March 15, 2019

Как перестать ненавидеть себя и начать писать – часть 1: перфекционизм

От редакции:

Несколько лет назад мы узнали о том, что существует книга, написанная специально для писателей, которые «застряли» и не могут писать. В переводе на русский язык она называется «Писать профессионально», по-английски же (как её читали мы – ввиду того, что книгу нигде нельзя было сыскать) она получила название «The 7 Secrets of the Prolific: The Definitive Guide to Overcoming Procrastination, Perfectionism and Writer’s Block». Автор книги – Хиллари Реттиг, писательница, психотерапевт и коуч из Бостона, США, которая уже много лет занимается вопросами организации творчества и, в частности, писательства.

На наш взгляд, это одна из самых содержательных и обстоятельных современных работ, призванных помочь писателям и людям «творческих профессий» выйти из ступора и начать творить свободно и с удовольствием, переживая всю возможную – в каждом личном случае – полноту жизни. Крайне интересными нам также показались советы по написанию диссертаций, которые Хиллари даёт молодым учёным в той же книге – если бы мы прочли их, когда писали свои дипломы/курсовые, все получилось бы намного лучше. Очень важно, что книга Хиллари Реттиг представляет собой не совокупность разрозненных мнений или взглядов, собранных под одной обложкой (чем грешат 99,9% «пособий для писателей») а является читателю в виде грамотно изложенного руководства к действию.

Главными факторами, ограничивающими человека в творчестве, Хиллари считает витающий в обществе перфекционизм (завышенные или попросту нереалистичные требования к себе) и прокрастинацию –всеразлагающее и болезненное «откладывание дел на потом», которое вызывается перфекционизмом и является его прямым следствием. Не вдаваясь в глубокий разбор причин того, откуда происходят эти факторы, она, впрочем, характеризует их действие довольно точно, и даже совершает восхождение от «абстрактных» советов, призванных помочь каждому человеку в отдельности, к более «конкретным» предложениям по преобразованию общества: чтобы творчество в нём превратилось из силы движимой в движущую.

О перфекционизме, писательском ступоре и его причинах мы, с опорой на книгу Хиллари и на другие источники, обязательно выскажемся позже – тем более, что та высокая точка обзора, которую занимает писательница, открывает широкие горизонты для критики. Пока же мы хотим пригласить читателя к самостоятельному чтению книги, предлагая ему наш перевод тематических статей Хиллари Реттиг с её собственного сайта. Разумеется, такие коротенькие тезисные материалы не могут дать исчерпывающих ответов по теме, да и с книгой они просто не сравнимы. Но они могут послужить хорошим началом для размышлений и поиска – если им удастся, как выразился когда-то Зигмунд Фрейд, «пробудить мысль и поколебать предубеждения». Наверное, эту цель (кроме привлечения внимания к книге) преследовала и сама Хиллари в своих статьях.

Первая статья этого цикла – о том, как распознать в себе перфекциониста.

ПЯТЬ ПРИЗНАКОВ ПИСАТЕЛЬСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

1. Успех определяется узко и нереалистично; за любой неудачей следует жёстокое самобичевание.

Этому критерию отвечает, например, подобное утверждение: «Если я не получу пятёрку по этому экзамену (хотя я болел, а учитель преподавал плохо), значит, я – дурак». Успех определяется здесь узко (только пятёрка приемлема), нереалистично (нужно показать отличный результат, несмотря на болезнь и плохое преподавание), а человек жестоко корит себя («я – дурак»).

Впрочем, обычно перфекционисты даже не видят помехи на пути к успеху, так что склонны бессознательно думать так: «Если я не получу пятёрку – значит, я дурак».

Заметим, что перфекционист воспринимает свои неудачи гораздо более суровыми, чем они на самом деле есть. (Смотрите характеристику «негативность» ниже)

Другие примеры:

«Я должен преуспеть в этой работе, хотя у компании нет достаточных ресурсов, а мой босс хронически неорганизован. Если я не преуспею, то я – неудачник».

«Если я не пожертвую всем ради детей, то я ужасный родитель».

«Если я не буду заниматься каждый день, значит, я лентяй».

«Если моя книга не продаётся хорошо, значит, я плохой писатель».

Обратите внимание, что «нереалистичные стандарты» – не то же самое, что «высокие стандарты». Высокие стандарты нормальны. Также отметьте, что содержание «нереалистических» и «высоких» стандартов отличаются у разных людей и даже у одного и того же человека в разные времена. Кроме того, то, что отличает нереалистичные стандарты от высоких, может быть мерой тому, скольким Вы готовы пожертвовать для достижения своих целей или вложить в них.

Жёсткое самобичевание проходит в форме грубого внутреннего диалога, похожего на следующий: «Да что со мной не так?! Это же легко. Все так могут. Почему я такой ленивый и неорганизованный? Если я не соберусь, все увидят, какой я неудачник».

2. Грандиозность, или неявная мысль о том, что задачи, сложные для других, окажутся лёгкими для вас.

