April 13, 2019

Интервью с mare. Около музыки

Расскажи, как начался твой творческий путь? Когда ты начала рисовать? Что это было? Училась ли ты где-то рисовать?

Мой творческий путь начался очень давно. Я всегда любила рисовать, сколько себя помню. В детстве это были разнообразные паттерны - русские орнаменты по типу гжели и городецкой росписи. Постепенно это все выводилось на новый уровень, меня даже пытались отдать в художественную школу, но проходила я туда всего пару месяцев - было много причин забросить учебу, не думаю, что они сейчас важны. После этого рисовать хотелось уже не так, поэтому какое-то время мои руки до кистей и красок не доходили. Думаю, второе дыхание во мне открылось, когда я начала слушать русский рок и писать стихотворения, которые хотелось визуализировать. Со временем я стала рисовать больше, пытаться выкладывать свои рисунки в интернет - особенно с прочтением книги "Дом, в котором...". Персонажи "Дома" буквально оживали в голове и очень просились на бумагу. Из-за того, что мои рисунки получали отклик я решила создать инстаграм. На какое-то время рисование акварелью мне надоело, я стала рисовать только черным и красным маркером на страницах блокнота формата а6 - как оказалось, людям это очень нравится, а мне было просто в кайф. Я много рисовала в одной стилистике, на близкие по звучанию песни, в связи с чем - быстро стала перегорать. Но в один день просто услышала "Операцию Пластилин" - когда все источники вдохновения исчерпались - пришла эта музыка. А вместе с музыкой - новые люди, которые оказали огромную поддержку моему творчеству и моим мыслям. И именно эти люди поддержали меня в создании собственной группы вконтакте, которая сейчас подталкивает рисовать еще больше. Мое творчество - это возможность рассказать людям о том, что я слышу и чувствую. И очень здорово, когда ты осознаешь, что люди вокруг тебя слышат и чувствуют то же самое.

А вот твои иллюстрации на песни, музыку, как они появляются? Ты просто представляешь в голове смысл песни? И это ведь в основном музыка которая тебе больше всего нравится. или бывают песни которые тебе очень нравятся, но иллюстрации не получаются?

Я сама не до конца понимаю, как они появляются. Иногда на строчку из песни приходит "образ". Иногда это сбор моего общего впечатления от всей композиции. А иногда я слышу метафору, которую мне очень хочется развернуть и показать то, как она, по моему мнению, должна выглядеть. Мне кажется, лучшим сравнением для этого будет - когда читаешь книгу, то представляешь себе главного персонажа, комнату в которой он стоит и общую атмосферу. Так же и с песнями. Мне очень нравится сначала брать общий образ, а потом добавлять к нему детали и "пасхалочки". Не знаю, видят их или нет, но для меня они важная составляющая иллюстрации. Обычно образы приходят на песни, которые мне очень нравятся и которые я могу слушать на повторе несколько часов - есть и такое, что с первого прослушивания я знаю, что можно нарисовать, но, как ты правильно заметил в вопросе, есть песни безумно любимые мной, на которые я не могу придумать ничего. Или придумываю, но мне это кажется таким поверхностным, что я это не рисую. Например, у группы "Радиопомехи" есть песня "Алиса" - я ее слушала бесконечное множество раз, пыталась рисовать, но кроме миелофона в голову ничего оригинального неприходило. Или песня "Паника" группы "Дайте танк (!)" - с января просто обожаю, но изобразить то, что чувствую - пока не получается.

Я тут недавно наткнулся в сообществе на обсуждение твоего рисунка, в паблике "Пластилиновая каракатица" (сообщество, где поклонники группы Операция пластилин выкладывают свое творчество), где выложили твою иллюстрации на песню Операция Пластилин - Район. Там человек саркастически прокомментировал, мол ты там что-то не знаешь.

В связи с этим, у меня такой вопрос: Считаешь ли ты что смысл в песне люди могут понимать по-разному, или все-таки идея автора песни должна пониматься всеми? Бывало ли, что сами музыканты обижались, что ты проиллюстрировала песню, поняв по своему, не так как они?

