May 27

Идеализация-скука-обесценивание (Кейс ДКЛК)

*Все имена героев, даты, географические и торговые названия изменены, любые совпадения с реальными людьми случайны*

Вторая встреча делового клуба началась с разговора с Борисом. Борис не в первый раз участвует в групповой программе Мастерской, но впервые в составе годовой длительной группы. Борис программист, причем весьма успешный, но в последнее время он начал замечать за собой усталость от компьютеров. Ищем новые направления и источники вдохновения вместе.

Интро

– Борис, как у вас дела?

– Дела хорошо, но ощущаются, будто плохо, как погода.

– Какой точный ответ. Дешифруйте это, пожалуйста, на каком-то конкретном примере.

– По фактам вообще все прекрасно. У меня вся семья уехала в Бразилию, я тут один, отдыхаю, у меня отпуск. Позавчера приехал из лесов, был в несколько дней у знакомых. Там были всякие расстановки, шаманство, баня. Нашлись интересные проекты…Ко всему этому сейчас еще появилось несколько интересных офлайн-проектов. Не эти компьютеры, а что-то настоящее.

– Как интересно. Что такое настоящее?

– У нас знакомый появился, он хочет открыть кофейню. Нашел строителя, посчитал. У него это все как-то радужно получилось. Мне кажется, там где-то недосчитано.

– А в этой истории кто? Какова ваша роль в этом?

– Дать денег и смотреть, что происходит.

– Да, незавидная роль.

– Мне нравится. Я беру на себя некоторый финансовый риск, но зато от меня не ожидается, что я буду совершать некие действия 1-2-3. Я, наоборот, очень рад.

– То есть, жизнь заиграла неожиданными красками.

– Да. Если все пойдет хорошо с этими кофейнями, это может оказаться выходом, как мне наконец-то этими компьютерами хоть какое-то время не заниматься.

Сопутствующая тревога

– А почему вы так хороши в компьютерах и так их ненавидите?

– Устал очень.

– Вам снятся компьютеры?

– Нет, но уже как-то слишком много.

– Мы с вами ищем пересекающийся смысл в том, что мы говорим. Я слышу вас следующим образом: во-первых, вам важно, что вы получаете некий объем физических ощущений вроде обертываний, сауны, продираться, как медведь, через лес; а во-вторых, и это существеннее, когда вы занимаетесь своей основной работой, у вас есть сопутствующая тревога: вроде бы всё делаю, а неохота, а можно ли это сделать легче или быстрее. Борис, я правильно говорю, как вы думаете?

– Не совсем. 1-ю часть — да. Про компьютеры. У меня достаточно рядовая, простая должность. Я работаю почти всегда один, мне это уже надоело.

– У вас рядовая должность, которая позволяет вам посылать семью в Бразилию, самому ехать в леса, давать деньги на кофейню. Не такая уж рядовая позиция.

– Она сложная. Я не говорю, что она простая. Но в том плане, что работа у меня понятная. Сложная, но понятная. Типа вот есть нейрохирург. Взял, операцию сделал. Не просто, сложно. Надо что-то знать, разбираться в каких-то вещах.

– А у вас работа дворника.

– Нет, у меня тоже нейрохирургическая работа, только с системами компьютерными.

– Почему вы ей недовольны?

– Во-первых, там все очень сложно, и у меня сложность не вмещается в голове. Единственный вариант, как это уместить в голове, — провести там 5 лет. Лучше 8. А мне жалко этого времени. Я не хочу оставаться так долго. Чтобы достичь состояния, когда можно открыть ногой дверь, зайти и сказать: так, все, сегодня мы делаем вот это, всем рассказать, что делать – для этого нужно очень много знать.

Мастер обесценивания

– Если вы там пробудете эти самые 5-7 лет, сколько вы будете зарабатывать?

– Кстати, не слишком вырастет мой доход. Почти половина уйдет на налоги.

– Половина уйдет на пессимизм.

– Почему?

– Потому что вы мастер обесценивания. Вы говорите это с такой гримасой — это разве деньги, по сравнению с моими бессмертными 7 годами, да еще и на налоги много уйдет.

