March 17, 2022

Гриб внутри (часть 1)

На канале в тг я уже говорил, что времена нынче странные, накрывает тревожность и писать оказывается не так-то легко. Тем интереснее оказалось вспомнить о своем опыте с царством мицелия, потому как и в нем было много тревожности. Следом за которой, кстати, неизменно следовало осмысление. Очень актуальный опыт, если подумать. Но обо всем по порядку.

Как и многие хорошие истории, эта началась в горах. Мой хороший друг (далее буду звать его /M/) пригласил меня вместе с /A/ прогуляться к вершинам, недалеко от того места, где мы все тогда жили и работали уже второй год. Через день был мой день рождения, за окном был жаркий август, так что мы, недолго думая, собрали рюкзаки с палатками и отправились в путь.

Мы выбрали своей целью красивые водопады на хребте и к вечеру того же дня, спустя пять часов довольно трудного восхождения, были на месте. Хорошо помню как стоял ночью у затухающего костра, в ожидании пирога со свечками, который мои друзья умудрились взять с собой. Пока они пытались зажечь эти свечи в палатке и при этом не спалить ее, я любовался на оранжевые отсветы за полиэстеровым покрытием и смотрел вверх, на необозримо глубокое, бескрайнее звездное небо. Не помню, видел ли я когда-нибудь больше звезд чем в ту ночь. Было немного прохладно, пар клубился у меня изо рта. Мы были довольно далеко от цивилизации, ее вечных электрических огней и бесконечного шума. Тишину вокруг нарушало лишь редкое пение цикад. Никогда еще космос не был так близко. Меня захватило чувство спокойствия, внутренней тишины, уверенности и силы.

Иногда я комплексую по поводу своего возраста, в том смысле, что годы идут, а я, как мне кажется, стою на месте и никуда не двигаюсь, все время как будто еще только в самом начале пути. Кажется, что цели, которые важны для меня, не становятся ни на шаг ближе, а дыхание смерти, напротив, уже чувствуется на затылке. Особенно это чувство накрывает, когда становлюсь старше еще на один год и иногда под психоделиками. Пробирает до мурашек, думаю многие понимают, о чем я.

Так вот, в ту магическую ночь я не чувствовал ничего подобного. На минуту я представил, как в это же время тысячи мужчин празднуют еще один прожитый год жизни, сидя в пафосных ресторанах за столиками с белыми скатертями и подсчитывают стоимость нового авто любимой марки. Это картина показалась до того глупой, что я непроизвольно улыбнулся звездам на головой.
Так и прошел мой лучший день рождения: золотые отблески из палатки, две серебряные полоски водопада на ближайшей скале и я, улыбаюсь в темный купол космической ночи.

Переночевав в этом чудесном месте, мы направились обратно, выискивая по пути места, где могли бы обнаружится нужные грибочки. Еще на подъеме /M/ рассказал, что местные ходят собирать те самые грибы как раз в это время года и как раз на эти склоны. Погода была уже слегка пасмурная, за пару дней до этого шли дожди, так что у нас были все шансы.

/М/ также подробно рассказал нам, как может прятаться заветный гриб, под какими кочками следует искать и как отличить psilocybe semilanceata от обычной поганки. Примерно через три часа усердных поисков мы сумели наконец примерно по 15 небольших грибов на каждого. Было не сильно утомительно, ведь, куда ни взгляни, такие потрясающие виды! Кстати именно тогда я впервые увидел настоящий горный ледник — огромный массив льда, особенно эпично выделявшийся на фоне буйства зелени вокруг.

Съев дары леса, мы запили противный земляной привкус родниковой водой и направились вниз, ближе к цивилизации. Идти было примерно четыре часа и по расчетам /М/ небольшой эффект (если он вообще наступит, количество грибов совсем небольшое) должен рассеется как раз к тому времени, как мы выйдем к жилым домикам в долине.