Например:

«Моя книга написана на актуальную тему, а поэтому должна продаваться хорошо!»

«Почему я не могу быть такой же стройной, как Джейн? Да, она менее загружена делами, нежели я, из-за чего она проводит больше времени в спортзале. Хотя, нет: я так же загружена, как она!»

«У меня в жизни сейчас полный дурдом, но я все равно очень хочу ходить на этот кружок. Он займёт всего лишь час в неделю. Просто нужно работать по четвергам немного быстрее, вот и всё».

«Наш продукт настолько классный, что мы должны вытеснить с рынка всех конкурентов!»

Отметьте, что в каждом из этих случаев присутствует «момент рационализации» – он свойственен всем людям, подверженным грандиозности. Но при ближайшем рассмотрении их аргументация не выдерживает критики.

3. Недальновидность, в смысле «сейчас или никогда» или «сделай или умри». А ещё – преувеличение значимости: текущего момента работы для всей задачи; отдельной задачи для проекта в целом; отдельного проекта для всей рабочей карьеры.

Недальновидность приводит к тому, что перфекционисты напрочь упускают то обстоятельство, что все ошибки или просчёты, возникающие по ходу дела, можно исправить позже, а потому они всегда излишне паникуют из-за любых шероховатостей в работе (которые неизбежны). Таким образом, перфекционисты испытывают огромное давление из-за возложенной на себя необходимости проделывать невозможную работу во всякий момент времени, стремясь сделать всё и сразу.

Это вырывает перфекционистов из процесса, из того, что уже сделано и что будет сделано, искажает их видение пропорций и перспективы. Для перфекциониста, жизнь – сплошное сверхосудительное «настоящее».

4. Чрезмерное отождествление себя с работой. Когда рабочий процесс идёт хорошо, перфекционист чувствует себя на вершине мира, но когда начинаются проблемы, он оказывается «низверженным на самое дно».

Чрезмерное отождествление себя с работой – вкупе с узким определением успеха, самобичеванием, грандиозностью и недальновидностью, – вызывают у перфекционистов боязнь неудачи, а она – главная причина их прокрастинации.

И последняя характеристика перфекционизма…

5. Зацикленность на результате (а не процессе) и на внешних наградах. Перфекционисты помешаны на том, насколько замечательными окажутся результаты их усилий и на том, какую награду они получать. Наградой может быть хорошая оценка, продвижение по службе, публикация в известном журнале, обзор их деятельности на передовицах газет, – или, говоря в общем, деньги, слава, любовь и/или уважение.

Неперфекционисты, напротив, фокусируются больше на работе как таковой и от удовольствия, которое приносит её выполнение. Если оценки, публикации, деньги и т.д. приходят к ним, то они тоже счастливы, но это не главная цель для них.

Зацикленность на награде вдвойне рискованна, потому что тогда ваша самооценка отдана на чужой откуп (клиентов, критиков, любимых и т.д.).

ЕЩЁ ДЕСЯТОК МЕЛКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРФЕКЦИОНИЗМА (НЕКОТОРЫЕ ИЗ КОТОРЫХ МОГУТ БЫТЬ КРАЙНЕ ВАЖНЫ ДЛЯ ВАС!)

