Т-голоса
April 1

Лея Аманда Свенссон: история феминизации голоса


Это эссе - подробный отзыв Леи Аманды Свенссон, моей студентки. Лея - трансфеминная персона, врач, и голос для нее - не просто часть имиджа, но и рабочий инструмент. Поэтому так важно было сохранить громкость и четкость голоса, меняя его характеристики в сторону феминности. Мы с Леей работали над голосом около полутора лет, и сейчас он ее полностью устраивает. Это повод для моей профессиональной радости и гордости. Лея, благодарю тебя за развернутый рассказ о нашей работе! Лена Лазорская --

Я хочу рассказать про голос.
История с ним трудная и долгая.
Я прекрасно понимала что в преддверии каминг-аута в конце 2022 года мне придётся изменить мою манеру говорить. Голос - это музыкальный инструмент, владение которым требует систематических упражнений, а у меня постоянно не хватало то времени, то сил на эти упражнения. Всё уходило на работу и сброс веса.

Я посмотрела массу видео на Ютубе, я знаю анатомию голосового аппарата, у меня не особо низкий природный голос, но нужного звучания не было и в помине.
Женщины не только говорят иначе чем мужчины. Они звучат иначе. Они как бы поют, говоря. Вот этой самой певучести у меня и не было. Её и сейчас особо нет, хотя я довольно много занималась, но сейчас мне удалось уйти от маскулинности - частично в звучании, частично в интонировании. С интонациями всё получалось как бы само собой, я просто слушала других женщин и пыталась воспроизвести их звучание, как это делают дети.
С резонансом всё оказалось намного сложнее, и эта проблема у меня до сих пор не решена до конца. Я доктор, и мой голос - это рабочий инструмент, который я постоянно использую.
Проблема в том, что разговаривая с пациентами или коллегами я всегда концентрируюсь на том что я говорю, чтобы профессионально и взвешенно изъясняться на чужом для меня шведском языке. Стоит ли говорить, что попытки сохранить при этом хоть какую-то феминность звучания летят в пропасть? Я не могу контролировать эти два процесса одновременно! Значит, нужно один из них довести до автоматизма и вывести на подкорку, чтобы вообще не думать о нем.
Сначала я нашла частного логопеда в пригороде Гётеборга, но там как-то с самого начала не пошло. "Говори легче, воздушнее!"
Чёрт побери - как? Что, в каком месте мне напрячь или расслабить, чтобы получить нужный звук? Единственное, что мне потом пригодилось из полученного там - наборы типичных шведских фраз для самых различных ситуаций, по ним я тренировалась впоследствии, когда мой голос уже более-менее зазвучал как мне надо.

Лена появилась в моей жизни как раз в тот момент, когда я отчаялась овладеть своим голосом самостоятельно. Как я уже сказала, я училась у разных преподавателей и до, и после неё, у нас были большие перерывы в занятиях, я практически никогда не занималась голосом самостоятельно (см. выше про время и силы), но всем своим нынешним звучанием я обязана именно ей.
Занятия с Леной пришлись на самый тяжёлый мой период с ноября 2022 по май 2023 года. Я тогда утопала в собственных слезах, собирала крупицы сил на то чтобы хоть как-то держаться на работе и безнадёжно запустила все свои остальные дела. Из этого жуткого безвременья мы вышли подругами. Лена, я очень благодарна тебе не только за помощь с голосом. Ты мне ещё рассудок сохранила. Занятия наши были утром по субботам, а потому накануне в пятницу вечером я была вынуждена унимать стремление залить тревогу и депрессию чем-то сильнодействующим. Поэтому я стала лучше восстанавливаться за выходные и это здорово прибавило мне сил! Хотя вначале не получалось вообще ничего. Я мгновенно забывала то немногое, что у меня получалось на занятии. Две-три фразы - и с таким трудом созданная на занятии установка голоса слетала до следующей недели, а заниматься по будним дням самостоятельно я не могла - сил даже на то чтобы плакать не всегда хватало. Несколько раз я просто говорила Лене что не могу продолжать занятие - у меня вообще ничего не получалось, я начинала рыдать и всё снова откладывалось на потом. Затем я отчаялась и решила снова сменить преподавателя, а заодно попробовать какие-то другие методики феминизации голоса. После недолгих поисков я остановилась на Seattle Voice Lab. С ними я выдержала два месяца, на большее не хватило моего кошелька. У них непомерно дорогие занятия. Справедливости ради, преподают ребята классно - очень доходчиво объясняют, присылают видеозаписи занятий, делают очень внятные и структурированные домашние задания... Что? Домашние задания? Нет, ни в коем случае!

Из-за этого я так толком и не научилась играть ни на гитаре, ни на фортепиано. Пинать меня некому, а заставить себя я не могу.
Всё лето я провела в бесплодных попытках самостоятельных тренировок - это привело лишь к тому, что мой природный голос начал звучать совершенно странно, зажато и плоско. Мне страшно это не нравилось, к тому же голос очень быстро уставал. Любая попытка сконцентрироваться приводила к тому, что все настройки слетали и я снова возвращалась к тембру а-ля "яйца прищемили".
В этом плачевном состоянии я вернулась к Лене. На этот раз всё пошло чуть лучше, и у меня несколько раз получалось ловить нужный тембр даже через несколько дней после занятий! У меня появились силы что-то запоминать, как-то концентрировать внимание, и я наконец-то смогла использовать свою работу как полигон для тренировок. Работа доктором идеально подходит для тренировки речи! Пациенты идут один за другим, и с каждым можно говорить хоть каким голосом - большая часть из них вообще впервые тебя видит. Прекрасно!
А тут уже и мне самой поинтереснее стало, поскольку я увидела что могу сама рулить ситуацией.

Но даже с учётом этого какие-то первые подвижки с голосом у меня произошли совсем недавно - в ноябре, после приезда отца. Не то чтобы это было причиной, просто позже в декабре в телефонном разговоре он отметил что я стала иначе говорить и это было очень приятно. Не люблю я все эти записи и сравнения, мне проще по отзывам других людей ориентироваться.
Дальше после Нового года я уже сама отметила, что мой собственный голос в записи перестал меня бесить. Бесил раньше страшно. У меня-то в подкорке старое звучание записано - значит, что-то изменилось!
Потом уже совсем недавно у логопеда в Гётеборге выяснилось что мой частотный спектр лежит в низком женском диапазоне. Это вообще была прекрасная новость!

Ну и на неделе случилась вишенка на торте, моя новая студентка не вычислила что я транс-женщина, пока я сама ей не сказала. Ни с внешностью, ни с голосом у неё ни единого сомнения не возникло.
Мне было очень приятно! Надеюсь, удастся обойтись без хирургии голосовых связок и связанных с этим рисков и затрат.
Лена, спасибо что ты есть! Ты великолепно делаешь свою работу. Ты слушаешь. Ты понимаешь что мне нужно и удачно приземляешь это на то что я хочу. Я невероятно благодарна судьбе за знакомство с тобой и за то, что мы теперь подруги. Что не исключает совершенно сотрудничества в будущем! Придумаем что-нибудь! ♥️