March 4, 2019

Интервью с Артёмом Должиковым. Русский рок

Внимание! Интервью было взято осенью 2018 года.

Как ты относишься к русскому року в целом?

К русскому року я отношусь в целом хорошо, я его слушаю с детства. В принципе, моя музыкальное творчество началось с русского рока, когда мы играли на гитарах всякие популярные песни и прочее. Поэтому, можно сказать, что русскому року я благодарен за тот музыкальный вкус, который был сформирован. Понятное дело, что потом дальше он эволюционировал и появлялись потом уже более западные команды, которые слушаешь. Но все равно, определенной вехой музыкальных вкусов, русский рок был. И, отчасти, наверно, остается сейчас, хотя к сожалению, наверно, потом об этом больше скажем, все менее интересных вещей русский рок преподносит. Какие-то другие стили может быть, а этот нет. Поэтому, если говорить про мое отношение в целом, то я ему благодарен, это определенный этап в развитии музыкальной культуры. И на самом деле, дух времени даже был определенный, и все знают там фильмы Брат, Брат-2, но сейчас, наверно, я к нему отношусь очень спокойно и слушаю, крайне мало.

По твоему мнению, существуют ли этапы или «волны» русского рока?

Я думаю, что они существовали. Под гнетом советского мировосприятия образовывались рок клубы. Это в Ленинграде, и в Екатеринбурге, такие знаменитые, поэтому, наверно, не волны, а какие-то локальные вещи, которые отличают рок. Можно сказать, есть уральский рок и представители там, есть ленинградский рок, огромное количество других команд. И наверно, всю историю русского рока можно разделить условно на 4 волны. Это я сейчас просто на самом деле, придумываю. Первая волна, это вот все, что было, начиная с образования рок клубов в советское время. Второе, это начало 90-х, вот этот период без времени, когда у нас было все то, что очень хорошо показано в фильме Брат. Мне кажется, это такая рок-движня была, очень крутая. Волна номер 3, наверно, 2007 год пресловутый, когда было очень много альтернативных команд, и очень большое количество разных стилей появлялось, концертов, клубов, индустрия просто дышала. И, возможно сейчас, какая-то некая 4 волна, когда непонятно, что происходит, потому что ну, вообще ничего интересного не появляется в последнее время. Я кстати, думаю, что во второй и третий период, 90-е года до 2000, и потом 2000 – 2007, очень большое значение имело Наше радио и Михаил Козырев непосредственно, когда он еще там работал, потому что он познакомил с огромным количеством коллективов, и ему тоже честь и хвала за это.

Кадр из фильма Брат (1997)

Как менялся русский рок на протяжении своего существования? (Качество и характер текстов, вокала, музыки и т.д.)

Надо сказать, если честно, русский рок имеет свои некоторые особенности. Русскому року всегда был присущ квадрат из 4-5 нот, может быть, 3. Все даже говорили, что 4 аккорда русский рок, это действительно так. Но, наверно, он менялся в положительную сторону с точки зрения современности звучания. Сейчас, например, те остатки индустрии, которые сейчас еще живут, они очень большое внимание уделяют качеству подачи, записи и так далее. Это очень круто. Раньше скорее всего брали, какой-то душевностью, напором. Это осталось, но еще добавилось стремление — это показать хорошо и интересно, и записать так, чтобы не кровь из ушей лилась у слушателей, даже на нормальных колонках, и дать возможность получать удовольствие даже от саунда. Поэтому, я думаю, что в этом духе менялось. На счет текстов, вот, в России наверно, есть несколько вечных тем, это ругать страну, иногда завуалировано иногда более прямо. Это тема, любви и вот какой-то… "философскости жизни бытия". Как например любит Юрий Юлианович. Ну, в общем, мне кажется, что социальные задумки текста, они остаются. Я на самом деле считаю, что в этом фишка русского рока.

Считаешь ли ты русский рок «самобытным», оригинальным?

