October 12, 2021

Девачковое путешествие по Дагестану

Год назад мои друзья (и ваши, наверняка, тоже) зачастили в Дагестан, а я облизывалась на их фотографии и мечтала о нем. В этот год то ли случится Феномен Баадера — Майнхофа, то ли магия, но ко мне приходили дагестанские вести из всех концов, а я все записывала и готовила свою поездку, к лету я уже заранее любила Дагестан, а 8 августа я вместе с мамой приземлилась в Каспийске.

Вот такой круг, как на карте, мы сделали за шесть дней. Дагестан удивительно ( с его необъятной красотой и культурой) маленький. Мои друзья, например, жили в Каспийске и каждый день выезжали то в Чох, то в Тобот. Так тоже можно, но мне хотелось пожить в аулах, смотреть на звезды, просыпаться в горах.

День первый

Прилет в Каспийск, завтрак в Махачкале и переезд в Чох.

Мы прилетели в Каспийск утром и поехали на такси до Махачкалы. Если бы я арендовала машину в Каспийске, то сразу бы выехала в Чох, не пришлось бы кружить. Но в Махачкале можно приятно позавтракать, например, в Доме 15 (и в других местах из моего списка). Задерживаться в Махачкале не за чем.

Около часу дня мы выехали в Чох, ехать 154 км. На первой же заправке в центре Махачкалы мы не смогли расплатиться безналом — у них не было электричества. Нас встретила очень бодрая дагестанка, загнала в прохладный магазин, а сама заправила машину. Берите нал, тысяч 6–7 (на бенз, хинкал и персики). Часто в едальнях и заправках есть опция перевести деньги на сбер, но один раз у меня не было связи в этом месте. Овощи и фрукты только за нал.

В Махачкале и Каспийске я смогла оценить дагестанский стиль вождения. Если вы водите в Москве или брали когда-то машину в Италии, вас ничего в дагестанских водителях не смутит.

Спустя час езды равнина вырастает в горы. Сначала они каменные и слоистые, а затем — нежные зелёные холмы и высоченные горы. Ехать очень красиво! Трафик низкий, поэтому можно выбрать свою скорость и наслаждаться. Если бы я прилетела только проехаться по всему маршруту и улететь, я бы получила удовольствие.

Чох

Вид на Чох с горы Гамсутльмеэр

Чох — красивое село в долине гор, выстроенное террасами так, что домики не закрывают вид друг другу.

Пишут, что первые люди в этих местах поселились 10 тысяч лет назад. Археологи называют это место Чохской стоянкой. А еще говорят в википедиях и везде, что шесть дорог Великого шелкового пути упирались в Чох, но я не нашла доказательств: через Дагестан проходило только одно ответвление Шелкового пути —через Дербент.

На первую ночевку в Чохе в гостевом доме не было мест, хозяйка попросила соседку приютить нас. Так первую ночь мы провели в доме у Икрамат. У нее добрые глаза, она говорит, что если сердце открыто, то теснота не страшна. Утром к Икрамат пришли подружки пить чай и вести светские беседы. Ее муж пасечник живет за горой и иногда приходит домой.

Быт простой, но куда привычнее, чем ждешь от дома в горах. Красивая кухня с новой техникой, современные душ и туалет. Дома Чоха сделаны из камня больше ста лет назад, их постепенно ремонтируют, обновляют внутреннее содержание.

Следующую ночь мы провели в гостевом доме у тети Хании, нас встретили две дочери хозяйки и сама Ханий. Там же мы завтракали и ужинали. У Ханий не этонодом, номер скорее похож на советский санаторий, поэтому в следующий раз я поеду в этнодом в Чохе. Я там не была, но хочу проверить. В любом случае, где бы вы ни расположились (а можно и у подножия Гамсутльмеэр встать с палаткой), я советую вам побывать в Чохе, потому что там самые красивые виды на горы из всех мест, что мы объехали.

Перемещаться там можно только пешком по узким тропинкам-улочкам. Это лабиринт, который уводит тебя лестницами и поворотами. Я заблудилась, попросила местных девочек отвести меня к Ханий. Нужны не номера домов, а имена.

