совсем, в глубине души я чувствую, что мне тоже нужна поддержка. Какие эмоции я чувствую? Мне грустно и страшно, я боюсь не быть принятым в обществе. Как я могу опровергнуть последнее? Существует множество людей и сообществ, где люди общаются друг с другом без обесценивания. Что я могу сделать для себя? Мне стоит пойти написать пост в твиттере и спросить, что по поводу феномена самозванца думают и чувствуют другие люди; обратиться к друзьям, попросить валидацию и поддержку.