April 2

Ключ к разрешению тревоги

*Все имена героев, даты, географические и торговые названия изменены, любые совпадения с реальными людьми случайны*

Интро

– Меня зовут Ольга, я живу в Германии продолжительное время, здесь преподаю экономику. В основном всегда у меня были непрофильные студенты-бакалавры, для них мой предмет имеет скорее общеобразовательное значение. Но недавно так сложилось, что мне предложили вести курс в другом университете, в Берлине, для специализированной магистратуры. И я подумала: ага, это новый уровень, значит пора на него переходить. Я согласилась, поехала туда с удовольствием, но дальше ситуация вышла из-под контроля самым неожиданным образом.

– Расскажите об этом поподробнее. Вы испугались, спасовали? Что случилось?

Переход из мартышки в рыбу в воде

– Понятно, что я ожидала, что какой-то уровень тревоги может случиться, но я и подумать не могла, что у меня случится такой приступ тревожного возбуждения за вечер до того, как я буду вести эти классы. Я не могла лежать, я прыгала, как мартышка, туда-сюда, я просто не могла успокоиться, не спала до 4 утра. Потом я с утра встала, пошла. Как только эти занятия начались, все, я уже дальше включилась в это, напряжение исчезло. Дальше я уже почувствовала себя, как рыба в воде, которая ведет, все, контакт у нас хороший, все прекрасно.

– И тревожные состояния больше не возвращались? Всё наладилось?

–Да, всё вошло как-то в колею. Оказалось, что студенты ходят, дают хороший feedback и мне, и всем остальным. И этот переход из мартышки в рыбу в воде… Я не ожидала, что у меня может быть… Давно такого не было, чтобы у меня был приступ тревоги и неуспокоенности. Будет ценно, если что-то можно с этим поделать.

Ретро спазм

– Ну хорошо. А чего мы хотим?

– Я хочу быть способной, если даже у меня тревога эта наступает, как-то ей управлять, потому что это было совершенно неуправляемо. Я перепробовала все способы, которые мне были доступны, включая медитацию… В конце концов, то, что помогло, я думаю, или может быть, это просто уже было ближе к 4 утра, и я уже должна была уснуть в любом случае, я уже просто создала себе очень сильную телесную разрядку, чтобы спустить все это напряжение, и потом, через какое-то время я уснула. И это ощущение такой волны, которая накрыла, я в ней барахтаюсь… Я хочу, чтобы эта волна меня не захватывала.

– У меня есть гипотеза. Мне кажется, что вы очень классная, но время от времени вы испытываете ретро спазм, что вы нелюбимая и нежеланная.

– Вот как вы это видите? Есть такое у меня.

– На мой взгляд, когда вы входите в новую ситуацию, в данном случае, вроде бы студенты, но где-то сидит эта заноза, что вы нежеланная и нелюбимая, и как бы вы ни действовали, что бы вы ни делали, если уж вас отвергают, то это боль и ужас.

Отчаяние отверженности

– Да, вполне может быть, потому что я сейчас понимаю, что когда я туда ехала, я даже это проговаривала и смеялась, что я везу с собой кучу игрушек, я правда привезла с собой всевозможные вещи. Все эти классы очень экспериментальные. Мне нужно было дать студентам возможность пройти всевозможные упражнения, обсуждения… Это чистая практика.

– И вы себя подбадривали и подкрепляли всеми техниками обучения, что есть у вас в запасе?

– Выходит, что так. Я смеялась, что везу с собой игрушки, чтобы они смотрели на них, что каким-то образом это поможет им, чтобы было развлекательно. Я просто в лепешку разобьюсь, чтобы им этот курс понравился. И там еще контекст один: я ехала замещать очень популярного профессора, который не смог провести эти 2 курса именно в этом семестре.

– Вам заплатили деньги, которые заплатили бы тому профессору?

– Да, заплатили. Деньги платят всем одинаково.

– Вы очень чувствительны к моментальному ощущению, что вы сейчас нелюбимая, и что бы вы ни сделали, просто в силу обстоятельств, вас могут отвергнуть. Неважно, насколько вы стараетесь быть хорошей, угождать, предугадывать – все равно это отчаяние отверженности накрывает. Это причина вашей панической атаки.

– Ну хорошо.

Оставленный младенец и отчаяние брошенности

– Это значит, что вы как бы становитесь беспарной, выгнанной из чего-то, что совсем не было раем внутри, но тем не менее, раем казалось. У вас всплывает чувство младенца, которого временно оставила мама, и он в отчаянии, не знает, вернется ли она, ему голодно, холодно, мокро и так далее. Он брошен. Это абсолютно экзистенциальное переживание, которое возникает по гораздо более поверхностным поводам. Ответ примерно такой: надо звонить людям, которые вас точно любят и которым вы симпатичны. Вы можете звонить мне, например.

– Вы серьезно или для примера?

– Я серьезно вам говорю. В этот момент вы можете валять дурака и прыгать обезьяной по условным веткам. Но это отчаяние брошенности надо перечувствовать. Не интеллектуально, а раздышать, раздвигать, растрогать себя и кому-то звонить, чтобы этот кто-то вам сообщал: ты классная, я с тобой разговариваю, значит, я тебя принимаю. Вы оказываетесь в этот момент, вашими словами, обезьяной, которую отвергла стая. Вы в этот момент дремучая и без надежды сирота.