Часть домов разрушена, а часть обитаема. Есть очень красивые, с арками, резными дверями. На домах можно увидеть арабскую вязь, как на этой табличке над входом: арабская письменность распространилась вместе с исламом в десятом веке.

2 день

Аул Гамсутль

В пять утра мы проснулись, позавтракали и поехали к началу маршрута на Гамсутль. От Чоха до подножия Гамсутльмеэр 10 минут на машине. У подножия горы есть река и место для машин, мы видели там четыре палатки.

Идти на солнце очень жарко, поэтому выходить стоит как можно раньше. Набор высоты 500 метров по грунтовой дороге. На середине пути есть кафе (серый дом с беседкой), в нем вкусные чуду, на спуске они пришлись в самый раз. Родника по пути не встретили, лучше запасти воды. Подъем красивый, среди зеленых гор.

Коровы в Дагестане в самых неожиданных местах

Гамсутль

Гамсутль завивается улиткой вокруг верхушки горы. Внизу парят орлы, а по самым верхним тропинкам аула даже страшновато ходить.

В Гамсутле меня удивила сама его идея — почему бы не построить деревню на вершине горы из этой же горы. Теперь мои мучения по поводу дачного домика кажутся очень несущественными.

Последний житель там жил до 2015 года. Вы поймете, почему он покинут, когда будете забираться туда, длинный подъем, а последние полтора-два километра — тропинка, по которой не смогла бы проехать машина, словом, сложно обеспечивать жизнь.

Село людей, которые очень любят хороший вид. Считаю хорошей идеей сделать пикник наверху.

К часу дня мы вернулись обратно в Чох, отдыхали, читали. В тот вечер был сильный град и пропало электричество. Нас ждал ужин при свечах и новость о том, что один чоховец полез чинить электричество и погиб.

3 день

Аул Гунниб, водопад Тобот, аул Хариколо.

Выехали из Чоха в восемь утра к Гунибской крепости. Сама крепость не впечатлила, но город, кружевами лежащий на скале и вид на соседнюю гору — красивые. Там же можно купить фруктов в дорогу взять. Ехать можно до Шамилевых ворот и дальше.

Советую послушать или почитать курс История завоевания Кавказа в Арзамас. Я ничего не помнила о кавказской войне, как и многие мои знакомые, которых я начала допрашивать. После курса становится понятней, почему в честь Имама Шамиля названо все, что только можно.

Он сумел создать госу­дарство — имамат, теокра­тическое госу­дарство в Чечне и Даге­стане на базе воль­ных обществ. До того насе­ление здесь было орга­низа­цией воль­ных вое­низи­рован­ных общин, и он сумел на такой социа­льно-поли­тиче­ской базе создать госу­дарство — с нало­говой системой, со своей воен­ной орга­низа­цией, со своей внутрен­ней адми­нистра­цией и так далее. С моей точки зрения, ни один пра­витель евро­пейского госу­дарства, самый талант­ливый госу­дарст­вен­ный деятель евро­пейского харак­тера, никогда бы не смог создать того, что сделал Шамиль на терри­то­рии Чечни и Даге­стана, — госу­дарст­вен­ный аппарат в тех местах, где каждый чело­век считал себя госу­дарством. Это требо­вало огромных усилий. Из курса Арзамас

Крепость Гуниб
Плато Гуниб

Что еще можно посмотреть в тех краях, но я не посмотрела

— Интересно заехать на скалу Маяк.

— Салтинский водопад. Бывает, что водопад пересыхает, смотреть там не на что, можно спросить у местных, как он там сейчас.

— Карадахская теснина — длинный и узкий каньон, очень красиво. Но, если собирается дождь — не рискуйте. Теснину затопляет.

Хунзах

У этого села находится водопад Тобот — река, падающая с обрыва Хунзахского плато, это красиво. Можно взять кофе по дороге и посидеть на скамеечке, глядя на водопад.