Примерно через полчаса я начал ощущать небольшие изменения в восприятии и именно тогда мы вышли к большим полянам, где нас накрыл густой белый туман. Было ощущение, словно прямо на нас движется огромное облако. Туман стремительно приблизился, окутал нас и его пелена была настолько густой, что тропку впереди было видно всего лишь на пару метров. Воздух моментально стал влажным, будто дышишь паром из увлажнителя в тропической оранжерее. Одежда, рюкзаки и волосы сразу пропитались влагой и стали сырые. Молочная дымка придавала магический окрас даже знакомым лицам моих друзей, они как будто стали серьезнее и древнее, хотя их глаза были полны радости и веселья.

Немного постояв в этом сказочном облаке, мы отправились дальше в сосновый бор на склоне, туда, где тропа уже окончательно вела на спуск с этих горных вершин. Я чувствовал как дышит хвойный лес вокруг, чувствовал величие и покой этих древних деревьев. Не было никаких визуальных эффектов, только внутренние изменения не давали забыть о том, что во мне псилоцибин. От великолепия окружающей природы мой внутренний диалог стал гораздо поэтичнее, мне в голову приходили интересные метафоры и эпитеты, которые я то и дело записывал, часто останавливаясь. Поначалу я думал, что буду действовать на нервы своим спутникам из-за таких частых задержек, но к счастью они отнеслись к этому с пониманием и сами, должно быть, были рады моментам, когда можно остановиться и спокойно обозревать красоту вокруг.

Где-то у подножия горы я окунулся в купель с ледяной водой из ручья неподалеку, после чего грибы окончательно перестали действовать, оставив после себя только небольшую усталость и исключительно приятное настроение. Чего нельзя сказать о моем втором эксперименте с псилоцибином, который произошел примерно год спустя, уже в большом городе.

* * *

В очередной раз мы с /А/ в Крым, но перед самым отъездом решили переночевать у друзей. Тогда у /М/ как раз были те самые грибочки, так что соблазн попробовать их еще раз перед долгим путешествием был непреодолим. На этот раз это были psilocybe cubensis.

Точно не помню сколько мы съели, могу предположить, что было около 2-3 граммов не до конца просушенных грибов. Половину от этого количества мы заваривали в виде чая, чтобы облегчить работу желудка и достичь нужного психоделического эффекта быстрее. Следующие 40 минут я доставал друзей расспросами о том, на что будет похож этот мой опыт. К тому времени я уже имел опыт с ЛСД и 2c-b, поэтому хотелось подготовиться к характеру и интенсивности визуальных эффектов. Все спрашивал их о том, будут ли "сильные визуалы". На мою любознательность друзья отвечали безобидной иронией, намекая на глубокую субъективность психоделических сессий. Предлагали сконцентрироваться только на своих ощущениях, "это ты нам скажи какие визуалы" и что-то про "дух гриба сам выберет, что тебе показать". Сейчас мне, конечно, кажется, что совет о концентрации был отличный, но тогда их ответы показались мне немного обидными. То есть я задавал конкретные вопросы, на которые можно осмысленно ответить, а они мне про дух гриба. Помню как тогда назвал их хиппарями за такие пространные ответы, хотя ничего против хиппи не имею. До сих пор вспоминаем тот разговор со смехом.

После того как я перестал донимать друзей болтовней, я все таки постарался прислушаться к внутренним ощущениям. Прошло еще около получаса и я не чувствовал каких визуальных изменений в восприятии окружающего пространства. Мы находились в небольшой комнате, погруженной в полумрак. Был лишь один источник света — настольная лампа с абажуром из цветных стеклышек, напоминающим витраж с абстрактным рисунком. Красные, желтые и оранжевые отсветы падали на стены и создавали ощущение присутствия в каком-то храме. Короче говоря, светильник задавал стиль всей комнате. Музыка, в которой я помню смешение эмбиента и фолка, что-то вроде Dead can dance, дополняла это ощущение сакральности происходящего. К тому же её звучание наконец начало проникать в мою голову явно глубже, чем обычно. Вообще давно заметил, что мои друзья, да и я сам любим навести эзотерической романтики во время приема веществ. Свечи, красивый цветной свет, зеркала, благовония и музыка — все таки ритуальность помогает поймать нужный вайб.

