November 29, 2020

И взрослым, и детям. Как правильно хвастаться и зачем

Если мы не приучены замечать свой промежуточный успех, при неудаче мы откатываемся к нулевой отметке.

О белом и черном хвастовстве. У взрослых и детей. Его силе и слабости.

На одном из семинаров, когда мы со студентами проходим четырехлетний возраст, мы заново «учимся хвастаться». И иногда для взрослых это бывает до слез сложно. Но когда после игры в «хвастушки» я спрашиваю группу: «Как вы себя сейчас чувствуете?», практически всегда слышу в ответ: «Весело и есть ощущение силы». При «белом» — корректном — хвастовстве мы возвращаем себе силу, опору, даем себе возможность «присвоить» свои же качества, обретения, успех. На самом деле, мы возвращаем себе силу внутренней территории, силу Я, которую потеряли как раз в 4−5 лет.

В правилах игры в «хвастушки» есть рассказ о Белом хвастовстве — когда мы говорим о себе, начиная со слов «А я…» или «Я…». Говорим правду. О том, что считаем своими достижениями, о маленьких шагах, которые сами решаем отметить. Это не должны быть подвиги, это наши «простые» умения, реакции, позволения.

Мы следим за тем, чтобы не переходить в «черное хвастовство», говоря «а я лучше, чем… а я тоже… а у меня». Мы не хвастаемся детьми, мужьями, женами. И после позволения себе этого «А я…» мы аплодируем, каждому. И я этого не прошу, но студенты сами аплодируют самим себе. И так удивительно, как мы, взрослые, вначале смущенно, а потом с радостью принимаем эти аплодисменты. Это очень сильно и трогательно.

В «белом хвастовстве» может оказаться: а я сегодня сделал зарядку, а я научилась готовить борщ, а я сегодня ни разу не кричала на ребенка, а я сегодня выспалась, а я на работе все успел, а я разобралась в настройках Zoom…

Совсем недавно мы разговаривали с дочкой. У нее что-то не получалось, она расстроилась, но сказала: «Если что-то не получается, нужно сделать один шаг назад». Я буду рада, если она сможет это себе сказать и во взрослом возрасте.

И взрослым клиентам, и студентам я напоминаю: столкнувшись со сложностями — вернуться на предыдущую точку «закрепленного результата» и опоры. Но ведь она должна быть, эта опора.

Если мы не приучены отмечать, замечать свой «промежуточный» успех, при неудаче мы откатываемся к нулевой отметке — не к предыдущей ступеньке, а к самому началу. А формируется этот навык «замечать успех» как раз в «белом хвастовстве» четырех лет.

Помните, в нарциссизме наше Я делится на «я — великий» и «я — ничтожный»? Умение отметить свой реальный шаг, без сравнения с другими, помогает нам удержаться между этими частями в равновесии.

От 2 до 4 лет — самый «точечный» возраст, когда мы осваиваем «личностный контур развития», когда мы учимся говорить «я», «мое», «нет» — все эти простые слова, а на самом деле «слова-силы», которые помогают обозначить границы личности. То есть то, где я начинаюсь и заканчиваюсь, на что могу влиять, к чему принадлежу я и что принадлежит мне.

Если в этом возрасте ребенок не освоил «белое хвастовство», силу внутренней территории «я могу, я умею…», он будет использовать как компенсацию «черное»: «А у меня…(айфон, одежда от…, папа-депутат)», «А я круче, чем…». И это может проявляться в любом возрасте.

Если в это время ребенку не дали возможность почувствовать его силу, если он рос с посланиями «я — последняя буква в алфавите», «не высовывайся», «скромность украшает человека», если его внимание обращали больше на недостатки, чем на «обретения», ему во взрослом возрасте может быть сложно написать резюме, позволить себе презентовать свою идею или проект, проявить и почувствовать свою компетентность. Даже совершая подвиги, даже создавая уникальные вещи и проявляя совершенно уникальные качества, ему может быть сложно в это поверить — и с достоинством присвоить себе свой успех. Человек, получивший эту опору, в большей степени спокоен. И ведь позволяя себе отмечать то, что стало нашей маленькой победой, мы делаем вклад в нашу дофаминовую систему.

источник