  1. Навешивание ярлыков. «Почему я такой ленивый?» «Я ничтожество». «Я слабак». (Да, я знаю, что порой сама навешиваю ярлыки в своей работе – называю кого-то «перфекционистом» и т.д. Я делаю это для краткости, когда пишу, однако избегаю в разговорах или во время преподавания).
  2. Преувеличение – «Я худший родитель». «Я полный неудачник». «Это худшая статья, которую я когда-либо написал».
  3. Зацикленность – когда перфекционизм принимает формы неизбежно повторяющейся самокритики. «Я не могу написать диалог». «Я не понимаю математику».- Перфекционисты судят себя очень строго, так что их обвинениям даже не нужно быть правдивыми для того, чтобы образовалась зацикленность.- Порой зацикленность начинается с травмирующего неприятия или критики, особенно когда они получены от лица, которому Вы доверяете: учителя, редактора, начальника или другой значимой для Вас персоны.- Зацикленностью также есть навязчивое желание оценивать себя по бессодержательным понятиям вроде «талантливость» или «самобытность», подобным им меркам и определеням, а также по произвольно взятым целям.
  4. Деление мира на чёрное и белое, без оттенков и полутонов. «Я неудачник» (А не победитель). «Мой рассказ ужасен.» (А весь ли? Или всё-таки есть хорошие моменты, как это часто бывает?).- Перфекционисты порой мыслят мир только двумя категориями успеха или провала. Так, студент может воспринимать любую оценку как провал, если эта оценка не пятёрка. Писатель, читающий в целом положительный отзыв на свой рассказ, видит рассказ в целом провальным, если в отзыве есть также некоторые критические замечания.
  5. Состязательность/Сравнение. «У Мелиссы дети преуспевают в изучении английского, так что мои тоже обязаны». «Троллоп вставал каждое утро и писал 2500 слов в день перед тем, как взяться за основную работу, потому я тоже должен так делать».- перфекционистские сравнения неизбежно содержат изъяны. В примере с писателем Энтони Троллопом, например, полностью игнорируется то, что он а) был довольно необычным человеком; и б) имел преимущества всех богатых викторианских джентльменов, включая домашних слуг.- перфекционисты сравнивают себя с идеализированными версиями своих ролей. Будь то художник, который считает, что должен быть невероятно креативным каждый день (что бы это ни значило), или активист, считающий, что должен «принести в жертву всё» (точно так же) ради своих целей, или ребёнок детей-мигрантов, который считает своим долгом «никогда не разочаровывать» (снова непонятно) своих родителей, или же родители, считающие, что «надо отдать всё» (вновь и вновь!) своим детям. Собственно, такой вид сравнений – лучший источник несчастья и непродуктивности. И наконец…- перфекционисты сравнивают всякого себя с тем собой, который находится на пике продуктивности. Так, атлет сравнивает свои текущие результаты с пиком, который был двадцать лет назад. Писатель сравнивает свои будничные результаты с тем днём, когда однажды получилось написать 5000 слов за раз. Оба сравнения нерациональны. Вместо тоски по своим былым рекордам, лучше подумайте, как Вы их достигали и попытайтесь воссоздать те же условия. А если Вы не можете (например, потому что Ваше тело уже на двадцать лет старше), то примите это как данность и прекратите сравнивать.
  6. Бессознательный процесс. Перфекционисты часто импровизируют и полагаются на интуицию вместо того, чтобы пользоваться проверенной стратегией, а потому нередко ошибаются. Частично это случается из-за их грандиозности (см. выше), но это также результат их привычки ограничивать себя из-за стыда. Подобное ограничение свидетельствует о том, что у них нет наставников или коллег, которые могли бы им помочь.
  7. Нездоровое преувеличение значимости обычных рабочих событий. «У меня был непродуктивный писательский день, так что я не настоящий писатель». «Мой ребёнок сегодня вёл себя ужасно, значит, я ужасный родитель». «Мне было сложно разобраться с финансовыми отчётами, так что я ужасный бизнесмен». У каждого бывают плохие дни и есть области, в которых он недостаточно компетентен, однако перфекционист воспринимает это как доказательство своей несостоятельности.
  8. Негативность. Перфекционисты часто недооценивают себя, свои достижения, чужие достижения, а также желание других людей помочь им. Это более серьёзная проблема, чем кажется на первый взгляд, потому что не только деморализует и демотивирует, но и может оттолкнуть других людей.
  9. Твердолобость. Перфекционисты настаивают на одних и тех же нерабочих решениях снова и снова. «Я должен выполнять свою работу в моей забитой, душной квартире, кричащими родственниками и моргающим телевизором. Я должен, должен, должен! И я буду сидеть здесь, пока не получится». (Неперфекционист просто соберёт свои вещи и отыскивает более комфортное место).
  10. «Слепые пятна» / уязвлённая гордость. Даже поняв настоящую природу и серьёзность перфекционизма, многие перфекционисты:- считают эти свойства безобидными причудами и привычками;
  11. – путают «высокие» и «невозможные» стандарты.
  12. – говорят что-то вроде: «Да, иногда я бываю требователен к себе!», а Вы слышите гордость в их голосе, даже если они притворяются, что признают проблему.

Перфекционизм – это ядовитая смесь непродуктивных привычек, поведения и идей. Это НЕ то же самое, что иметь высокие стандарты. Не бывает никакого «хорошего перфекционизма».

ОТКУДА ИСХОДИТ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ?

Мы заражаемся перфекционизмом от общества, особенно от медийных средств, которые используют перфекционизм в продаже товаров. Также нас заражают родители и учителя, пусть и с благими намерениями, но растущими из перфекционистского общества. И чаще всего это сопровождается травматическими отказами, особенно от учителей, лидеров общественного мнения и других авторитетов.

Нередким также является и ситуационный перфекционизм – когда случается нечто, вызывающее у нас «обострение» перфекционизма.

ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ СТЫДИТЬСЯ СВОЕГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА:

  1. Потому, что перфекционизм всеобщ. Практически все страдают от него в той или иной сфере своей жизни. Как уже отмечалось выше, он повсеместнен в нашей культуре, и мы все барахтаемся в этом океане с рождения. Лишь немногие могут избежать этой участи.
  2. Потому, что он захватывает преимущественно лучших людей.Тех из нас, кто небезразличен, кто стремится достигнуть высот, совершать хорошие дела и выполнять обязательства. Это превосходные качества и перфекционизм часто возникает из-за того, что они заходят слишком далеко.
  3. Потому что он преодолим. По сути, работа над тем, чтобы стать меньшим перфекционистом – одно из самых вознаграждаемых занятий, за которые вы можете взяться.

Продолжение следует…