May 29, 2020

Маяк

«Маяк» — один из тех фильмов, про которые надо что-то знать, прежде чем смотреть. Потому что если смотреть без понимания, что сейчас будет чернуха, сюр и ничо непанятна, то будет довольно мерзко.

Но я был готов. Я был заряжен на тяжелый просмотр тяжелого фильма. Особенно тяжело было от света из окна, на котором нет штор. Из-за него черно-белый фильм смотрелся отвратно, но я шел до конца.

Довольно иронично смотреть фильм про, грубо говоря, ужасы изоляции, когда сам сидишь на карантине. Завязку я уже, выходит, и рассказал: два мужика — старый смотритель маяка и новый смотритель маяка — приплывают на остров в океанеАНЕАНЕ. Они должны месяц провести на этой каменюке и следить за светом маяка.

В их отношениях сразу возникает натянутость, в основном из-за старого смотрителя. Тот с самого первого дня начинает грузить молодого заданиями и докапываниями, мол, это не так, тут не то, и вообще тяни эту канистру вниз, если не хочешь спалить маяк к чьей-то матери. Молодой смотритель, которого, кстати, весьма неплохо сыграл Роберт Патиссон, пытается как-то культурно сопротивляться гнёту со стороны старого пердуна.

Параллельно с развитием отношений персонажей развивается так же сюжетная линия, связанная с мистикой. Патисон (буду звать молодого смотрителя так, чтоб часто не повторяться) замечает множество странностей в поведении как старика, так и всего живого, что есть на острове. И как бы наш овощной друг не старался просто выполнять свою работу без лишних движений, у судьбы на него другие планы.

Немного отвлечёмся от простого пересказал сюжета. В последнее время я выделил для себя два критерия оценки фильмов/книг — поверхностное восприятие (насколько фильм доставляет в развлекательном плане) и глубина (все, что заставляет подумать).

Поверхностно фильм мне неожиданно понравился. Как я уже писал, я знал, на что иду, и я это получил. Мне хотя бы не было скучно это смотреть. Атмосфера (как можно заменить это слово, оно мне надоело) лавкрафтовского ужаса соблюдена. Картинка в фильме для современного мало-мальски известного кино уникальна, такая черно-белая стилизация под самые первые ленты. Патисон и старый дед Уиллем Дефо прекрасно отыгрывают двух ненормальных, будто родились для этой роли.

На самом базовом уровне это фильм про то, как люди едут кукухой в изоляции. История подана хоть и не настолько ровно и четко, чтоб можно было посмотреть разок и понять ВСЁ, но достаточно, чтоб хоть какие-то мысли заиметь.

С глубиной все еще лучше. Фильм не даёт однозначные ответы на вопросы, которыми задаётся зритель, поэтому трактовок фильма может быть немеряно. В фильме тьма отсылок на греческую мифологию и классическую литературу 19 века, понять которые может человек с высокой эрудицией, которым я, походу, не являюсь.

Лично я насчет смысола фильма сделал 4 предположения, из которых мне больше всего нравится вариант «Своеобразная трактовка мифа о Прометее». Кто посмотрит фильм до конца, тот поймет, почему так.

Резюмируя, скажу, что хотите чего-то мрачного-тягучего-непонятного — смотрите, не хотите — не смотрите, все добровольно. Я бы не назвал этот фильм шедевром, но он по крайней мере добротный.

Я всё сказал.