Мне кажется, все понимают смысл песни по-разному. С моей точки зрения - каждый пропускает песню через себя, свою жизнь, свои проблемы, свое мироощущение. И если человек с его накопленным жизненным багажом резонирует с песней - то у него есть полное право понимать эту песню именно так, как понимает он. При этом возможно, что идея автора до человека не дошла - автору может быть с одной стороны обидно, а с другой стороны его творчество было принято. Хорошо, конечно, когда все понимают то, что хотели им донести, но никто не запрещает смотреть на все с других точек зрения. Не знаю, обижались ли музыканты, но мне было бы интересно узнать - было ли такое и почему.

Ну вот смотри - в одном интервью с Тэмом (Lumen) все-таки негативно высказывался насчет того, что те сообщества про синего кита использовали строчки из песни "Гореть", переворачивая смысл песни.

Даже если люди переворачивают смысл песни, плохо ли это?

Если переворачивают, то наверное, да. Просто именно в контексте приведенного тобой примера перевернутый смысл песни способен сподвигнуть кого-то на отчаянный шаг - если песня, да и любое творчество, способно навредить своей смысловой нагрузкой - то это плохо. А если человек понял так, как понял и никому не навязывает своей позиции - то это его право. Лично за себя я могу сказать, что если не так пойму смысл песни или стихотворения, к примеру, и нарисую рисунок так, как уже его представила - и если автору от этого будет неприятно и он мне об этом скажет, то я естественно извинюсь и сообщу в группе о том, что неправильно поняла основную мысль.

У тебя очень много иллюстраций на Операцию Пластилин. Как я уже понял, группа в какой-то момент стала твоей любимой. У тебя есть иллюстрации и на другие группы, которые видимо тебе нравятся. Расскажи, что ты слушаешь последнее время? Какие группы для тебя останутся навсегда любимыми? И да, почему именно русская музыка? Или тебе что-то и из иностранного нравится?

Операция Пластилин - в какой-то момент стала для меня родной) У меня есть периоды в творчестве, когда я большей частью рисую песни одной группы - обычно это означает, что именно эта группа долго была на репите.

В последнее время я познаю мир новой музыки с помощью моих обо��аемых подписчиков по пятницам, хоть большую часть из того, что мне скидывают, я уже слышала, но есть песни, которые обошли меня стороной. Некоторые из этих песен настолько меня цепляют, что я добавляю их к себе и впоследствии могу нарисовать. Так в одну пятницу мне скинули песню "Дайте Танк (!)" и я их слушаю последние три месяца без перерыва. Также мне нравится творчество группы "Аффинаж", но с ним я познакомилась относительно давно. Так как я часто ностальгирую, то слушаю песни из разных периодов своей короткой жизни - в последнее время под настроение заходят треки "Orange House" и "Animal ДжаZ" - последняя упомянутая группа это что-то вечное для меня - как постулат. Навсегда любимой безусловно останется "Операция Пластилин" и, возможно, все выше перечисленные)

Мне нравится иностранная музыка, но обычно это что-то из классики типа Oasis, Aerosmith, The Smiths. А еще я долгое время слушала Paramore, Radiohead, Foo Fighters и Nirvana. И обожаю песни "Every Breath You Take" и "Supergirl" - групп The Police и Reamonn.

У меня, мой музыкальный вкус сформировался в основном благодаря русскому року, он составляет наверно 80% музыки которой я слушаю. Сейчас за последние 2-3 года начали говорить (и я стал замечать) о таком явлении как "новая русская музыка" (так короче журналисты говорят, пусть будет так). Это те же Дайте танк (хотя группе уже много лет). В принципе это коллективы, которые не относят себя ни к какому жанру, играют разную и необычную музыку. 

Видишь ты сама сейчас какую-то новую волну музыкантов которые стали появляться, или нет?

Думаю, что это просто так протекает развитие музыки, как творчества. Если это можно назвать новой волной, то пусть, я не против. С другой стороны, такая необычная музыка существует давно и эксперименты со звуком тоже не новость, просто сейчас на этом почему-то стали больше акцентировать внимание. Для меня музыка делится на то, что мне нравится и то, что еще не успело мне понравится (возможно, что не понравится никогда).

Помимо таких иллюстраций я видел у тебя пейзажи (очень классные!) и необычные пиксельные рисунки. Пейзажи ты рисовала как раз в момент увиденного, или это тоже образы?