Да, я считаю его самобытным и оригинальным в основном за счет тем и текстов, которые поднимаются. И, надо сказать, что даже есть определенная, какая-то такая, когда слушаешь записи в прошлом, есть определенная ностальгия, по определенным временам. Он очень соответствует духу времени. И это время пришлось не на самое легкое время в нашей стране. Переходный период 80-90-е и 2000. И может быть, вообще это связано с настроением людей, теми мыслями, которые их занимали, с теми войнами, которые тогда были, со страхом за будущее, и возможно, это выходило именно в отражение в русском роке, который тогда был на мой взгляд, на пике популярности. 2000 – 2003 год — это наверно, самое золотое время. Ну, наверно, может даже с 96 года. Такое у меня ощущение, что фишка русского рока в том, что какой-то посыл всегда идет. Если мы говорим именно о русском роке вот этих времен, то даже при записи тексты и вокал идет на передний план. И мы даже все привыкшие к тому, что «ой, почему музыка заглушает, текста не слышно» и так далее… Я могу сказать, как человек, который записывал и сводил в свое время много команд, у всех главное — текст должен быть на переднем плане, вокал, чтобы подача была. Мне кажется, что русский рок имеет свои особенности, его можно легко отличить, даже если заменить грубо говоря, не русский язык, а английский, но тоже останется вот эта подача и так далее.

Отличается ли русский рок от иностранного? Если да, то чем?

Очень сильно отличается, вообще очень сильно и в худшую и лучшую сторону, наверное, по разным параметрам. Отличается в лучшую сторону, то, как я и говорил на предыдущий вопрос об этой самобытности текстов и посыла. В худшую, тут к сожалению, гораздо больше пунктов, у нас все так же недостаточно работают с аранжировкой, у нас недостаточно работают с формой музыкальной, все достаточно просто: куплет – интро – куплет – припев – куплет – припев. У нас недостаточно еще времени прошло, чтобы сформировалась музыкальная индустрия, чтобы у альбомов был саундпродюсер, чтобы вообще, то есть, какие-то такие вещи, которые на западе сами собой, а у нас считается чем-то необычным. У команд всегда есть саундпродюсер и, звукорежиссер, короче много людей, которые работают над продуктом. И, на концертах тоже самое, световики, звукачи и так далее. Когда люди делают видеоряд на концерты, еще какие-то вещи, может быть, где-то даже им ставят артистизм, это большая работа, к которой у нас относятся очень вторично. Типа главное, чтобы забабахать текст крутой, музло такое по жестче и будем жечь на концерте. Это тоже неплохо, но этого мало. И, вот, иностранный рок отличается тем, что они умеют делать шоу, они умеют делать так, что не ты пришел на концерт просто послушал свои песни, ну да, прикольно, в живую играют. Ну, вот если тебя не цепляет, какая-то фишка с поведением на сцене, подачей, ты второй раз придешь, но третий точно уже нет, даже если эта группа тебе нравится. Вот, и на западе умеют делать все-таки, так, чтобы это было зрелищно и круто. Может быть, они там песен меньше играют, но зато они к ним подходят по-другому. Есть такое ощ��щение касаемо русского рока, что взял гитару, 4 аккорда сыграл, текст забабахал написал, чуть-чуть перегруза добавил с барабанами и все, готово. В принципе, как-то я не хочу просто приводить пример, но, у меня в голове песня группы Пилот, как она называется… «рваные кеды, да по талому льду…» а, это «Сибирь». Это отличная песня, мне она очень нравится, я серьезно говорю, ну, видимо потому что я тоже человек русский и русский рок мне близок, но это песня, которая сыграна на аккордах, добавлен перегруз и все по сути дела, она заходит нереально. Еще у группы ПТВП есть ряд песен… «В нирване», например, вот эта песня играет и все тащатся, вот эти 4 аккорда и так далее. Почему? Не знаю. Очень странно для меня.

Последние Танки в Париже - В нирване

Многие зарубежные рок-группы имеют широкую известность во всем мире. Количество таких групп в России не такое уж большое; как ты считаешь, с чем это связано?

