Интервью
May 11, 2019

Переехать в Прагу. Никто не верил, что я это всерьёз

В 2011 году Артём из Красноярска, купив билет в один конец, переехал в Прагу. Без финансовой поддержки, без чёткого плана действий, с минимальным знанием языка. На сегодняшний день Артём прожил в Чехии уже 8 лет, работает в небольшой фирме, снимает образовательные видеоролики о чешском языке (канал Kurz Češtiny на youtube) и ведёт канал Čeština hrou в Telegram.

Как возникла идея о переезде? Как отреагировали родственники, друзья и знакомые? С чем расставаться было сложнее всего?

Идея переезда возникла в 2010 году, когда я активно сидел на языковом сайте и изучал разные языки. Попробовав множество языков, я остановился на чешском. Потом начал всё чаще натыкаться на информацию об этой стране. Узнал, что в ЧР действовала программа по привлечению высококвалифицированных специалистов, но как раз в том году она и закрылась. Однажды ехал в автобусе домой, повернул голову и увидел рекламный баннер «Бесплатное образование в Чехии». Я позвонил в по указанному номеру и мне подробно рассказали, сколько стоит это «бесплатное» образование. Эта была немаленькая сумма, и меня некому было спонсировать, но я себе сказал, что принимаю этот вызов и докажу себе, что в этой жизни могу делать всё, что хочу. И год спустя жил в Праге.

Родители особо не реагировали. Мне кажется, никто не верил, что я это всерьёз. Пару раз мама говорила, что будет за меня переживать и что мне не стоит никуда ехать, но я ей достаточно быстро и доходчиво объяснил, что свою жизнь я могу жить так как хочу.

Так как чемоданы не резиновые и за перевес не хотелось платить, то многие вещи пришлось оставить в России. Например, многие книги.

Почему Чехия?

Мне часто задают этот вопрос и я никогда не знаю, как на него ответить. Всегда говорю, что так сошлись звёзды. Рука судьбы. На самом деле просто это была первая страна, куда у меня было четкое представление как переехать. Со всеми организационными вопросами мне помогала компания-посредник курсов чешского языка. Если бы тогда вместо Чехии мне предложили поехать в другую страну, то я бы поехал.

Расскажи историю своего переезда? Всё ли прошло успешно или были подводные камни?

Сразу скажу, что я уехал не из-за политической ситуации в стране или тому подобное. Мне просто хотелось приключений. И сменить климат.

Я ехал на годовые курсы изучения чешского языка в Праге, по окончании которых я бы мог поступить в чешский ВУЗ. В процессе я понял, что уже итак достаточно образован и больше не хочу учиться в ВУЗе. Это была моя ошибка, которая мне сейчас аукнулась.

В целом переезд прошел гладко за исключением того, что мне задержали визу на месяц. Но я считаю, это даже к лучшему, так как смог сэкономить деньги на проживание за этот месяц. У меня не было четкого долгосрочного плана. Я хотел переехать, знал, что мне нужно сделать, чтобы переехать, но никакого представления или мыслей о том, чем буду заниматься и как буду выживать в самой Чехии, у меня не было.

Я приехал с 10 тысячами чешских крон в кармане (на это время курс был примерно 1,7 к российскому рублю и 0,04 к евро). Все расходы на аренду и курсы чешского были оплачены заранее, поэтому с этой маленькой суммой мне предстояло выживать в новой стране. Было непросто, приходилось жутко экономить на всем, но на 4 месяца мне удалось растянуть. Первый месяц — самый затратный, так как ещё привыкаешь к ценам на продукты, нужно купить проездной, сим-карту и так далее.

Какие стереотипы о стране подтвердились, а какие разрушились?

Так получилось, что я ничего не знал об отношении чехов к русским и всей той истории с вводом войск в Чехословакию в 1968 году. Для меня это стало большим открытием. В школе мы поверхностно об этом говорили, но даже представить не мог, что люди могут так остро на это реагировать, что всё это живёт в наши дни. О самой Чехии у меня тоже не было никакой особой информации. Поэтому приехал чистый, готовый удивляться и познавать новый для себя мир.

Что скажешь про курсы чешского языка, на которых ты учился?

Я считаю, что мне очень повезло с курсами чешского. Они давали хорошие знания, которыми пользуюсь до сих пор. Более того, сами курсы очень сильно повлияли на меня и изменили мое отношение ко многим вещам. Например, я смог увидеть другую точку зрения на образовательный процесс. Это было замечательное время, о котором я с теплотой вспоминаю. Также там познакомился с разными людьми, с которыми мы дружим до сих пор. Путь, пройденный вместе, сильно сплачивает и объединяет.