– Очень точно описываете, именно так это и ощущается.

Дереализация и деперсонализация,

– И этот такое отчаяние, когда на момент возникает дереализация и деперсонализация, непонятно, кто я, кому я нужна и что со мной будет. Этот страх неприятия, и чем больше вы его игнорируете, тем больше он разыгрывается. Вы прекрасны и очень хорошо проработаны, но это травматическая история, которая в этой цепочке возникает.

– Да, это очень резонирует, потому что когда я думала, что мне помогало, поняла, что действительно была очень хорошая поддержка преподавателей. И было ощущение, что когда я попадала в свою стаю, я очень быстро чувствовала себя на месте.

Сеанс персонального транса

– Ощущение, что колыбельку вывернули и тебя вышвырнули из нее — это дикое экзистенциальное переживание. Вы с ним очень хорошо справились. А теперь транс.

Засыпайте, пожалуйста. Как захотите, как вам будет комфортно. Давайте представим себе, насколько вы можете быть желанной, любимой, прекрасной.

Начнем с простого: вы просто лежите, укрытая теплым пледом, в колыбельке, и эту колыбельку вы создаете себе сами. Нам нужно найти какой-то неповторимый способ охватить себя руками, свернуться в клубочек, повернуться на бочок.

Вы одновременно большая сильная медведица, которая крупнее всех в лесу, но одновременно вы маленький и беззащитный медвежонок. И этот маленький и беззащитный медвежонок переходит от какого-то неуюта, какой-то разбуженности, в неожиданный уют. И мы можем искать новый плед или новую подушечку.

Вы как в сказке: большая подушечка, средняя подушечка, маленькая подушечка, плед, и может быть, медвежонку будет легче, если он заплачет. Потому что слезы — это чистое-чистое проявление, потому что за слезами приходит особая омытость, и неожиданно медвежонок из состояния, когда он много ворочается, начинает успокаиваться.

Вы словно со стороны можете увидеть себя: какие у вас трогательные лапки, красивые пальчики, красивые-красивые ресницы. И вы юный, маленький, растущий, нежный медвежонок, которому тепло, и который возьмет и заснет сейчас.

И этот медвежонок сознает, что, когда в нем поднимается это чувство временной несчастливости, он ныряет в ощущение тепла и совершенно беспричинного, дурацкого, независимого счастья.

Это желанный медвежонок, в будущем красивая девушка, которого очень временно заколдовали. Как будто бы его кто-то посмел бы бросить, отвергнуть. Но это же куда-то ушло. Такого прекрасного медвежонка, такого теплого, нежного, изящного, красивого, желанного для многих, просто нельзя никуда деть и невозможно отвергнуть.

И даже если медвежонок купается в своем несчастье, все равно у него медленно-медленно и неуклонно начинает проступать, как будто капельки из пор, радость и бодрость.

И очень важно никуда не спешить и совсем не суетиться, а сделать так, чтобы эта новая радость и чувство, что тебя принимает твой лес, осталось с тобой надолго.

Можно смаковать это ощущение большой собственной теплоты, ценности и радости от того, что в любой момент ты можешь выйти из суеты, из деловитости, хотя бы на несколько минут лечь и закутаться в какой-то кокон, обязательно теплый, с очень хорошим, дорогим и нежным пледом, даже если на улице жарко, а у тебя легкий озноб, все равно тебе очень важно согреться и почувствовать себя в этом собой сделанном гнезде.

Потому что у тебя будет несколько оболочек, и каждая из этих оболочек тебя нежно окутывает, сберегает, трогает, и каждая из этих оболочек, как будто ты в 7 рубашках, тебя сберегает и окутывает. Чур-чур-чур.

И твоя способность образовывать оболочки, через которые не проникает никакое безразличие, никакое отвержение, никакой холод, который раньше мог окутать тебя с ног до головы.

Ты нежный маленький медвежонок. И у тебя появится фигурка какого-то маленького удивительного смешного медвежонка, который будет сидеть на важном для тебя месте и как будто тебе подмигивать и посылать тебе лучи поддержки.

И ты можешь расслабиться, задремать и оказаться в своем гнезде, в своем логове, в независимости и покое. Твоя колыбелька будет полной, нежной и теплой. И эта колыбелька будет постоянно с тобой. И никто не может выбросить тебя из твоей колыбельки, из чувства желанности и из ощущения своей единственности и постоянной востребованности.

Твоя несомненная ценность, безусловно, останется с тобой. Тебя никто больше не выгонит из твоего личного рая. Ты будешь в своем личном раю и сможешь легко воспроизводить его и щелчком пальцев образовывать нужные оболочки вокруг себя.

Сейчас я посчитаю до 5, и через несколько коротких секунд захочется открыть глаза.

1 — расслабление и покой;

2 — время как будто растягивается, в колыбельке очень хорошо, тепло возникает;

3 — ровное и спокойное дыхание;

4 — короткий отдых, на который ты всегда имеешь право, ты большая медведица, ты маленький медвежонок, и твоя колыбелька всегда с тобой, и когда ты захочешь, ты откроешь глаза и улыбнешься прошедшей печали.

Но только когда ты сама захочешь улыбнуться и открыть глаза. Потому что теперь ты медвежонок и большая медведица и можешь поступать так, как ты сама захочешь.