June 5

Пора выходить на подиум….

Наталья выглядит, как образчик современного понятия «бизнесвумен» -ухоженная, стильно одетая, деловая, цепкая. Взгляд сконцентрированный, манера говорить – уверенная. Я не могу представить, с чем она к нам пришла. Кажется, что ей должно легко удаваться держать собственную жизнь под контролем.

– У меня запрос такой: я уже много лет работаю в схожих сферах: маркетинг, пиар, реклама, консалтинг, сейчас – коучинг. И я работаю на проектах. Я вхожу в проекты, стартапы, как руководитель, запускаю, может быть, на полгода, на 3 года в зависимости от формата проекта. Там деньги, там платят, но сейчас я хочу отойти от этого и сделать что-то свое, больше чужие проекты не развивать. И меня не драйвит. Все умею, все знаю, инструментов много, стратегия есть, понимаю, как себя можно продвинуть, несколько стратегий есть, как это можно сделать, знаю, что я люблю, знаю, где сильна, но вот на свое не драйвит.

– Вы много раз повторили слово «знаю», «понимаю». Настоящее прекрасное горе от ума.

– Да, согласна.

– Вы все пропускаете через свою голову. Раз уж у нас такой разговор пошел чуть-чуть приземленный, увидели мужчину, который вам понравился, и сразу нашли, как опытный консультант, в нем 36 недостатков.

– Могу.

– И 14 пунктов, как можно его улучшить.

– Да.

– На этом драйв закончился.

– Да.

– Включился прекрасный, защищающий вас критик, который вас ставит в положение безопасности. Я все знаю, голова работает, как машина. Толку от этого? Избыток этих умственных операций, когда все переводится… Ваша валюта – все оценивать и все время думать. Если б вы были арифмометром, вам бы цены не было. Вы бы на рынке стоили дороже всех. Но вы живой человек. А вы продавать ведь не любите. Вам не кажется, что прямой ответ, где деньги – это все-таки разобраться в том, почему я хочу делать и быть экспертом, а не хочу продавать?

– Я с этой стороны как-то не видела, не смотрела.

– Ведь ясно же, что, когда продали вас, и вас продали в команде, вы получаете четверть того, что могли бы получать, если бы продали себя сами. Половину, в лучшем случае. Скорее, четверть. А если вы что-то сделаете свое, тогда, выходит, вы отвечаете за продажи, то есть там либо пан, либо пропал. А вы не любите проигрывать. Вы должны играть только в те игры, где гарантирован практический выигрыш. Это еще одна ваша особенность: вы хотите гарантировано выигрывать. Вы знаете такую лотерею, где все лотерейные билеты выигрывают? Нет таких лотерей. А вы хотите так. Беспроигрышно. Первое: продавать себя не хотите сами. Это для вас грязноватое дело. Второе: рискованно. Вы хотите заведомо получать некий статус умницы и красавицы, чтобы кто-то вас продал, а вы пришли и этот статус подтвердили.

– Я сама себя продаю, но здесь вы правильно увидели.

– Вы себя допродаете.

– Да.

– А на первом этапе ледоколом продажи являетесь не вы.

– Да, ко мне приходят уже гарантировано.

– Вот это ответ. Если все при вас, станьте ледоколом продаж в своей области. А для вас важно не получить отказ. И вообще кто вы такая? Вы бы не тушевались. Потому что, когда вас принимают на первом, втором, третьем шаге, вы расцветаете. А когда вам говорят: да ладно, ты кто такая – вы увядаете. Вы очень чувствительны к таким поверхностным оценкам. А если бы вам было плевать, и вы бы могли поднять цены в 2 раза, а работать в 2 раза меньше, это был бы для вас азарт.

– Да, был бы…

– Сочетание такое: хочу, чтобы все было подстраховано, и чтобы меня уже продали, а потом я приду и покажу, что я могу еще что-то больше, а потом я еще пну ногой того, кто меня продал, потому что он не так меня еще и продал, все это в сочетании снижает вашу энергетику внутри «где деньги».