Расскажи про свой опыт преподавания русского языка. Какие люди приходили на курсы и для чего? Легко ли дается для иностранцев русский язык?

Языки начал преподавать от безысходности. Очень нужны были деньги и я искал любую работу. Так получилось, что языковая школа мне ответила первой.

В основном преподавал в компаниях. Обычно моими студентами были чехи и словаки. Позднее — итальянцы, французы, сербы.

Для славян русский интуитивно понятен. Большая проблема — произношение и ударения. Русская грамматика, например, намного проще чешской. Как правило людям русский нужен был для работы и командировок в России. Но преподавать русский очень сложно из-за отсутствия адекватных материалов. Их просто не существует на рынке. Очень многое приходилось переделывать и создавать с нуля.

Как ты заводил знакомство с жителями Чехии?

В попытках тренировать свой чешский я бросался в разные авантюры. Ходил в некоммерческие организации, давал объявления в Карловом университете, что ищу языковой обмен русский-чешский. Сайты знакомств мне, кстати, сильно помогли улучшить мой письменный чешский.

Где ты работаешь сейчас?

В конце 2018 года я окончательно осознал, что в работе преподавателя в языковой школе нет никакого будущего и решил вернуться к своей изначальной профессии — бухучет. Всё пошло не совсем так, как я планировал, из-за особенностей чешского законодательства, поэтому в настоящий момент подрабатываю бухгалтером в маленькой фирме и преподаю чешский для иностранцев в одной международной компании.

Что должен знать каждый перед въездом в страну:

  • тип визы можно изменить по истечении 5 лет пребывания в Чехии (не касается видов на жительство на основании отношений с гражданином ЕС). Иначе придётся выезжать на родину и заново подавать документы, при этом счётчик пребывания для получения ПМЖ обнуляется;
  • если нет ПМЖ, не обучались в чешском ВУЗе, не состоите в отношениях с гражданином ЕС, то официально устроиться на работу по трудовому договору или сменить работодателя будет очень проблематично. Нужно будет пройти через очень долгую процедуру. Компании идут на такое только ради редких специалистов, и чаще всего просто отказывают и берут кого-нибудь «непроблемного».

Таким образом, приехать в Чехию на годовые ����урсы по учебной визе и через год сменить её на рабочую или визу предпринимателя не получится.

Как возникла идея создавать образовательные видеоролики о чешском языке?

В 2012 в ВК я увидел оповещение, что открывается группа чешского языка. Написал владельцу, что готов быть их администратором, меня взяли и даже полгода платили зарплату. Спустя несколько дней, сидя на кровати, у меня появилось желание записать какое-нибудь обучающее видео, где бы я смог объяснить азы чешского языка и одним махом ответить всем сразу на типичные вопросы, поступающие от подписчиков группы. Только я не ожидал, какие массовые и положительные комментарии получу.

Общаешься или сотрудничаешь с другими создателями контента о чешском языке или о Чехии?

Нет, но очень бы хотел. У меня сложилось впечатление, надеюсь ложное, что меня боятся и обходят стороной. Надеюсь, это не так. Поэтому, если вы это читаете и у вас есть интересные идеи, свяжитесь со мной. Я открыт для всего.

Произошли ли в тебе изменения после переезда?

Конечно. Я провел в Чехии около 8 лет и это большой этап в моей жизни. Начнем с того, что я просто повзрослел. Путешествовал, встретил много разных и интересных людей. Значительно расширился мой кругозор, улучшились навыки владения иностранными языками. Я стал спокойнее, стал менее эмоционально воспринимать удары судьбы, ровно как и верить в судьбу и высшие силы.

Как часто приезжаешь в Россию в гости? Как чувствуешь себя на родине? 

В Россию я не приезжаю. У меня там ничего нет и это просто дорого. Если я захочу потратить данную сумму денег, я знаю много других способов как это сделать. Мой дом — Европа. В данный момент Прага — моя родина. Поэтому на родине я чувствую себя отлично.

А как же родители и друзья?

Есть скайп и интернет. Не обязательно видеться каждый день, чтобы поддерживать отношения. Иногда расстояние только укрепляет вашу связь, часто вообще на это никак не влияет.

Что может заставить вернутся обратно, в Россию?

Депортация.

Карта телеграм-каналов об эмиграции, на которой можно найти блог практически из любой страны мира.