July 16

Что, если теряешь смысл жизни…

*Все имена героев, даты, географические и торговые названия изменены, любые совпадения с реальными людьми случайны*

– Мы хотим поисследовать, как нам так желать, чтобы это исполнялось. Ольга, давайте с вас начнем.

– У меня 2 вопроса на сегодняшнюю встречу. Есть желания, которые я пишу ежегодно. Например: бросить курить, похудеть. Есть такие классические задачи, и я их, получается, переношу из года в год, потому что они не исполняются. И второе. У меня сейчас такой период в жизни, когда все хорошо. Задачи этого года максимально выполнены. Купила квартиру, хочу поменять машину, продала, не купила новую и тоже кайфую: личный водитель. Вроде все хорошо, семья, полный достаток в доме. Что бы такое захотеть, чтобы новые силы появились, новую цель увидеть? Машину я продала из того, что да, хорошая машина, но вроде как по статусу, наверное, надо даже и получше. И без нее, оказывается, красивее и вкуснее. Как поставить правильно задачу, когда ты в зоне комфорта? Как поставить задачу, чтобы к ней идти было волнительно и интересно? В части путешествий. Полгода уже все прописано, все билеты куплены. Что захотеть такого, чтобы – вах – и с новыми силами?

– Очень хорошие вопросы. Когда вы были совсем девочкой, насколько ваша жизнь была регламентирована, а насколько спонтанна?

– Наверное, больше было регламента, больше указаний родителей, спорт. Все в регламенте у меня было. Спонтанности тоже были. Я достаточно креативная и дерзкая по жизни. Приключения на свою мягкую точку я всегда находила и сейчас нахожу. Скорее всего, я жила все равно в рамках.

– Вы же понимаете, что свой вопрос я задал не случайно.

– Да.

– Получается, что и сейчас у вас все пятерки по разным пунктам вашего регламента, но тем не менее, это некий табель определенных предметов. По каждому предмету, машина, квартира, семья, социальные достижения, у вас пятерка. Это регламент. И мне кажется, что возможный ответ на ваш вопрос заключается в том, что помимо безусловных и позитивных вещей в регламенте, важно понять какова может быть пропорция между правильными целями, задачами, регламентами и некоторой вашей, возможно, чуть большей, в пропорциональном смысле, спонтанностью, неожиданностью, разрешенностью себе и ленью.

– Я просто в том числе и вас много слушаю и читаю. Последние полгода я практикую такое, что могу не прийти на работу какое-то время и делать вообще абсолютно не то, что регламентировано. Какие-то спонтанные вещи я себе позволяю. Я не могу сказать, что я прямо…

– Разумеется. Вы начинаете свой ответ чуть-чуть с оправдания: я стараюсь, я выхожу из регламента. Но мы же сейчас с вами исследуем некую пропорцию между «надо» и «хочу». И когда у тебя есть прекрасное «надо», и ты достигаешь поставленных целей, вы сами сказали «я ставлю цели», некоторые цели чуть-чуть сопротивляются. Если говорить про нашу задачу, то хороший прием – не просто иногда приходить на работу позже, это одна из наших целей – быть более гибкой. Предположим, 1 день ты ходишь на фитнес вместо работы с утра, а 1 день ты уходишь раньше. Это вопрос некоторой для себя разрешенности, как будто бы ты одновременно и вырос, но и наверстываешь несколько более зарегламентированную юность, чем тебе хотелось бы.

– Да, юность действительно была у меня более правильной, чем мне бы хотелось. Может, там и есть, что наверстать.

– Конечно, есть. Но есть еще такой простой прием: ты решаешь, что каждый час 5 минут ты посвящаешь освобождению и дуракавалянию. Вот ты на пять минут встаешь, при этом регламент сохраняется, ты по-прежнему строгая девочка, и уходишь из зоны отличницы: я все делаю, как надо, я достигаю целей. Без пяти минут 12 – Золушка знает, что в это время нужно уйти с бала. И вот вы 5 минут в час тратите на то, чтобы лениво в ванной причесать свои красивые волосы, просто получить удовольствие от процесса с этим гребнем, или вы поднимаетесь на какой-то высокий этаж и смотрите куда-то вдаль, у вас возникает перспектива чисто зрительная, физическая, вы зрение расфокусируете, или вы достаете какой-нибудь красивый, не имеющий отношения к делу, альбом и рассматриваете красивые картинки. Лучше, если это натурально, а не в гаджете. И все-таки вы в контакте с чувствующей собой.