– Круто…

– Спрашивайте. Я выключаю дневное зрение, всматриваюсь в человека и считываю свои собственные сны про него, а в них есть сны этого человека, и я говорю о ваших субъективных качествах, которые мы приземляем уже на какие-то дневные обстоятельства. И моя задача - чтобы каждый из нас стал лучше себя чувствовать, лучше себя сканировать. А вы еще к тому же боитесь одиночества. Когда вы в команде, и вы в команде звезда, это вас греет. А если вы одна, это вам не нравится. А если бы вы начали создавать летучие команды, то вы были бы сильнее.

Вот здесь, Док, пожалуй, самое интересное и кроется – как вы это делаете, какую задачу перед собой ставите.

– Команды? Можно чуть-чуть прояснить?

– Вы любите, чтобы у вас был хороший готовый набор.

– Да.

– Вася делает это, Нина делает это, на Леночку я могу положиться, Коля сделает все, что я ему скажу и так далее. Вы приходите, и в вашей элегантной сумочке есть набор готовых фломастеров. А если вы знаете, что у вас фломастеров не хватает, но вы напродаете с три короба, а потом найдете себе новую Леночку или новую Ириночку, вы становитесь внутри себя быстрее и драйвовее.

– Да. Когда неизвестно и нужно разруливать по ходу, мне это очень нравится.

– Это вам и надо. Когда у вас есть блеск в глазах… А когда у вас все предсказуемо, вас уже продали и деньги не такие большие, и опять вроде бы вы звезда, а тем не менее, вы на второй роли, вы быстро начинаете скучать. И перестаете давать высокую отдачу.

– Да.

– Вот это картинка про вас.

– Правильно ли я поняла, что эта история с продажами - стать ледоколом продаж?

– Да.

– Это вопрос отношения к продажам?

– В том числе это вопрос отношения к продажам, к риску, отчасти, к неопределенности. Вы ведь в начале, как всегда, бывает, не только на твердой почве, а вы еще немножечко выпускаете веселящий газ и имитируете то будущее, которое возникнет. Не секрет, что маркетинг — это отчасти, имитация, а не строгая наука. Вы идете, как в цирке, по канату. И балансируете каким-то шестом.

– Но балансировать мне как раз не комфортно.

–  Конечно, вы же любите уверенность типа: по твердой земле, когда уже кто-то продал, все договорились, а вы уже там по твердой земле, невзначай помахивая сумочкой, что-то допродаете. Нет, надо по канату походить. Вам нужна драйвовость юной профурсетки.

Но, Док, послушайте, как раз этого в ней нет ни грамма. Откуда ей взять эту самую драйвовость?

– Хорошо. Тогда как мне усиливать эту профурсетность?

– Рисковать. У вас много сил уходит на чувство внутренней подстраховки. Если в этом автобусе нет 5 свободных мест, я в него не сяду, потому что я всегда хочу пересесть на какое-то другое место, если мне здесь почему-то не понравится. Потому что вы чувствительны. Здесь не так улыбнулись, тут не так запахло, там что-то не сложилось. Вы очень чувствительны к нюансам. И чтобы вас ничего не коробило для вас важнее даже, чем большие деньги.

– Да.

– Если вы такая идеальная рыбка, которая плавает только в чистом пруду, то таких чистых прудов, в которых водятся деньги, в 5 раз меньше, чем прудов вообще. Потому что деньги часто водятся там, где пруды не слишком чистые. А вы хотите плавать чистой рыбкой.

– Я так понимаю, «рисковать» касается всех сфер жизни?