Есть хорошая кофейня в с. Арани https://instagram.com/white_night_coffee?utm_medium=copy_link

Хариколо

В Хариколо мы были к четырем часам. Все наши перемещения за день заняли немного времени. Хариколо — очень милый аул с интересной структурой, ухоженными дорожками. Хорошее место, чтобы провести несколько дней в горах.

Гостевой дом Хариколо

Я полюбила этот дом и вернусь сюда еще. Дому 200 лет, вся утварь в нем “жила” и использовалась родственниками нынешней хозяйки дома, Мадины. Нас тепло встретили, вкусно кормили, тут мы расслабились после горных дорог. Вместе с нами в доме отдыхала девушка с дочкой, вечером мы вместе пили чай и смотрели на звезды. Оставляю контакт: https://www.instagram.com/etnodom_harikolo/

В доме любопытно разглядывать детали. Все очень фактурно и красиво.

Внутренний двор
Девачковые посиделки

4 день

Едем горными дорогами через несколько водохранилищ к Сулакскому каньону.

На водохранилищах можно сделать остановку и попить чай. Некоторые мои знакомые там купались.

Дубки

Останавливаться в Дубках было не очень интересной идеей, это некрасивое село с пятиэтажками, рядом только каньон. Ели там в кафе “Хадум” — невкусно, завозят туристов на отвратные чуду.

Все это можно проехать и посмотреть от Хариколо до Махачкалы за половину дня. А еще можно придумать другой маршрут через каньон, например, остановиться в турбазах на другой стороне, внизу каньона.

Женщина и кот в Дубках

5 день

Мы выехали из гор до бархана Сарыкум. Настоящий песчаный бархан расположен в предгорьях хребта Нарат-Тюбе. Как он там оказался — загадка.

В жаркую погоду лучше не ехать, там становится невыносимо. Машина перегрелась и не заводилась, у нас заболела голова. Если в горах терпимо +31, то там от жары становится плохо.

Махачкала

В Махачкале можно поесть и пройтись по магазинам, но не стоит останавливаться на целый день. Из гор, от Гунниба, от Хариколо можно доехать до аэропорта за два-три часа. Советую так и делать, не ночевать в Махачкале. Я сделала слишком большой запас по времени: от Хариколо через бархан приехала к 12:00, обошла все магазины, поела, сходила на море, а впреди у меня был еще один день до вечернего вылета.

В другом обзоре я писала чуть больше о местных брендах и кафешках Махачкалы.

Бюджет

57 376 р. на двоих

Аренда машины — 8100

Бензин—2700

Авиабилеты на двоих — 24396

Жилье — 11420

Еда—8533 (возможно ближе к девяти)

Страховка на двоих(привычка из походов)—770

Такси—1457

Дресс-код

Мне не пришлось сильно менять свой стиль. Длинная рубашка оверсайз, свободные брюки. Платок я носила из удобства — ветер в горах и распущенные волосы не дружат.

Не все туристы поступают как я, и это тоже работает. Кто-то ходил в коротких шортах и майках, их не закидывали камнями. Я знаю, что могут сделать замечание. С этим замечанием можно ничего не делать, так бы и поступила любая дагестанка).

Люди

В аулах нас везде встречали женщины, хозяйки домов, они добрые, образованные и прикольные. Только один раз муж хозяйки вышел, поприветствовать гостя-мужчину и попросить написать отзыв на букинге, потому что они только начинают развиваться.

Когда у меня машина не аводилась около бархана Сарык-кум, трое мужчин помогали мне решить это. Никакого пренебрежения, снисхождения, неприязни я не ощутила, по-доброму разбирались со всем. С арендой машины та же история, никого не смутило, что две девушки хотят арендовать тачку и поехать в горы, все прошло легко.

To sum up

Я поеду в Дагестан еще много раз. Я любила его еще до поездки, а теперь люблю еще больше. Даже если бы я могла только прилететь и кататься весь день на машине в горах, я бы получила удовольствие — там самые красивые дороги. Если к дорогам добавить весь опыт, который вы можете получить там, то поездка и вовсе становится потрясающей.

Если вам понравился обзор и вы хотите меня поблагодарить

Вы можете закинуть монет по моей ссылке или при помощи QR-кода, это безопасно.