– Мне это не так просто всё сделать – я начинаю думать о том, сколько продуктивного времени теряю, о потенциальных убытках. И эти мысли всё портят в конкретный момент.

– Разумеется. У нас есть внутренний демон, в результате действий которого у вас легко возникает чувство вины. Вы же сбежали с уроков и делаете это каждый час. Вы и так чего-то не успеваете. Имеете ли вы право делать не совсем понятно что и вообще валять дурака? Этот демон вас подстерегает. Чувство вины — это же контроль, который перешел от любящих родителей к вам, а потом вы сами его в себе укоренили, а потом у вас есть цели и задачи. Но зато есть преимущество: если вы будете давать себе эту разнарядку и выход в неопределенность, то вы зато, скорее всего, если возвратиться к тому, чтобы похудеть или перестать курить…

– Брошу и похудею?

– Иногда вкусно поесть или покурить — это то, что принадлежит лично вам. Это и есть сегодняшний побег с уроков, потому что сигарета дает право сбежать и переключиться. У вас к этому, конечно, двойственное отношение: вроде бы и вредно, но ведь приятно. Вы же имеете право на эту паузу. Я думаю, что дополнительным преимуществом, если вы отпустите себя в эту легкую, пусть регламентированную, но в этих окнах свободную ленцу, прогулочную, пятиминутную, станет тот очевидный прикуп, что вы не будете так внутренне цепляться за возможность покурить и поесть, потому что у вас будет достаточно права на свои маленькие удовольствия, которые так или иначе, у вас возникнут в эти 5-минутки.

– Поняла.

– Для нас всех важно, что, когда мы говорим о желаниях, мы не столько находимся на уровне деклараций или социальной регламентированности жизни, сколько на уровне наших хотелок. Даже если вам будет казаться, что на ближайшие пять минут в этот час вам нечего хотеть, и так все хорошо, вы катитесь по инерции в хороших направляющих. Вы все равно как бы упражняетесь в спонтанности, в жизни только для себя, в ленце. Потому что демон чувства вины, демон «я должна», желание все прописать и воткнуть в регламент вас будут подстерегать, как в сказке.

– В сказке про Красную Шапочку и серого волка?

– В наше с вами персональной сказке. Девочка идет по лесу, и у нее есть всякого рода подстерегающие ее сущности. Нужно быть готовым, что они будут на вас нападать. Да, я не успеваю сделать того, да, я виновата вот тут, да я не знаю, зачем я это делаю. И я обычно всем предлагаю, что, когда на нас нападают такие наши привычки, укоренившиеся стереотипы, маленькие демоны, мы не обсуждаем с ними ничего, не втягиваемся в этот разговор, а делаем очень простые, физические действия.

– Какого рода действия? Поприседать?

– Мы расправляем плечи, для примера, мы глубоко выдыхаем, мы крутим своей головой и убеждаемся, что шея очень спокойная, гладим себе по голове и, например, говорим себе: Елена – свободная девушка. Не в смысле, что она все бросит и уйдет куда-нибудь тропой Будды, в том смысле, что на эти 5 минут вы свободны. И не продолжая разговор с демонами, а переформатируя свой компьютер, свои привычки, мы переформатируем свой привычный контроль. Мы отпускаем себя. И тогда внутри этих пятиминуток, которые мы сейчас обсуждаем, рождаются истинные желания.

– А как мне их услышать? Разглядеть?

– Просто спрашиваешь себя: а чего я сейчас хочу? Это не большие социальные вещи, вроде машины, квартиры, возлюбленного, замка и путешествия, это маленькие хотелочки. Мы хотим с вами вырастить эту красивую траву маленьких желаний. Чего я сейчас хочу? И вот вы в течение дня себе сколько-то раз, минимум шесть, задаете этот вопрос: а чего я сейчас хочу? Я, например, для себя иногда отвечаю на этот вопрос так: хочу ходить босиком по траве. В моем воображении, у нас так устроен мозг: уже то, что я это отчетливо себе представил, вообразил, почувствовал, перевело меня в разряд получившего это. Возможно, я сниму ботинки под столом и буду сидеть, просто разминая пальцы. Вот идет совещание, вы серьезная Елена, вы вроде бы вся из себя подтянутая, но вы сняли туфельки, и в этот момент никто этого не видит. Ваши ножки свободны. Они как будто бегут по дорожке. Вы маленькая Леночка, которая вполне себе так живет. Это зоны свободы, и в них, благодаря тому что мы договорились с собой об изменении меры контроля, возникает ваша спонтанность, и идут желания. Вот такая история. Как вам она, отзывается?