– Если вы говорите про личную, то особенно. Вас никто не посылает на панель, но встретиться, пофлиртовать, пошутить, провести полчаса в какой-то неопределенной компании было бы полезно. И то же самое, конечно, в рабочем проекте. Оттого, что вы показываете, что вам партнер в чем-то интересен, вы как бы инвестируете в возможное продолжение тех или иных нюансов. А вы, себя страхуя, на всякий случай отбираете кучу недостатков, что здесь не так. Будь то мужик, будь то проект, будь то какая-то команда и так далее. На всякий случай вы во всеоружии. У вас внутри вашей сумочки 15 камней, которые вы при случае могли бы бросить.

– Какой ужас.

– Нет, почему? Это не ужас. Это описание ваших особенностей.

– Да, это прекрасно.

– Я же говорю вещи, чтобы они были вами узнаваемы.

– Я представила сумочку, камни…

– Это и есть разновидность горя от ума. Умная, а хотелось бы, чтобы немножко от ума мы сдвинулись к чувственности. Вы развлекаетесь в проекте, на свидании, в разговоре о команде. Ваш бич — это скука.

– Да, теперь я понимаю, откуда скука. Звучит здорово.

– Как только вы опять начинаете про себя отмечать, что у него не так, мог бы быть повыше, вообще лысоват, не так уж скромно это сформулировал, вы набираете себе очки, вы себя возвышаете, а его принижаете. В итоге что с этим мужиком делать, когда он вообще-то под плинтусом, а я «ого-го какая»? Свидание закончено. Следующий.

– В моем случае я еще девочка по домострою. Я собиралась замуж всегда, даже когда он мне не нравился. В него полетели все камни, но мне нужно было идти замуж, поэтому убедить себя, почему надо…

– Это же с одной стороны заставляешь себя идти в домострой, а с другой стороны собираешь камни.

– Да.

– В результате оказывается, что домик стеклянный, и его можно разрушить камнями, и запас камней великоват.

– Да. И с проектами та же история, что уже скучно, уже минусов много, но я все еще там остаюсь, потому что обещала быть.

– Да. Ну, так меньше обещаний. Вы можете искать недостатки, но превращать их в виртуальные какие-то карикатурные особенности. Рисовать карикатуры, чтобы ваша в хорошем смысле «глазастость» давала некую возможность выхода энергии через агрессию. Агрессия виртуальная, в виде карикатуры, в виде насмешки, необязательно высказываемая. Но она, тем не менее, выражена как-то, а не подавлена в себе. А вы хорошая девочка, которая все про себя понимает, сказала бы 1001 критику, но промолчала и ушла. И все эти лягушки остались внутри. Это отнимает энергию.

– Вопрос хорошей девочки: вы сказали: меньше обещайте. Но есть же обещания. Когда ты входишь в проект…

– Обещайте сколько угодно. Просто важно, чтобы эти обещания не ложились на вас же грузом.

– Ложатся.

– А то вы наобещаете, потом надо выполнять, а это уныло. И отсюда опять возникает разновидность скуки.

– Что делать с обещаниями?

– Контролировать себя, не пытаться быть лучше, чем вы есть. Вы и так хороши. Понравится – съедят, не понравится – все равно выплюнут. Меньше старайтесь им понравиться. Пусть им нравится ваша улыбка, ваш взгляд сбоку, ваше прекрасное каре. Куча вещей, которые у вас уже есть. Ненужно еще все время выдумывать, чем бы еще эту сволочь соблазнить.

– Привычно, да. Надо было быть умной и как раз соблазнять умом.

– Пора начать играть. Меньше доказывать, а больше красиво двигаться по этому подиуму, где бы он ни был. В консалтинге, в маркетинге, на свидании. Кому вы понравитесь, вы понравитесь без лишних стараний. Картинка у нас есть.

– Да. Спасибо.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ – Про камни в сумке была очень впечатляющая метафора. Впечатляющая и пугающая одновременно. Выходит, горе действительно от ума? Меньше продумывать риски, больше действовать? Вроде бы элементарно, Док. А вот сама она до этого дойти так и не смогла, хоть и коуч.

– Конечно, не смогла. Мы себя со стороны не видим.