Все тоже, что я и говорил в предыдущих вопросах, моментах, во-первых, это конечно же тексты, они на русском, она на английском, никто не воспринимает русские тексты. Есть исключение типа Rammstein, которые поют на родном языке и это цепляет, но у нас нет. И то, в Rammstein это в другом фишка, в стиле, как я и говорил, в подаче, в артистизме, в клипах, все очень качественно сделано. У нас нету такого, а есть тексты, которые никому кроме русскоязычной аудитории не нужны. И надо сказать, что, если мы пытаемся петь на английском языке, это иногда бывает очень даже смешно. Я кстати думаю, что когда войдет в моду русский акцент, и он уже, наверное, вошел частично из-за политики последний лет, то какая-то группа, которая будет играть с русским акцентом, может быть, в этом будет фишка. И одна из групп, которая будет делать качественную музыку и качественную подачу, вот она может быть, будет востребована. Я кстати могу сказать, что из наших групп подтверждает мои слова что, что есть несколько групп, например, I Am Waiting For You Last Summer которые играют инструментальную музыку и они очень хорошо котируются в Европе. Не знаю, как на счет Америки, но у них очень такие туры иностранные и в принципе, они очень неплохо собирают, именно за счет того, что они свою нишу заняли именно пост рока, инструментальной музыки и она более-менее универсальна, там нет русского текста. Это воспринимается гораздо лучше. В принципе, есть японские примеры, это более международный формат, который может быть популярен, но как говорится, широко известен в узких кругах. У нас не работают с продюсерами, нету составляющих, которые я уже говорил, чтобы составить продукт. В слове продукт нет ничего плохого, потому что, если музыкант хочет заниматься этим долго и хочет сделать это основной своей профессией, он должен на что-то жить, должен зарабатывать деньги. И, это должно хорошо продаваться. Вот поэтому, чтобы сделать этот продукт и продаваемый, нужно очень много вложить денег, усилий и понимания того, как нужно вообще свой образ вести. У нас этого нет, поэтому, когда люди листают в ITunes новинки, видят, что вышел новый альбом группы Сплин, это мы понимаем русские, что это сплин, душевность все дела, тексты крутые, а ему то, что, у него там таких групп просто тысячи, поэтому, нужно чем-то отличаться.

I am waiting for you last summer - Medley Season 

Как ты оцениваешь музыкальную индустрию в России, и перспективы ее развития? Какая она была? (качество площадок для выступлений, студии, продажи, фестивали и т.д.)

У меня не так много опыта фестивального. Я могу с двух сторон на этот вопрос ответить. Я работал звукорежиссером на студии, на точке репетиционной, через меня прошло огромное количество музыкантов и это был 2006-2008 годы. Вот в эти годы, было очень много площадок, очень много выступлений. Я помню первые выступления нашей группе, когда мы были молодые и зеленые, я сам организовал концерт в клубе, который уже давно закрыт. Это было, по-моему, команд 6 или 7, и тогда на нас пришло 100 человек, это был наш первый концерт. У нас там были квартирники, была небольшая своя аудитория, мы там друзей подтянули. Индустрия жила, все очень легки были на подъем в плане концертов. Мы даже там встретили барабанщика, с которым у нас была первая репетиция, и, очень удивились, он такой, я просто зашел, увидел, просто какую-то рекламу давали, даже «контакта» еще не было, никакого SMM. Народу реально было очень много и очень круто, и мы заработали даже каких-то денег, ну, точнее я, как организатор. Ну, вот, и это было реально очень легко, огромная индустрия: репетициаонные базы, музыкальные инструменты, все друг другу, что-то перепродавали и без Avito и без всего. Сейчас, все немножко разобщены, как мне кажется. Не то, чтобы это сильно ушло, но в 2008 году, я не знаю с чем связано, может быть кризис грянул, может родители перестали давать детям деньги на репетиции или что-то еще, но все очень сильно пошло в упадок. Пришлось и точку закрыть, бизнес свернуть, он был не мой, но дружественный. Какое-то время еще там в принципе, площадки были… И сейчас, конечно же площадки стали лучше. Работают лучше со звуком, со светом со всем. Это раньше было пофигу. Воткнул гитару и поехали. Но, наверно, порог входа туда теперь гораздо выше. Если раньше был фестиваль, огромное количество клубов, тусовка, то сейчас тебе нужно организовать концерт, найти кого-то, площадки, которые у нас есть в Питере, на большинстве из них более сложный порог входа по деньгам, по аренде. Ты понимаешь, что тебе сложно, это раньше можно было просто позвонить знакомым и сказать, они бы все привели друзей и все бы слушали музыку, и было бы кайфово. Сейчас собрать аудиторию очень тяжело, не только наша проблема. Качество площадок стало лучше конечно же, студии стали гораздо больше оснащённые. Народу стало ходить меньше, сейчас надо с аудиторией работать. Хотя, может быть, это какая-то наша специфика и нам есть с чем сравнить. Я уверен, что там люди, которые активно работают в социальных сетях, наверно, у них дело получше, может быть, это я через призму, какого-то своего восприятия говорю, но на мой взгляд, в любом случае, индустрия сжалась, это точно. Хотя я говорю, каналов распространения стало больше, может быть это и связано. Может быть и нет.