– Она мне очень отзывается. Но может быть, у меня слишком логический ум. А вот, например, вы сказали, что каждый час позволять себе такую 5-минутку. Это внести в свой регламент, грубо говоря, без 10-и какого-то времени?…

– Да.

– Эти 5 минут начинаются, и где бы я там… На совещании…

– Это некий компромисс, потому что на данный момент регламент управляет вашей жизнью. Но внутри этого регламента, внутри этих клеточек 10 на 10 см, появляются 1 на 1 см или 1 на 1 мм. И в этих пятиминутках вы рисуете свободно. Это ваш маленький, разрешенный побег с уроков, и внутри этого есть новое соотношение определенности, то есть, заданных себе задач, и некой свободы и неопределенности. Вы выращиваете это в себе. Это здоровая рассада, которая, так или иначе, потом заполнит и другое пространство. Вы будете делать то, что как бы предписано, но со своим добавленным авторством, и внутри этого появится чувство права на желания и больше свободы. И тогда, соответственно, не нужно будет обязательно убегать… Когда я курю, это мое, а когда я не курю, это я должна. Когда я спонтанно ем, я ем, а когда я не ем, я должна. Это соотношение между «надо», «должна» и «хочу» необходимо сдвинуть в сторону «хочу». Если нам это удастся сделать на 5-7%, вы почувствуете право желать. А сейчас вы хорошо выполняете поставленные задачи.

– Да.

– Ответ на то, где желать, находится в сфере: это я хочу для себя, а то я хотела для мамы, для детей, для мужа, для начальника, для карьеры. У вас везде существуют примеры контроля и исполнения. Я выполнила на 5. Все, пойди поешь. Я выполнила на 5. Пойди покури. Мы хотим с вами не то, чтобы совсем уйти из регламента и стать анархистом, но мы хотим получить право на это свое «я».

– Можете привести пример дуракаваляния?

– Вы можете пойти в ванную и скорчить несколько гримас. Просто поиграть со своим лицом, чтобы не быть очень серьезной. Это тоже вопрос регламента. Не резких гримас, а просто право на свое лицо. Вы на кого-то разозлились, так бывает, это нормально – вы пошли и скорчили рожу этому человеку. Вы нарисовали в своем волшебном блокнотике карикатуру. Неважно, насколько хорошо вы рисуете. Вы, в конце концов, засунули руку в карман и скорчили дулю. Здесь очень важно реагировать быстро, незаметно, спонтанно, не задерживая реакции. Кто-то вас слегка разозлил, понятно, что это можно подавить, но мы биологически это подавляем, задерживая дыхание, напрягая в себе. У нас очень большая часть нашей животной жизни сохранилась до сих пор. И когда мы слишком жертвуем этим ради социальности, мы накапливаем напряжение.

– Думаю, что да, напряжение я чувствую.

– Вот это дуракавалянию. Это не то, что является слишком странным и заметным для других. Но это, тем не менее, нарушение жесткости регламента, откладывания своих непосредственных реакций. Это та мера маленькой неопределенности, спонтанности, свобод и неожиданности, которую мы себе позволяем без нарушений большого этикета или большого регламента. Потому что человек, который, в принципе, привык быть довольно контролирующим и скованным, даже когда он едет в путешествие, которое он сам хотел и выбрал, он все равно внутренне остается, во многом, во власти этих привычных регламентов. Наши привычки напрягать плечи, дышать или смотреть даже в путешествии нас не всегда оставляют. В этом смысле это вопрос меры нашей серьезности. Мы остаемся людьми серьезными, но в меру серьезными, не жертвуя слишком много в пользу социальности.

– Поняла, спасибо.