– Нет, в этом плане вы правы, конечно. Немножко другое, что эти даже кофейни, если их несколько штук открыть, они те же деньги будут давать без всяких усилий.

– Есть некая понятная формула: идеализация. Одна кофейня есть, 3 кофейни есть, 5 кофеен есть, и все работает, как часы. Прекрасная идеализация. Тем более пришел знакомый, который все так хорошо посчитал, что даже если пессимизм отъест от этого четвертушку, все равно отлично получается.

– Ощущается, что так, да.

– Стадия идеализации.

– Да.

– Дальше наступает короткий этап, когда возникают легкие сомнения. Что-то он там не досчитал. До 3-й кофейни пока не добегаем. 1-я кофейня как-то вдруг становится убыточной, и мне как-то на душе грустно. Не открыть ли мне шахматный клуб? Там все просто светится деньгами.

– Нет. Почему?

Идеализация-скука-обесценивание

– Я сейчас не только про кофейню. Я имею в виду, что за этой идеализацией наступает скука, потому что, вообще-то говоря, компьютерами заниматься скучно, кофейнями, конечно, заниматься весело, но может оказаться, что тоже скучно.

– Конечно. Это я понимаю.

– Дальше наступает обесценивание. Потому что раз скучно, что тогда тратить молодую жизнь на компьютеры, кофейни шахматный клуб, который я уже попробовал? Нужно искать что-то другое.

– Нет, не согласен.

– Если представить себе, что есть эта внутренняя формула из 3 частей, идеализация, скука, обесценивание, она будет приложима к любому виду вашей деятельности. В этом смысле, если мы при входе меньше идеализируем, то кофейня сожрет меньше инвестиционных денег. Но у нас крайность. С одной стороны — идеализация, а с другой стороны — пессимизм. Если ничего не делать, превращаешься в болото.

– Так и есть, да.

– Лучше потерять на кофейнях, чем прозябать.

– Да.

– Может быть, вам открыть центр пеленания?

– Может быть, не знаю.

– У нас на стене, между шкафом и картиной, весит такая плакат со схемой: идеализация, скука, обесценивание. И мы сверяем с этой схемой любой наш новый проект. А ниже лежит другая схема: ничего не делаю, попадаю в болото, а если начинаю делать на основе идеализации, вылетаю в трубу.

– Почему?

– Потому что идеализация, скука, обесценивание и новый виток.

– Я хочу не согласиться. Что-то мне не нравится. Мне кажется, оно все не так немножко работает.

– Когда вы говорите о нейрохирурге, вы говорите о том, что человек что-то делает руками, а не только в голове. И я тем самым вас спрашиваю: а если все-таки что-то делать руками и как бы погружать свое тело во что-то неожиданное, то это, вероятно, избавляет вас от хмури и озабоченности. Потому что согласно моей гипотезе, вы устаете не от компьютеров, а от озабоченности, которая тяжелым облаком поднимается вокруг ненавистных компьютеров.

– Вернулся я в понедельник, а озабочен я уже сегодня, в среду. Быстро возвращается.

– Потому что озабоченность — очень важный ваш характерный демон. Он легко возвращается. Причем, это не белый гордый гриб, а опята. Несколько демонов вместе: и озабоченность, и недовольство собой, и сомнения, и ощущение, что вы живете не так, и ощущение, что рядом люди живут лучше. Это целый букет опят. Хорошо бы с помощью мелкой моторики их собрать и зажарить, а не давать им расти в голове.

– Как их притормаживать?

– Мы вовремя спохватываемся. Демоны пришли, и нам нужна какая-то физическая история. Может быть, пойти душ принять. Хоть 2 раза в день, хоть 3 раза в день. Может быть, пойти, слегка пробежаться, может быть, начать что-то делать, как будто на пяльцах, вышивать. Нам нужна мелкая моторика, телесная включенноссть и перехватывание вовремя накапливающейся озабоченности.

– Я попробую, спасибо. В следующий раз поделюсь результатами.