Разглядывая цветные блики на стенах, я стал думать о природе пространства и времени. В воображении тут же, как фон для мыслей о великом, мириадами звезд засверкали космические пейзажи. Посидев так некоторое время, я вспомнил, что можно пойти и покурить самокрутку табака. Заметил такую особенность: находясь под воздействием псилоцибина, что в тот, что в последующие разы, у меня совершенно пропадает тяга к курению. Недаром в США уже проводят грибную терапию для избавления от зависимостей, а мой друг /M/ именно так и бросил. Как он сам говорит, "грибы показали ему", что бы это не значило. Именно когда /M/ использует такие формулировки, я вижу в нем кого-то вроде городского шамана.

Однако это желание курить остается на интеллектуальном уровне, как способ занять себя, пойти и сделать что-то ничего не делая. Под этим предлогом я и пошел на балкон, который находился в другой комнате, на общей кухне. Я говорю общей потому как квартира, в которой мы триповали, была по сути коммунальной, то есть /M/ снимал одну комнату из пяти. Тогда у него было еще двое соседей: девушка-дизайнер, с которой я толком познакомился только годы спустя, и молодой безработный чувак, периодически приглашавший свою подружку. Пара явно употребляла эйфоретики и стимуляторы, а внешне очень напоминали солевых. Когда-то /M/ был дружен с этим парнем, но на момент моего трипа их отношения уже не выходили за рамки соседских.

Так вот, войдя на кухню я включил верхний свет и обнаружил интересные изменения визуального восприятия. Плоские поверхности, вроде стола, стен, пола и подоконников, были покрыты тонкой прозрачной пленкой. Что-то вроде пыли, она еле заметно подергивалась и тускло переливалась радужными оттенками. Я попытался дотронуться до поверхности стола и осознал, что мелкая моторика нарушена, пальцы не слушались меня. Когда я касался подушечками пальцев этой пленки, они на секунду замирали на этом радужном слое, как бы сигнализируя мозгу, что цель уже достигнута и пальцы уже уперлись в твердую поверхность. Немного поиграв с этими странными ощущениями, я наконец вышел на просторный балкон.

На улице была теплая ночь, лето подходило к концу. Я затянулся самокруткой и посмотрел на деревья во дворе — тут же пожалел, что мой опыт с грибами проходит сейчас не на природе. Через пару секунд тоска по свежести и зелени вокруг стала необычайно интенсивной, стены буквально начали нависать надо мной и угнетать своей серостью. Психическое состояние очень напоминало паническую атаку, которые случались со мной пару раз и были вызваны не употреблением веществ, а скорее накопившемся стрессом и нервным напряжением. Хотя и вещества определенно могут стать катализатором этих ужасных состояний, однажды под экстази у меня такое было на входе в трип.

По ощущениям пространство начало сжиматься в одну точку, хотя визуально осталось таким же, за исключением смазанности на периферии зрения. Начал задыхаться, но быстро сумел взять себя в руки и сделал несколько глубоких вдохов. Я стоял, прислонившись щекой к оконной раме балкона и вдыхал сухой воздух ночного города. Деревянная поверхность рамы слегка царапала кожу. Сигарета тлела между пальцев. Когда столбик пепла дошел наконец до фильтра, я, как мне опрометчиво показалось, окончательно пришел в себя и решил закурить по новой.

Как только я немного оправился, покурить ко мне на балкон вышел тот мрачный сосед со своей девушкой. Она сразу поняла, что я нахожусь в психоделическом трипе и начала задавать мне кучу неуместных раздражающих вопросов. Я довольно закрытый с незнакомыми людьми человек и даже в трезвом состоянии вопросы такого типа сбивают с толку. "Ну чё, как тебе? Почему не трипуете на улице? Разве это нормально есть психоту в компании?" - все эти вопросы обрушились на меня мелкой дробью. Это было похоже на банальные вопросы человеку с татуировкой, ужасно нелепые, ну как будто чтобы просто доебаться. Я даже не успевал отвечать что-то осмысленное, как уже слышал следующий бредовый вопрос. Возможно та девушка хотела поделиться своим опытом, а может и проявить участие к моему состоянию, но весь этот пустой треп произвел диаметрально противоположный эффект.

