June 10, 2021

Экстрим-аранжировка: как мы сделали песню за пол часа до выхода на сцену. Реальная история (!)

Лето в Питере было солнечное, приветливое как никогда. Мы приехали на Международный фестиваль авторской песни. Однако, веселье началось ещё до нашего отъезда из дома. В пригласительном письме, которое пришло на мой
e -mail, был отмечен список вещей, которые нам рекомендовалось взять с собой. В этом списке не было ничего странного, кроме одной детали. Рядом с концертным костюмом и платьем в списке значились резиновые сапоги )))

По приезду мы (композиторы, барды и поэты) попали в охраняемый палаточный городок возле деревни со смешным названием Систо-Палкино. И река у них была Систа, и местный магазинчик с шоколадками тоже Систа. Первые пару дней все поэты фестиваля шутили исключительно на эту тему. Из-за неблагозвучного названия, организаторы решили в дипломах обозначить г.Сосновый Бор. Хотя, могли бы и сохранить историческую правду )))

В день репетиций я поняла, что меня, композитора с консерваторским образованием, играющего только на рояле, окружают исключительно барды с гитарами. То есть приехала я туда, не знаю куда. Как в сказке. К счастью, нашёлся ещё один человек, которому понадобился рояль, поэтому нам пообещали ко дню конкурса привезти электронное пианино из местного дома культуры.

Итак, день конкурсных прослушиваний. Около ста участников, большинство из которых говорит на ломаном английском. Полусидя-полулёжа в палатке я натягиваю платье, концертные туфли и… по бездорожью, практически на цыпочках, иду к открытой сцене, где должно проходить прослушивание. Прихожу. Рояля нет. Если вы пробовали бегать на каблуках по лесу, где через каждые сто метров стоят таблички «осторожно, в траве змеи», то вы меня поймёте. Именно в этот момент я думала про резиновые сапоги, которые действительно можно было прихватить с собой ))) Организаторы сообщили мне, что пианино уже в пути. Выступление отложили на 4 часа позже. Благо людей было много, конкурс длился весь день, причём параллельно на трёх площадках.

Я спокойно ждала своей очереди, наслаждаясь музыкой других конкурсантов. Гитары, гитары, одни гитары… Ощущение, что я попала не туда. Совершенно новая для меня среда. Это тебе не концертный зал филармонии.

Вот подвезли обещанное цифровое пианино. Значит скоро. Репетиции у меня не было. Разыгрывалась на бревне (пианисты поймут). И тут ко мне подходит одна из девушек-организаторов:
— Это вы играете на пианино?
— Да, я.
— Вот тут молодой человек, вы с ним поговорите, нужна будет ваша помощь.
— Хорошо…
Суть была вот в чём. Такой же счастливчик как я, ашуг из Армении, привёз свою песню, но… хотел петь под фонограмму «минус». По условиям конкурса, должно быть только живое исполнение. На гитаре он не играл. Он вообще вокалист. Нот с собой нет. Гитаристы все наотрез отказались ему аккомпанировать. Ну ещё бы, нот нет, аккордов нет, выступать сегодня… Оставалась последняя надежда — на композитора-пианиста, на меня.
— Кстати, а тебе когда выступать? — спросила я.
— Через пол часа…

Пауза. В голове пронеслись матерные частушки. Парень был на грани. Он — единственный представитель из Армении, и просто отказаться от выступления — это значит приехать домой с позором. Он очень надеялся на победу в конкурсе.

— Запись есть? Аудио или видео?

Парень молча показывает показывает флэшку.
— И…? Где я тебе в лесу компьютер найду? А раньше пел? В интернете записи есть?
— А, есть ещё видео на ютубе!
— Давай свой ютуб.

Пока он искал видео в смартфоне (спасибо вездесущему безлимитному мобильному интернету), я достала из папки чистый нотный лист и ручку.
— Иди погуляй и не отвлекай меня. Вернёшься через 20 минут.

Первые пару раз я просто слушала песню. Красивая. Повезло. Вступление замудрёное. Проигрыши в армянском стиле. И там не рояль… там фонограмма с многослойной фактурой, смесь акустических и цифровых инструментов, и сверху ещё вокалист поёт. Если бы весь предыдущий год я не занималась аранжировками чужих песен, вряд ли я справилась бы так быстро.Но система была отлажена. Сначала бас. Потом функции аккордов. Потом вся красота — проиграши, вступления, подголоски, хроматизмы…

Нормально порепетировать нам так и не удалось. Мои ноты были похожи на чертежи безумца. В маленьком перерыве перед выступлением мы один (один!) раз на пианиссимо прогнали песню, чтобы подстроить темп, динамику и какие-то детали. Просто аккомпаниатор и вокалист должны почувствовать друг друга.

И вот мы на сцене. Даю последнее ц/у армянскому другу:
— Перед своим вступлением посмотри на меня и дыши со мной. Всё будет хорошо.

Это было самое божественное выступление из всех, которые помню. Прекрасный природный голос, сильный, колоритный. Песня на рояле прозвучала так глубоко, так сладко, будто ты медленно ешь ароматный персик и у тебя сок по губам течёт. Одним словом — наслаждение.

Мне не хотелось бы повторить этот экстрим-случай, но я запомнила его навсегда. Армянин за своё выступление отвоевал Специальный диплом. Кстати, песня называется «Рассвет любви». Моё собственное выступление тоже было отмечено дипломом — третье место за песню «Ангел». Все записи есть на моём Ютубе, если что )))

Гранд Мурадян. Ашуг из Армении.

Помогайте друзьям, не бойтесь трудностей… И, если что, обращайтесь ко мне за аранжировкой!

Ваш композитор, Екатерина Левченко.

Екатерина Левченко. Композитор и экстрим-аранжировщик