June 10, 2021

Оркестр и валерьянка. Это пережил каждый молодой композитор…

Мечта каждого композитора-новобранца, поступившего в консерваторию — написать нечто бомбически невероятное для симфонического оркестра. И чтоб сразу после премьеры — слава, деньги и любовь! )))

Я тоже когда-то была в рядах таких смельчаков. Почему-то именно сегодня вспомнила свой первый опыт работы с оркестром. Если быть более точной — работал дирижёр, а я тихо сползала со стула и умирала от ужаса. Борис Семёнович, мой педагог и самый лучший в мире профессор, подсел рядышком и, улыбаясь всем своим лицом, спросил: «Вальрьяночки?..» Мне хотелось не валерьяночки, если честно, а коньяку!!! и провалиться сквозь землю. А он хохотал во весь голос.

Практика работы с оркестром такова:
Есть студенческий оркестр и дирижёр, который тоже студент. Если повезёт — аспирант. И есть твоя партитура, обычно первая… вымученная или не очень. Это как своё дитё родное. Вот мамочки меня поймут. Представьте,что своего малыша (партитуру) вы ведёте первый раз в садик (в оркестр) и отдаёте чужой тёте на пару часиков (или дяде-дирижёру). А когда приходите своё чадо забирать — видите его растрёпаным, чумазым, в вязаной кофте при 30-градусной жаре…

Вот примерно такие же ощущения у меня были на первой репетиции. Я даже не сразу поняла, что это уже меня начали играть. Кроме того, репетиций будет всего две-три. Конец учебного года, у всех на носу ГОСы, а у оркестра кроме композиторских сочинений есть своя программа и много-много платных концертов, которые надо играть хорошо и качественно. Застаить солиста выучить партию — это мегасложно. Можно его подкупить — не факт, что выучит… Пригрозить — сбежит или уедет на ПМЖ в Германию никого не предупредив. Умолять… Напоить… В моей симфе было неболльшое вступлением с участием ксилофона. Ударник всё время играл не в том ладу, пропуская ключевой знак и смазывая шестнадцатые. Это было примерно 10 тактов! И я его доставала каждый раз, как только он мне попадался на глаза.

Кому-то повезло меньше. Концерт для кларнета с оркестром. Фактически твоя премьера зависит от одного человека. Возможно это одна из причин, почему не стоит писать для ГОСов концерт с солистом.

Ещё один момент — общение с дирижёром. Не дай Бог вам орать во время репетиции, вскакивать на сцену, махать смычками или ругаться с дирижёром при всём честном народе. Мало того, что вас и вашу музыку возненавидят, так ещё и … отомстят ))) Музыканты — очень циничный народ. Коллеги из Минска рассказывали, как во время записи гос.программы фаготист вышел покурить… И вернулся через пол часа. В партитуре получилась дыра, пришлось спасать новыми технологиями и прописывать отдельно цифровой вариант той самой прокуреной партии. Фаготист остался безнаказан, кстати, и мотивировал тем, что ему за это не платят. Единичный случай, но очень показательный.

В таких вот чудесных реалиях учатся и работают многие музыкальные академии. Поэтому просто примите как факт. Меня сыграли и спасибо, ноты не все на месте, но… ГОСы прозвучали гораздо интересней, чем первая репетиция. Это уже точно.

Цените хороших музыкантов и живите дружно!