September 23, 2021

Незапланированная потеря

"Вам трудно? Давайте поговорим..." Только вместо психотерапевта в недалёком будущем людям помогают экспериментальные роботы. Удачная ли это идея? Читайте новый рассказ Евгении Цановой

Руководитель лаборатории Дедовский вошёл в зал наблюдений, расположенный под самой крышей здания института. Из-за этой особенности зал чаще всего именовали попросту «Вышка». На Вышке было пустынно. Только научный сотрудник Бабина сидела перед огромным монитором, напряженно следя за изображением.

― Ну что, Надюш, как там наш герой? ― Дедовский подошёл к Бабиной и встал у неё за спиной.

На экране, по парковой аллее, обрамлённой пышной летней зеленью, бодро катился робот. Ростом около метра, он имел цилиндрообразный корпус-туловище и круглую голову с симпатичным человекообразным лицом. Большие колеса поглощали неровности дороги и позволяли без проблем преодолевать препятствия вроде бордюров. Редкие прохожие с любопытством косились на робота.

― Пока никого не выбрал, Андрей Петрович.

Стоило Наде произнести это, как робот подкатился к скамейке, на которой сидел в меру чумазый мальчишка лет восьми-девяти на вид и мрачно грыз травинку.

― Ребёнок? ― в голосе Нади слышалось удивление. ― Неужели сразу сбой?

― Подождите с выводами, Надюша. Включите лучше звук.

Бабина поспешно повернула регулятор громкости.

― Что уставился? Ты игрушка? Где твой хозяин? Вот сейчас я тебя сломаю! ― угрожающе сказал мальчик.

― Давай лучше поговорим, ― приветливо произнёс робот. ― Меня зовут Колли, как порода собак, знаешь такую? Чем ты любишь заниматься?

― Ну… в комп играть. Только у меня своего нет, а Славка – это мой брат – редко даёт.

― Правда? Расскажи мне про свою любимую игру, ― в голосе робота слышался искренний интерес.

В течение следующего получаса Надя с Андреем Петровичем следили за разговором. Мальчик рассказал Колли, как скучает без друзей, которые разъехались на каникулы, они обсудили сюжет игры про покорение космоса. Закончилась беседа тем, что мальчик по совету робота побежал в недавно отремонтированную библиотеку неподалёку, где открылся клуб любителей фантастики. Настроение его явно улучшилось. Робот проводил мальчика, чтобы тот не сбился с пути, и покатил дальше по парку.

― Супер! ― Надя даже захлопала в ладоши. ― Потрясающая эффективность!

― Отвлечь скучающего ребёнка от деструктивных мыслей – не самая сложная задача, ― проворчал Дедовский.

Он похлопал Надю по плечу и ушёл с Вышки. Пусть молодёжь трудится.

После обеда не удержался и вновь заглянул на Вышку. Сложно было устоять перед соблазном своими глазами посмотреть, как экспериментальная модель, над которой лаборатория трудилась не один год, проходит первое полевое испытание.

― Пока всё идёт отлично, Андрей Петрович, ― доложила Надя. ― Колли пообщался с бывшим заключённым, который не может найти себе места на свободе. Тот сначала хотел присвоить робота, разобрать и продать на запчасти, но Колли удалось его заговорить, отвлечь и направить в деревню, где как раз ищут рабочих его профиля и жильё предоставляют. Вроде, всё прошло успешно. О! Смотрите-ка!

На экране Колли подкатил к человеку в дорогом офисном костюме, безразлично смотревшему прямо перед собой. Диалог удалось наладить не сразу. Вице-президент крупного металлургического холдинга Илья Медведев страдал от профессионального выгорания, которое довело его до депрессии. Неожиданно Колли удалось заинтересовать его волонтёрством в хосписе для онкобольных. В глазах Медведева появилось оживление, когда он записывал контакты.

― Андрей Петрович, работает! ― восхищённо прошептала Бабина. ― У нас всё получилось! Он щёлкает их как орешки, даже самые трудные кейсы.

― Смотри, похоже, Колли наметил очередную жертву, точнее, клиента. ― Андрей Петрович махнул головой, привлекая внимание Нади к монитору.

Девушка с распущенными по плечам волосами, в длинном оранжевом платье с белыми цветами, сидела на расстеленном на траве коврике для йоги с закрытыми глазами и улыбалась. Колли подъехал поближе и терпеливо замер рядом.

Источник фото: https://m.ru.sputnik.kg/

― А с ней-то что? ― с недоумением спросила Надя.

Андрей Петрович молча пожал плечами, хоть и стоял за спиной у коллеги.

― Она что-то бормочет, включу чтение по губам, ― Надя нажала на значок с изображением губ, и на экране появились субтитры: «Я благодарна вселенной за всё, что она мне даёт. Я выбираю любить этот мир и принимаю все дары, которые он мне посылает».

В этот момент по лицу девушки пробежала едва заметная тень, она открыла глаза и вздрогнула, увидев Колли.

― Какого хрена! ― рявкнула она.

― Здравствуйте! ― вежливо сказал Колли. ― Если вас что-то расстроило, можете рассказать мне. Иногда это помогает лучше всего. Тем более, что я не способен на оценочные суждения.

Девушка моргнула, и на мгновение Дедовскому показалось, что она заплачет. Но почти мгновенно она взяла себя в руки.

― Я не расстраиваюсь. Мы не всегда можем повлиять на происходящее, но можем сами выбрать своё отношение к нему. Я выбираю считать все события жизни толчком для внутреннего роста.

― Что же стало очередной ступенькой на лестнице самосовершенствования? ― Колли перешёл на торжественный тон.

― Я разработала курс. «Самопознание как путь к свету». Это квинтэссенция духовных практик, проект, истинная ценность которого многократно превосходит его цену в деньгах. Академия счастья Алисы Шайн, может слышали? Так вот, Алиса – это я. Но в этот раз в группу попала одна с… личность, которой, к сожалению, просветление пока недоступно. Я предложила вернуть ей деньги и покинуть нас, чтобы её… внутренние блоки не встали на пути остальных к внутреннему росту. Но она осталась, чтобы специально портить мне кровь, и вот, уже почти вся группа на моих занятиях ржёт, а несколько человек ушли и потребовали вернуть деньги! ― Алиса почти перешла на крик, лицо её покраснело.

― Принятие своих эмоций – признак сильной личности, ― уважительно заметил Колли. ― Хорошо, что вы сейчас сердитесь…

― Я? Это я-то сержусь? Да ты вообще представляешь, кто я такая? У меня сорок семь тысяч четыреста тридцать два подписчика, тысячи отзывов от благодарных учеников! И ты мне будешь говорить, что я чувствую, долбаный ты Валли!

И тут произошло то, чего не ожидали ни Дедовский, ни Бабина. Алиса Шайн вскочила на ноги и изо всех сил толкнула робота. Тот пролетел через дорожку и с размаху влетел в ствол ясеня. Раздался отвратительный грохот, какие-то части электронного устройства упали на траву. Коптер, с которого велось наблюдение, зафиксировал, как Колли нелепо покосился и замер.

― Мда, всё по классике. А от тебя, лиса… ― пробормотал Дедовский себе под нос.

― Что, Андрей Петрович?

― Ничего, Надюш. Беги, забери начинку. Надо внести в программу некоторые ограничения по выбору клиентов… И конструкцию сделать попрочнее.

Автор: Евгения Цанова

СПАСИБО!

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ОЧЕВИДЕЦ НА ЯНДЕКС ДЗЕН