Танцы
June 29, 2021

Когда же начинать?

Когда же начинать?
Николай Цискаридзе о современных детях и о том, как и когда развивать таланты:

"Просто моя мама была очень в этом плане гуманная, она мне дала насладиться детством. Она была педагогом, много лет наблюдала детей. Потому она сказала: «Ребёнок должен наиграться».

Мама меня не повела ни в один кружок. Она бы разрешила ходить, если бы я хотел того сам. Но она не думала, что должна сделать из меня артиста, циркача или ещё кого-то там. Просто она мне давала кругозор. А у нас сейчас многие родители не знают, как занять ребёнка. Другое дело, что и время поменялось. Никто не играет во дворе. Никто не играет в те игры, в которые мы играли. Сейчас все сидят в гаджетах. И мир немножко другой.

— Как педагог какой совет вы бы дали родителям? Как развивать таланты? <...>

— Кому что. С моей точки зрения, если хотите принести пользу ребёнку, смотрите и выискивайте, к чему у него есть способности. Очень многие родители заставляют заниматься теннисом или футболом, потому что в дальнейшем у ребёнка может быть большая зарплата. А для этого тоже надо иметь навыки, данные. Сколько погубленных детей, и ничего из них не вырастает!

Я с мамой абсолютно согласен, что ребёнок должен наиграться. Когда я занялся балетом, мне было около десяти лет. Я к тому моменту набезобразничался, набегался, наигрался. И когда попал в учебное заведение, где моё время было занято с девяти утра до восьми вечера, совершенно спокойно, с удовольствием это делал, потому что мне нравилось. Я был очень увлечён тем, чем занялся, вот и всё.

— Десять лет. Звучит как довольно поздний возраст для начала занятий балетом. Сейчас открывается много школ, секций, куда детей принимают с двух, с трёх…

— Это катастрофа — эти школы для маленьких детей. Одно дело, когда там гимнастика какая-то, танцы, типа польки-бабочки. Но есть огромное количество шарлатанов, которые ставят детей на пуанты, заставляют их...
<...>

Мы не берём раньше десяти лет. У нас с восьми до десяти примерно есть подготовительные группы при московской академии, при петербургской. Это было всегда. А уже на обучение мы принимаем после начальной школы, когда ребёнок переходит из четвёртого в пятый класс. Так было всегда, с царских времён и по сей день.

Раньше учить балету нельзя. Я говорю об этом много лет. Родители не слышат, ведут к этим шарлатанам. Они им врут, берут у них деньги и портят детей, портят их здоровье".

Из интервью "RT на русском"