October 12, 2021

Неогорцы строят неоаул. Мои дагестанские открытия

Одежда, еда и гостевой дом

Год назад мои друзья (и ваши, наверняка, тоже) зачастили в Дагестан, а я облизывалась на их фотографии и мечтала о нем. В этот год то ли случится Феномен Баадера — Майнхофа, то ли магия, но ко мне приходили дагестанские вести из всех концов, а я все записывала и готовила свою поездку, к лету я уже заранее любила Дагестан, а 8 августа я приземлилась в Каспийске и поехала завтракать в Дом 15.

Дом 15

Одна из локаций, которая “пришла” ко мне случайно в этом году и стала источником разных других знаний о людях и локациях. Это арт-кафе, устроенное в бывшем доме Расула Гамзатова, народного дагестанского поэта. Проект Дом 15 запустили Мурад Калаев, Шамиль Гаджидадаев и Расул Паркуев. Они сами отреставрировали и наполнили его. Пока мы с мамой завтракали, Мурад что-то колдовал с фонтаном во дворе.

В доме 15 столкновение “нефоров” (я часто слышу это слово в дагестанком пространстве интернета) и не нефоров. Это довольно смелый проект для Дагестана, к которому еще привыкают местные. Но создан он очень интересными людьми и с любовью к Дагестану. Возможно, такие проекты и есть моя точка связи и соприкосновения с такими культурами. Место, где нам легче всего понять друг друга. Место, где местная культура живёт в ее динамике и применимости к настоящему.

“Неогорцы строят неоаул!”

Вокруг этого Дома 15 кружат другие проекты, которые делают сами основатели или их друзья. Стоило начать разматывать этот клубок, как я узнала, что они хостят у себя ребят из MHK Records (если вы хотите узнать, как звучит дагестанская электроника, то вот: https://soundcloud.com/mhk_records). А сами они хотят строить резиденцию для путешественников со всей инфой, жильем, арендой тачек и экопоселение в Хунзахском районе.

До последнего момента здесь был независимый книжный магазин «Переплет», его содержала сестра Мурада Калаева. Она открыла классное кафе «Гостиная» и хочет, чтобы книжный магазин тоже был где-то поблизости. Кафе, Гостиная, конечно был в моем списке, но теперь он хитро связан.

Словом, в Дагестане ты не отделаешься каким-то standalone явлением. Скорее всего, за каждым событием будет открываться целое облако связанных с ним людей, близких проектов или интересных знаний. Ты делаешь один шаг навстречу, а тебе щедро откроется ещё десяток мест. Так и прошел мой год подготовки к поездке, на меня, как из рога изобилия спались то винодельни Дербента, то кайтагская вышивка, то этнодома.

Примечание. Весь дагестанский бизнес ведется в инстаграме. Если вы хотите искать локации, еду или жилье — идите серфить инста.

Modest fashion в Махачкале

Дагестанки очень стильно одеваются и создают собственные бренды одежды со своей интерпретацией modest fashion. Покрытые дагестанки рассекают по городу как ниндзя, мне было интересно за ними наблюдать. Они воспринимают ограничения как еще один художественный инструмент. Если вы такой же фанат платьев в пол и накидок, то вам к ним, разумеется, там рады всем, не только мусульманкам.

Zana sisters

Guli sisters

Еда

С самого начала у меня была стратегия съесть столько чуду и хинкалов, сколько я смогу. Я так и сделала.

Чуду на склоне горы, где расположен аул Гамсутль.

Чуду

Чуду делают из простого теста на кефире и муке. Можно спрашивать в любом кафе в Дагестане. Даже если их не видно, они есть! Это очень вкусно и сытно.

Это легко повторить дома. В Москве я устроила чуду-марафон, добиваясь такой же толщины теста. Чуду стали тоньше, а я — наоборот.

Хинкал

Хинкал — это трио из куска вареного или вяленого мяса, бульона и “мучного изделия”. Вот это “изделие” варьируется от народности к народности, лезгинский хинкал — тонкие ромбики, как в домашней пасте. Аварский — толстые мягкие ромбики теста, а даргинский — рулетик, как в булочке с корицей. И это еще не все варианты. Хинкал можно брать в любой кафешке по всему Дагестану. В придорожных кафе они особенно наваристые.

Урбеч

Урбеч — это паста из растертых семян льна или разных других семян. Это крутой суперфуд, который в Дагестане любят и знают, куда его применять. В Москве его можно встретить в ЗОЖ отделах. Я такой купила и не знала, что с ним делать, на вкус он очень вяжущий и терпкий. Если вы тоже не знали, что делать с вашим модным суперфудом, то в дагестанской кухне можно подрезать несколько рецептиков. В Дагестане урбеч немного разогревают, добавляют туда мед и масло. Этой смесью можно полить кашу, запеченную тыкву или выпечку.

Где есть в дороге

Если вы поедете на машине, вы будете регулярно встречать разные едальни по дороге. Там скромно, но сытно. В одном месте мне дали очень щедрую порцию вяленого мяса к хинкалу и чертовски наваристый бульон. Безнала нигде нет, но почти всегда можно сделать перевод.

Еда в Махачкале

Хорошее кафе с интересным и разнообразным меню с видом на парк.

https://www.instagram.com/cafe_green_park/

https://www.instagram.com/15.dom/?hl=ru

https://www.instagram.com/cafeteria_and_magaz/

https://www.instagram.com/hinkalbrothers/

https://www.instagram.com/int_cafe/

Первая компания по обжарке кофе на Северном Кавказе https://www.instagram.com/groundcoffeeroastery/

https://www.instagram.com/gostinaya_/

Я считаю, что одного дня (или половины одного дня) в Махачкале — достаточно. Пробежаться по едальням и магазинам, а затем отправляться в горы.

Гостевые дома

За свою поездку я успела пожить в двух гостевых домах. Один мне не понравился, а во второй я буду возвращаться снова и снова. Хорошая идея — чекнуть Airbnb и серфить в инсте. Гостевые дома — это популярный вариант в Дагестане.

Я знаю, что некоторые путешественники базируются в Каспийске или Махачкале, каждый день выезжая к разным красотам. Это рабочий вариант, потому что расстояния маленькие, но я получила особое удовольствие от проживания в горах.

Первый дом в Чохе

Чох — это очень красивый аул. Вид с террас на горы потрясающий. Я советую включить эту локацию в свое путешествие, там есть что посмотреть в округе: заброшенный аул Гамсутль, водопады, сам Чох.

Мы остановились в гостевом доме у Ханий, и он не был аутентичным. номера скорее напоминают простые туристические домики, такие можно встретить у озер на Урале. А еду, как я смогла оценить после всей поездки, нельзя назвать одной из самых вкусных.

Но я знаю, что в Чохе есть проект Этнодом. В следующий раз я остановлюсь там.

Этнодом в Хариколо

Я оказалась в нем случайно: не успела забронировать ничего в Хунзахе, полный солдаут. Ближайшим доступным жильем оказался этнодом в Хариколо, соседнем ауле. Мне очень повезло!