Спасибо! Пейзажи это мой способ расслабиться и попробовать что-то новое. Они наполовину из реальности, наполовину из головы - я беру за основу увиденное мной и дальше творю, как ляжет рука. В этом заключается расслабление, потому что у меня в голове нет итогового образа, какой должна получиться работа - я просто рисую.

А есть еще желание что-то попробовать что-то новое в художестве?

Желание, конечно, есть. Недавно по учебе мне пришлось взяться за графический планшет и это совсем другие ощущения. Но из-за того, что освоение диджитал рисунка мне дается очень тяжело, рисовать на бумаге намного приятнее. Еще я постепенно учусь работать с гуашью, но по большей части использую ее вместе с акварелью как дополнение к общей картинке.

А расскажи вот, как вообще можно сейчас зарабатывать художникам? Планируешь ли ты монетизировать как-то свою деятельность? Насколько я знаю, ты рисуешь иллюстрации на заказ.

Вообще, если ты хороший художник и шаришь в дизайне - то можно попробовать себя в оформлении чего-либо, но это лишь мое предположение. Сама не знаю ответа на этот вопрос, потому что до последнего себя художником и не считала, а сейчас уже деваться некуда. Мой заработок как иллюстратора заключается в паре сотен рублей в месяц за небольшие портретики - ну мне за них просто стыдно брать больше сотни, хотя люди и готовы платить больше - это мои загоны. В планах на этот год у меня реализация открыток - хочется попробовать себя в этом и познакомиться с нелегким творческим процессом от создания иллюстраций до бегания по типографиям. Вообще, для меня это огромный челлендж, с которым я надеюсь справиться.

У меня возможно будет немного неприятный вопрос, я так понял тебе не нравится, когда тебя сравнивают с Зелёной Лампочкой.

Я как человек, который не шарит в рисовании (кружок в детстве не считается), но я вижу схожесть в вашем творчестве. Тебе ведь часто это говорят? Что ты обычно отвечаешь на это? И как относишься к творчеству Александры?

Мне вообще не нравится, когда любое творчество с чем-то сравнивают, но как я сама недавно поняла, человеку проще смотреть/слушать все через призму того, что он уже знает. Так что и сама иногда этим грешу.

Сейчас не так часто, как раньше. На каком-то этапе мои рисунки в интернете заклеймили "опять все косят под Зеленую Лампочку" - творчество Саши в то время стало довольно популярным и если ты рисовал акварелью и вставлял строчки песен в рисунки - автоматически становился ее копией. Это было неприятно, потому что я даже не пыталась адаптировать ее стиль под себя, он формировался у меня сам по себе. Отвечать на злобные комментарии и замечания так же злостно было бы глупостью, поэтому обычно я просто прошу не сравнивать чужое творчество или, по крайней мере, не писать об этом. Но рисунки у Александры воистину бесподобные, атмосферно-теплые и из-за того, что у нас схожий музыкальный вкус - мне очень интересно разглядывать ее работы, особенно нравится подмечать мелкие детали, в которых обычно бывают зашифрованы строчки из песен.

А какие художники тебе ещё нравятся? И современники, и классики.

Я наблюдаю за многими художниками, как на просторах инстаграма, так и в вк. Многих из них увидела в арт-сообществах, некоторых знаю в виду специфики музыки, которую слушаю. Если говорить про пейзажи, то из современников мне нравятся Базилик и Erin Hanson, а так я с детства (а точнее с выхода журнала "Веселый художник") люблю Винсента Ван Гога и Н.К.Рериха. Еще мне нравится наблюдать за общей атмосферой рисунка и персонажами авторов Laura Passalacqua, "Pascal Campion" и моих вечных вдохновителей "ОРЛЩ", "принц датский", "AKONNER", "Ashy Wisp". Из пиксельных художников обожаю "yookond". Наверное, я бы еще много могла перечислять, но это первые люди, о которых я вспомнила)

Подписывайтесь на mare:

  1. VK: vk.com/w_mare
  2. Instagram: www.instagram.com/_wormwood

Подписывайтесь и на меня:

  1. Telegram: ttttt.me/listentoour
  2. VK: vk.com/listentoour