Возможно ли сейчас молодым российским рок-музыкантам заниматься музыкой полноценно? Настолько ли это сложно сейчас, и какие возможности были раньше?

Со своей стороны, скажу, раньше я был студентом и мне было особо все равно, у меня там не было семьи и еще что-то. В моем понимание, если ты не успел тогда, в лет 18 -21 сформироваться, что-то такое звездное выпустить, зацепить, то потом это сделать будет гораздо труднее. Потому что, в нашей стране, я думаю кстати, это не только в нашей стране, занятие музыкой всегда это дело не благодарное, оно просто не денежное. На это не то что не прокормиться, на этом ничего нельзя сделать. Есть даже шутка, что музыкант — это человек, который берет инструмент за 5 тысяч долларов, типа гитару, садится в машину за 500 долларов, чтобы поехать в другой город и заработать 50 долларов. Это действительно жизненно, потому что так и есть. Инструменты стоят дорого, альбом записать дорого, кучу денег отбить это фактически молодым музыкантам нереально. И плюс еще нужно какой-то постоянный источник заработка иметь, потому что, чтобы не висеть на шее у родителей, там чтобы в принципе, как-то сформироваться. Просто у нас в стране есть еще свое отношение к музыкантам, если ты какой-то классический, академический, а если ты рок музыкант, типа что ты там балалайке своей играешь у родителей на шее, займись лучше делом, иди экономистом или юристом. Родителей тоже можно понять, они понимают, что их сын в 85-95% случаях перебесится, а время потеряет, которое нужно для развития английского языка, каких-то профессиональных навыков. Индустрия не развивается, невозможно заработать, и это знают люди, которые через это прошли. Говорят, своим чадам, что знают, что на самом деле там нечего ловить. Это действительно так. Полноценно заниматься, я говорю, что можно и очень нужно, я был бы рад, вот именно в определенное время. Университет, школа, когда можно, во-первых, вокруг себя аудиторию собрать, ядро аудитории, эта аудитория будет вместе с тобой расти и станет платежеспособной через пару лет, они смогут покупать альбомы мерч и проч. И это потом может вырасти во, что-то серьезное. Если там уже устроился на работу, нужно, как-то зарабатывать деньги на семью, полноценно этим заниматься невозможно. А только от случая к случаю. Это, например, наша группа Revolta, мы пропадали на какое-то время, лет 5-6 вообще не играли, потом вот вернулись, занимаемся музыкой, репетируем, как иногда в выходные, но в целом в будни, по вечерам пару раз в неделю. Записываем альбомы, там еще что-то выступаем в разных городах, свою какую-то нишу заняли. Мы понимаем, что, если бы я там, мы круглые сутки этим занимались, у нас было бы материала гораздо больше, но, что есть, то есть. Раньше, не могу сказать, что раньше было возможности меньше или больше, мне кажется, такого нет. Мне кажется, даже сейчас все инструменты стали доступнее, несмотря на курс доллара. Я помню, что как-то, когда мы начинали, даже 10 тысяч рублей на гитару потратить, это космос. Первая гитара на день рождения стоила 7 тысяч рублей. В общем, все очень дорого, но сейчас мне кажется, что все как-то доступнее что ли, или жизнь изменилась, но это не глобально, в целом мне кажется, что возможности были и тогда, и сейчас.