Сигарета тлела. Микроскопический кусочек у зажженной части сигареты провалился от жара соседних угольков и образовал такую крошечную ранку в теле самокрутки, бордовую в центре и черную по краям. На секунду мне показалось, что это самое отвратительное, что я видел в жизни.

Голова резко закружилась, захотелось уйти и последней мыслью было что-то вроде "я не хочу сейчас быть здесь". После этого наступила темнота.

Очнулся я уже на кухне, удобно растекаясь по маленькому дивану в углу комнаты. Надо мной с озадаченными и испуганными лицами стояли все жильцы и гости квартиры. Темнота, как выяснилось, длилась не больше минуты. Рубашка и джинсы прилипли к телу, сердце бешено колотилось в груди. Улыбка потребовала некоторых усилий, но я сумел ее выдавить и заверил всех, что чувствую себя нормально и ничего страшного не произошло.

Вообще такие состояния mj торчки называют "словить бледного". У меня бывало такое и раньше, два раза и оба после курения гашиша. По сути, паническая атака, вызванная сужением сосудов и уменьшением мозгового кровотока. Экстремальное снижение давления и вот вы уже валяетесь на вписке без сознания, а ваши друзья обдумывают, что делать с телом.

Почти сразу после того как все убедились в том, что мне не нужна помощь, я сумел остаться один и серьезно задумался. Во-первых, такой явный сигнал организма напомнил мне простую истину: я не становлюсь моложе и дальше мое здоровье вряд ли станет лучше, если этим вопросом не заняться. Нужно хотя бы иногда прислушиваться к своему организму. Во-вторых, и это главное, темнота, которую я увидел пока лежал на полу балкона, внушала мне настоящий ужас. То что я видел было совсем не похоже на красочные видения под психоделиками. Не было ни ярких цветных мазков, ни потрясающих фрактальных узоров, ни зловещей геометрии. Не было абсолютно ничего. Была только абсолютная темнота, тишина и холодная пустота. Ни света, ни звука, ни тактильных ощущений. Только чувство невыносимого одиночества.

Мне стало крайне неуютно от этих мыслей и я подумал что именно так, должно быть, и выглядит состояние посмертия. Что если ничего, о чем говорят восточные духовные учения, всевозможный нью-эйдж и даже авраамические религии... Что если ничего этого не существует, а после смерти нас всех ждет только мрак и забвение? Да, я никогда особо не увлекался сложными описаниями состояния нашего сознания после смерти, типа Бардо Тхедол и других. Но одно дело не верить как атеист, не верить из-за чисто логических умозаключений, не верить чисто математически и совсем другое - ощутить этот абсолютный вакуум самому. Внушает ужас и отчаяние.

* * *

Какие-то выводы, которые я определил для себя по псилоцибину, будут во второй части статьи про грибы, а сейчас хотелось бы подвести итог этого конкретного путешествия в пустоту.

Обычно, перед тем как писать что-то для публикации, я собираю множество заметок старым дедовским способом, ручкой на бумаге. Иногда это и заметки в телефоне, но не суть. В конечном итоге все эти отрывочные записки собираются в один более-менее стройный текст и редактируются, чтобы было не слишком стыдно кому-то показать. Обычно я записываю контрольные отпечатки памяти сразу после трипов, а иногда даже, если позволяет состояние, и во время них. Так вот к описанию этого путешествия в небытие я подступил только спустя год после самих событий. Несмотря на кажущуюся простоту происшествия (ну небольшой передоз, с кем не бывает), я понял, что это событие оказалось достаточно травмирующим. Такая встряска заставила меня по-иному взглянуть на собственное здоровье, добавила кусочек паззла к пониманию и принятию этого таинственного явления, которое люди называют смерть.

Иногда после приема веществ находит меланхоличное настроение и думается — а сколько таких трипов мне еще осталось? Точно можно сказать, что на один меньше.

p.s. У этой статьи есть продолжение и оно по ссылке https://teletype.in/@kyshtyminside/AqvvVcN5OZ1