June 19, 2021

Рассказ Кирилла Афанасьева «Кактус»

Приезжаешь из отпуска и обнаруживаешь, что из пустой квартиры пропал… кактус. Кто мог его взять? Зачем? Очевидно: это проверка. Спецслужбы следят за каждым твоим шагом, и нужно изображать идеального семьянина.

Кактус

— Что ты тут сидишь? Ты мне наконец объяснишь, в чем дело? Хватит переживать из-за кактуса!

Жанна устала и не выспалась. Вчера они с мужем вернулись из отпуска, поездки в Сочи на автомобиле. Двухдневная дорога домой была очень утомительной. Оказавшись наконец в квартире, супруги обнаружили, что с подоконника на кухне исчез кактус. Приняв его пропажу за ограбление, они осмотрели весь дом. Остальные вещи были на месте. Геннадий на этом не успокоился. Он вел себя подозрительно. Был задумчив, постоянно молчал, так и не выпив купленную по дороге баклажку пива. Ночью он не смог заснуть. На следующий день, идя с работы, Жанна застала его сидящим в машине.

— Что ты тут сидишь? Ты мне объяснишь, в чем дело? Хватит переживать из-за кактуса!

— Нам нельзя говорить в квартире! Я все понял. Кактус не просто так пропал. Кто-то был у нас дома!

Геннадий нервно курил.

— Зачем кому-то приходить к нам и забирать комнатное растение? — спросила Жанна.

— Ты не понимаешь. Это просто подсказка. Намек. Мне оставили знак, чтобы все получилось!

— Что получилось? О чем ты?

— Жанна, за мной следят! И за тобой тоже! Это проверка! Наконец-то началось!

В его голосе слышалось радостное возбуждение. Жанна и Геннадий в браке уже пять лет. У них была вполне обычная жизнь. Отличало их семью только одно. Геннадий был военным. И постоянно ждал повышения. Он грезил, что когда-нибудь его вызовет начальство и предложит выполнить секретное задание. Возможно, даже под прикрытием. Он, естественно, с ним справится, и тогда на него снизойдут награды, всеобщее уважение, и в будущем про него снимут фильм, как про Штрилица. Геннадий предвкушал новую жизнь.

©Литературный журнал ОЧЕВИДЕЦ / иллюстрация к рассказу / художник Анна Бохова.

— Как хорошо, что я обо всем догадался! — сказал Гена. — Они в конце концов отправят меня на задание! У нас в квартире установили камеры и микрофоны! Это обычная практика! Я должен заслужить доверие, и поэтому меня проверяют! А вдруг я веду неправильный образ жизни?

— Опять ты за свое! Ты уверен? Может, нас просто ограбили?

— Не говори ерунды! Уверен! Ты же сама видела: вещи на месте! Еще меня сегодня начальник подозрительно спросил: «Саныч, всё ли в порядке дома?» Нет, это точно проверка. Квартира теперь напичкана камерами!

Мысль о таинственной слежке вскружила ему голову. Он представлял, насколько же будет важной миссия, которую ему предложат, когда он пройдет такой сложный отбор.

— Гена, если это правда, то я рада за тебя!

— Еще успеем отпраздновать! Главное сейчас — показать себя с хорошей стороны. С лучшей стороны! Вот что нам нужно делать…

Неделя образцового существования далась им тяжело. Изначально принятое решение не ругаться, не курить и не пить в квартире казалось простым, но с каждым днем появлялись новые правила. Геннадий и Жанна перестали заниматься сексом. Спали в одежде. Ходили в туалет в соседний торговый центр. Жизнь превратилась в нескончаемую театральную постановку. Их разговоры в квартире походили на диалоги персонажей из рекламы майонеза.

— Дорогая, как прошел твой день? Все ли хорошо?

— Да, дорогой! Весь день думала о том, как хорошо мы живем!

— Замечательно! Я тоже! Посмотрим по телевизору программу «Время покажет»?

— Конечно! А потом я поглажу белье!

— А я посижу и подумаю о работе!

И подобные беседы случались ежедневно. По-человечески супруги говорили только на улице или в машине. Геннадий постоянно упрекал Жанну. Он был уверен, что она специально вредничает и портит их репутацию. Жена сначала принимала правила игры, но день ото дня верила в нее все меньше. Она начинала ненавидеть мужа и его работу. Каждый раз, когда они могли быть откровенными, она пыталась его убедить, что нет никакой проверки, что она — выдумка. Но эти разговоры заканчивались очередной ссорой.

Однажды вечером Жанна не вернулась с работы и заночевала у подруги. Утром, придя домой, она застала Геннадия чистящим картошку.

— Дорогая, как там мама? Хорошо, что ты осталась у нее. Ведь Вера Степановна так сильно заболела.

— Я была не у мамы. С ней все в порядке. Я ночевала у Гали.

Лицо Геннадия стало похоже на маску. Его глаза настолько наполнились злобой, страхом и ненавистью, что могли взорваться. Сжимая нож в руке, он прошипел: «Немедленно прекрати!»

— Гена, послушай! Просто ее муж получил новую должность на работе, и я сидела с их ребенком, пока они отмечали в ресторане. Я думаю, что когда-нибудь начальство и тебя оценит по достоинству и ты добьешься своего. А сейчас давай посмотрим программу «Время покажет»?

Супруга Гали действительно повысили. И Жанна, завидуя ей, рассказала, что Гену тоже скоро ждет продвижение по службе. Она не хотела ни в чем уступать бывшей однокласснице. Теперь ее сомнения сменились страстным желанием карьерного роста мужа. Театральные постановки продолжились с невиданной силой. Так прошел месяц. Несмотря на отсутствие интимной жизни и все неудобства, Геннадий почувствовал, что жена его любит сильнее, чем когда-либо.

Спустя еще месяц Гена немного приболел и взял пару дней отгула. Сидя дома, он подумал, что не следует примерному мужу, гражданину и военному просто лежать в постели, и затеял генеральную уборку. Он принялся тщательно натирать полы. Дойдя до кухни, Геннадий собрался заодно помыть окна. Отодвинув занавеску, он резко остановился. Его лицо побелело. Он смотрел в одну точку, не моргая. Весь мир сосредоточился в ней. На занавеске висел зацепившийся за нее иголками высохший кактус.

Вечером пришла Жанна.

— Гена, как твое здоровье? Чем занимался? О, я смотрю, ты убрался в квартире! Помыл полы и мусор вынес!

— Да, я вынес мусор. Нужно было кое-что выкинуть. Посмотрим программу «Время покажет»?

Автор: Кирилл Афанасьев

СПАСИБО!

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ ОЧЕВИДЕЦ НА ЯНДЕКС ДЗЕН