Revolta - Терроризм Live in FRIDAY 29.10.2007

«Дружит» ли русский рок с другими жанрами и стилями музыки? Как ты относишься к тому что стили и жанры музыки смешиваются?

Я очень хорошо к этому отношусь, я вообще считаю, что именно на стыке, могут рождаться какие-то интересные вещи. Русский рок, не знаю даже с кем дружит, если честно. Просто я знаю с кем он не дружит. Русский рок объединяет в свое время объединяло то, что какая-то нелюбовь к другим жанрам. Это мне не нравилось всегда, даже песни там, типа «попса розовая пасть голодного пса. Если честно, это глупость, какая-то, попса плохо, рок хорошо. Ну, окей. Русские хорошо, а американцы плохо или украинцы. Вот это какая-то наша, иногда нехорошая черта, ксенофобская, что хорошо то, что я слушаю, а все другие жанры говно. Мне кажется, это некорректно. И к репе русскому относились очень плохо. Помню у меня на заборах постоянно писали «реп кал» Вот это мне не нравилось всегда со временем это ушло, кстати говоря, и русский рок сейчас такой интересный. Я помню, что вокалист Animal ДжаZ с певицей Максим, у них вроде были совместные песни. У нее хороший голос, я так понимаю, у них личные взаимоотношения, какие-то еще были. Группа Би-2 вот c Oxxymiron недавно сделали песню потрясающую, на мой взгляд, она очень органичная вышла. И, мне кажется, что русский рок не то, чтобы дружит с кем-то, но он хотя бы перестал враждовать с остальными, стали более такими интересными вещи, и это мне нравится. Мы на хорошем пути.

Revolta - Колыбельная (cover Oxxxymiron)

Имеют ли свои особенности рок-группы из разных регионов? Какие особенности ты мог бы назвать?

Возможно раньше были, как я и говорил уральские, питерские выделялись. Здесь есть очень большой риск перейти от частного к общему. Во Владивостоке есть группа Мумий Тролль, Илья Лагутенко со своей спецификой, не всем может быть, понятной и близкой. Но мы же не можем говорить, что эта специфика именно дальневосточного рока. Тоже самое там, какие-то уральские ребята, типа Чайф, Агата Кристи, две крайне разные группы. Наверное, чтобы я выделил, это питерские рок, потому что у нас в свое время была питерская альтернатива, как это не странно, в 2007 году: Amatory, Jane Air, Психея. Ну она из Кургана изначально, но все равно в Питере развивалась. Очень много команд, которые именно в Питере были. Действительно один из самых больших вкладов вот в альтернативную тусовку. Еще можно выделить, тоже питерский такой наверно, ну, не депрессивный рок, а меланхоличный: Сплин, ДДТ. Есть вот что-то такое, что отличает наверно, немножко Питер за счет того, что все серо. Может быть не очень радужно, поэтому, иногда такая минорная тональность, вот такие тексты. В принципе, от части и мы тоже причисляем себя к питерскому року, потому что у нас такое есть тоже чуть-чуть. Ну, я не думаю, что сейчас какие-то очень сильные различия есть между группами. Это все очень глобализированно стало, и поэтому, доступность инструментов тоже стала для всех. Более-менее, в зависимости от уровня региона понятное дело, от уровня дохода. Я думаю, что с учетом тех музыкальных вкусов, тех вообще вещей, которые у нас происходят в интернете, интернет всех объединил, мне кажется, что различий уже не так много.

Подписывайтесь на соцсети группы Revolta:

VK: vk.com/revolta

Instagram: instagram.com/revolta_band

Подписывайтесь и на меня:

  1. Telegram: telegram.me/listentoour
  2. VK: vk.com/listentoour